Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий", сформированный в процессе работы над общешкольными праздниками и мероприятиями в коррекционной школе-интернате для детей с нарушением слуха. Описаны все этапы работы педагогов по подготовке и проведению праздника в школе-интернате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание школьников с нарушением слуха
в процессе внеурочной деятельности
через организацию и проведение общешкольных мероприятий
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает работа по духовно-нравственному воспитанию школьников с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведётся поиск различных вариантов совершенствования воспитания. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», выступление президента РФ «О стратегии развития России до 2020 года» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если любой человек, в том числе и человек с нарушением слуха, будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса одним из приоритетных направлений в деятельности нашей школы-интерната признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Основная цель воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
На наш взгляд, большой потенциал для духовно-нравственного развития обучающихся воспитанников с нарушением слуха имеет коллективная творческая деятельность, способствующая слухоречевому общению, развитию речи.
Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям с нарушенным слухом. Праздник раскрывает возможности всестороннего развития ребенка с нарушенным слухом.
В нашей школе-интернате воспитателями традиционно проводятся календарные и тематические праздники, конкурсы и развлечения для воспитанников разных возрастов.
Подготовка и проведение праздника для школьников с нарушенным слухом – это сложная работа, требующая активной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно соблюдать все этапы подготовки праздника. Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником:
I этап – предварительное планирование. При составлении плана работы на учебный год происходит выбор праздников, сроки их проведения, назначаются ответственные.
II этап – работа над сценарием. Создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный речевой и музыкальный материал. При разработке сценария учитывается тот факт, что в общешкольном мероприятии принимают участие школьники разного возраста, имеющие различные произносительные способности, разный уровень слухового восприятия. При соблюдении этих особенностей создания сценария праздничное мероприятие проходит при эмоциональной активности школьников, даёт хорошие результаты в плане формирования нравственных качеств.
При проведении праздников в школах для детей с нарушением слуха часто встречается вид творчества, который не используется в обычных школах. Это жестовая песня.
Жестовая песня – особый вид искусства, доступный не каждому. Обычно, жестовая песня ассоциируется со слабослышащими людьми – идет фонограмма песни, а артист переводит слова языком жеста. Актуальность и уникальность жестовой песни состоит в том, что этот вид деятельности дает возможность детям с нарушением слуха заниматься творчеством в качестве равноправных участников культурной жизни общества за рамками образовательных учреждений.
Также особенно любим детьми с нарушением слуха такой вид творчества как пантомима. Пантомима - это театральное представление, в котором смысл и содержание происходящего передается с помощью жестов, пластики и мимики, с помощью которых артисты «разговаривают» на сцене. Занятие пантомимой занимают особое место в системе духовного воспитания людей с проблемами слуха, помогает неслышащему человеку войти в чудесный мир творчества, овладеть магическим языком.
III этап – предварительное знакомство воспитанников с праздником, выбираются воспитанники, которые будут принимать участие в мероприятии, определяются задачи проведения мероприятия.
IV этап – репетиции. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам.
На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Учитель-дефектолог слухового кабинета принимает участие в распределении между воспитанниками выступлений, связанных с речевой деятельностью с учетом уровня их общего и речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных особенностей учащихся.
На индивидуальных занятиях проводится специальная работа, направленная на достижение внятного и достаточно естественного, выразительного воспроизведения целостных текстов.
Очень значимо в процессе праздника оформление, которое, прежде всего, должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться, чтобы оформление развивало у школьников художественный и эстетический вкус, было понятно для детей, создавало у всех радость настроения, предвосхищающее событие.
Во время репетиций определяется необходимое оснащение помещения, где проводятся праздничные мероприятия, сурдотехническими средствами, обеспечивающими воспитанникам комфортное восприятие речи, неречевых звучаний, музыки с помощью индивидуальных слуховых аппаратов независимо от их месторасположения в зале, оснащение микрофоном, усиливающем звучание речи выступающих, что способствует повышению ее разборчивости.
V этап – проведение праздника. Проведение праздника в школе-интернате для детей с нарушением слуха имеет свои особенности.
Для полноценной передачи речевого материала праздника, создания эмоционального настроя создаётся мультимедийная презентация. В ней тщательно продумывается и распределяется по слайдам материал сценария с учётом размера текста, красочного оформления слайда, не мешающего воспринимать материал. Обязательно корректируется место расположения экрана для показа презентации, учитывается комфортное исполнение творческих номеров праздника, а также возможность полноценного просмотра презентации зрителями.
Помимо использования на празднике сурдотехнических и технических средств, обеспечивающих восприятие речи, музыкального материала, при проведении праздника в коррекционной школе для детей с нарушением слуха ведётся сурдоперевод для воспитанников и гостей, имеющих тяжёлое нарушение слуха.
VI этап – подведение итогов. На данном этапе задача взрослых состоит в том, чтобы «привязать» к светлым, радостным, ярким впечатлениям, которыми богат праздник, те умения, навыки и знания, которые воспитанники получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых школьники вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Просмотр рисунков, фотографий, видеозаписей праздника помогает глубже почувствовать его содержание, сохранить хорошие воспоминания и, что очень важно для детей, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагогов школы-интерната, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, обусловленные особенностями работы с детьми, имеющими нарушение слуха.
В результате работы по проведению общешкольных праздников и конкурсов в школе-интернате для детей с нарушением слуха у школьников формируются духовно-нравственные и патриотические качества, способствующие развитию творческой личности, готовой к самостоятельной жизни в современном обществе. Работа по проведению общешкольных мероприятий расширяет возможности воспитательной работы по всестороннему воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Корнильева С. Ю. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 914-917.
- Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. / Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы./ СПб, 1998.
- Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. / Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.
- Палкина Т.Н. Речевые праздники в школе слабослышащих детей. / Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СПб, 1997. /
- Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности слабослышащего ребенка. / Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 1998. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»
В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....
Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи младших школьников с нарушением слуха посредством использования на занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидакт
Доклад составлен на основе личного опыта....
формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса
В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса...
Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом
Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...
формирование коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха
материал содержит обобщение опыта по теме...
Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...
Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики"
Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики" в сботника материалов научно-практической ...