Статья: "Воспитание школьников".
материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание школьников на примере туристско-краеведческой деятельности.
Важное место в воспитании учащихся занимают туризм и краеведение. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы.
Туризм и краеведение в нашей стране стали массовым явлением в общественной и социально-культурной жизни. Путешествия, походы, экскурсии стали одним из излюбленных видов активного отдыха людей в нашей стране. Создаются все более благоприятные условия для организации содержательного культурного досуга молодежи. Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, становится неотъемлемой частью коллектива, учится беречь окружающую природу. В походе приобретают навыки выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.
Туризм в системе образования России является традиционным и эффективным средством воспитания школьников и молодежи, создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоуправления и самоорганизации; общественной активности и дисциплины; преодоления всевозможных препятствий , обеспечение безопасности ,что в конечном итоге и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
Принимая во внимание, что дети и молодежь - будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду перед педагогами школы, дополнительного образования, сегодня стоят первоочередные задачи: формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся; воспитание экологической культуры личности. Профессиональная ориентация учащихся; внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана.
Отдых и оздоровление детей в природной среде, формирование навыков выживания в ней; эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и социальной среде обитания. Новые экономические отношения, происходящие в стране, обострили проблемы в детском спортивно-оздоровительном туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма. Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей. Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе с детьми:
- личностно-деятельностный;
- индивидуально-творческий;
- культурный;
- целесообразности;
- природосообразности;
- краеведческий;
-целостности воспитательного процесса
Исходя из этих теоретических позиций можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться. Основная задача педагога заключается в создании модели по формированию развивающей и обучающей среды для подростков.
В педагогической науке последних лет отмечалась особая эффективность здоровья сберегающих технологий, решаются задачи профессиональной ориентации и самоопределения в детском спортивно-оздоровительном туризме. Познавательно-оздоровительные мероприятия, которого проводятся в различных условиях природной среды.
Предмет исследования - методы и формы формирования познавательного интереса детей через туристско-краеведческую деятельность на уроках географии и во внеурочное время.
Цель исследования – изучить условия формирования познавательного интереса детей через туристско-краеведческую деятельность, методы оздоровления детей средствами туризма в условиях дикой природы
- выявить основные критерии формирования познавательного интереса детей через туристско- краеведческую деятельность;
- определить социально-педагогические основы детско-юношеского туризма и систематизировать основные требования к гармоничному развитию ребенка средствами туризма.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность. Поэтому, необходимость изучения и обобщение собранных материалов для ТКД и определила тему моего исследования. Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой. Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной, или как сказали бы классики - природосообразной деятельностью. Использование разнообразных туристских и технических средств в туристском лагере: лазание по скалам, преодоление природных препятствий, работа с различными приборами и механизмами, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе, туристском слете.
Основу личностно-деятельностного подхода в экологическом воспитании детей в походе составляет общественно-полезная экологическая деятельность. Она отвечает следующим требованиям:
подчиняется основополагающим воспитательным задачам;
имеет коллективный характер проведения, основанный на принципах ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;
адекватна личным потребностям, целям, мотивам;
является творческой;
способствует активизации деятельности школьников;
имеет высокий уровень организации;
базируется на принципах самоуправления, самодеятельности;
учитывает возрастные и индивидуальные особенности;
имеет комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные формы экологической деятельности; осуществляется непрерывно и систематически.
Вся учебно-воспитательная работа в походе строится на полном самоуправлении. Детские туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме. Например, изучая новый природный район, дети в походе ведут наблюдения за погодой, описывают геологическое строение, собирают гербарий из растительности, ведут гидрологические и фенологические наблюдения, делают описания флоры и фауны. Что, в свою очередь приводит к закреплению и упрочнению полученных на уроках знаний. Летний отдых детей в горах, являясь итогом учебного года, вместе с тем, обладает возможностью наиболее полно реализовать на практике знания, полученные учащимися в течение года. Не просто отдых и развлечения, но и предстоящая работа, изучение нового, еще неизвестного, делают для ребят. Наиболее привлекательной и интересной формой по сравнению с другими видами отдыха. В туристском походе ставятся конкретные задачи в условиях конкретного региона. То есть экспедиция – это определенная модель организации познавательной деятельности учащихся.
Для накопления краеведческого материала большое значение имеют экскурсии. Экологическое воспитание и обучение учащихся в туристско-экологическом походе и экспедиции проводится в рамках разнообразных организационных форм:
это маршрутная экскурсия на местности;
беседы, наблюдения;
самостоятельные исследования детей в природе;
индивидуальные и групповые консультации;
природовосстановительные и природоохранные работы …
Например: дети проводят очистку и оборудование родников, туристских стоянок.
Туристско-краеведческая деятельность является важным звеном в преподавании географии в школе. Преподавая географию, не устаю говорить детям, что это наука об окружающей нас жизни. Туристические походы являются тому доказательством о многогранности нашей природы и адаптации в ней. Здоровый образ жизни подрастающего поколения залог здоровой нации нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
Опыт работы в гимназии № 441....
СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»
Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...
Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"
Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...
Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...
статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...
Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприя...
Статья Воспитание школьников при обучении биологии
В пароцесее усвоения биологии обучающиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение обучающимися системы...