Урок по теме "Класс Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок с использованием технологии развития критического мышления
Тема
Класс Земноводные, особенности их строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.
Приемы: таблица «З.Х.У», «фишбоун», «синквейн».
Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде; продолжить формирование умений наблюдать, выявлять черты приспособленности к среде обитания.
Литература: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Многообразие живых организмов». 7 кл., Энциклопедия для детей. Биология. М. «Аванта», 1999 г., Б.Н. Орлов «Ядовитые растения и животные СССР»
Автор: учитель биологии высшей категории Хляпова Н.Г.
Оборудование: таблица « Тип Земноводные», влажные препараты, скелеты земноводных.
Ход урока
На данном уроке реализуется схема вызов- осмысление- рефлексия. Основные приемы-таблица « Знаю- хочу узнать – узнал » (этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся информацию по теме, расширить знания по изучаемому вопросу, их систематизировать); схема «Фишбон» (используется для того, чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли четко сформулировать проблему,
обозначить направления поиска ее решения).
1.Стадия вызова.
Урок начинается с рассказа старинной финской сказки, в которой говорится о том, что жили на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!». И превратилась она в кукушку. А вторая захотела: «Чтобы такое получилось из меня, за чем гоняются все люди!». Фея превратила ее в белку. Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!»
- В кого же превратилась младшая царевна? Как правило, ребята правильно отвечают, что фея превратила младшую царевну в лягушку.
-Чем же так необычны земноводные, почему на них «дивятся» все люди? Ученики предполагают, что живут амфибии в двух средах обитания, и это отразилось на их строении..
На следующем этапе вызова учащимся предлагается вспомнить, что им известно о земноводных и заполнить левую часть таблицы «З.Х.У». Учащиеся работают в парах и заполняют таблицу в тетрадях.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Холоднокровные. | ||
2.3-камерное сердце. | ||
3.Позвоночные и т.д. |
Учащиеся слушают ответы товарищей и дополняют записи в тетради.
Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать», для ее заполнения прошу учащихся задавать вопросы.
-Что бы вы хотели узнать о земноводных?
Например:
- Почему земноводные вышли на сушу?
-Как устроены амфибии?
-Как они приспособлены к среде обитания?
Нередко у учеников возникают вопросы, связанные с мифами об этих животных. Например, могут ли от лягушек быть бородавки? И т. д.
Далее акцентирую внимание учащихся на том, что мы будем изучать амфибий в течение трех уроков и постараемся ответить на все поставленные вопросы, но главная цель сегодняшнего урока состоит в том, чтобы раскрыть особенности строения земноводных, связанные с жизнью на суше.
-Как вы думаете, от кого произошли амфибии?
-Какие животные относятся к амфибиям?
Учащиеся отвечают на эти вопросы, используя рисунки учебника (В.Б. Захаров, Н. И. Сонин «Многообразие живых организмов».7 кл., с.186-187).
350 млн. лет назад на Земле было очень жарко, водоемы пересыхали, в воде было мало кислорода и амфибиям ничего не оставалось, как выйти на сушу и приспособится к жизни на ней. Первые земноводные- стегоцефалы. Но все-таки полностью порвать связь с водой амфибии не смогли. Рассматривая таблицы, влажные препараты, ученики выясняют какие приспособления остались у земноводных в связи с жизнью в воде.
2.Стадия осмысления.
На этой стадии переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющуюся у нас информацию.
Главные источники информации - текст учебника и «Сравнительная таблица сред обитания».
Учащимся предлагается изучить свою часть текста учебника, ознакомится с характеристикой воздушной среды обитания, рассмотреть влажные препараты «Строение лягушки», скелеты земноводных.
1 ряд- с. 188
2 ряд- с.189
3 ряд- с. 190
В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.
На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних косточках по мере чтения текста выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Сравнительная характеристика сред обитания
Характеристика среды обитания | Вода | Суша |
Плотность среды | Высокая | Невысокая |
Доступность кислорода | Количество кислорода относительно невелико | Количество кислорода постоянно и доступность неограниченна |
Вес тела в среде | Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой | Вес тела определяется силой тяжести |
Испарение с поверхности тела | Испарения нет | Существенное испарение, особенно при высокой температуре |
Температурный режим | Колебания температуры незначительны | Существенные колебания температуры |
Прозрачность среды | Небольшая | Большая |
Представим на схеме, как может выглядеть описание основной проблемы, рассматриваемой в тексте.
Необходимые пояснения: работа проводится в группах по четыре человека.
причины
Как приспособиться вывод
К жизни на суше?
Факты
По ходу составления схемы, ученики делают вывод о том, что амфибии в процессе эволюции приспособились к жизни на суше, но не утратили связь с водой.
3. Стадия рефлексии.
Группы представляют свою часть схемы «Фишбоун», обмениваются информацией, дополняют ответы друг друга. Далее напоминаю ребятам главную цель урока, ученики перечисляют приспособления земноводных к жизни на суше.
Затем предлагаю вернуться к таблице «З.Х.У.» и заполнить правую часть таблицы. Ученики записывают, что нового они узнали на уроке и составляют общую характеристику класса Земноводных.
Последним этапом работы станет написание «синквейна» со словом «амфибия».
Например:
Амфибия
Холоднокровная, скользкая
Прыгает, дышит, питается
Первое наземное позвоночное животное
Земноводное.
Задание на дом:
Стр.186-188 учебника, № 121 в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс
Презентация...
Урок-видеоканал "Многообразие земноводных"
Цель урока: показать многообразие земноводных. Задачи:показать характерные особенности земноводных;выявить взаимосвязь строения земноводных с образом жизни;познакомить с редкими и исч...
урок- смотр знаний "Земноводные и пресмыкающиеся"
Основная цель урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся и земноводных, о взаимоотношениях их со средой обитания; раскрыть роль животных ...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Урок по теме «Земноводные»
Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране....
урок-экскурсия "Мир Земноводных"
Урок по теме «Мир Земноводных» проводится в форме экскурсии. Выбираются экскурсоводы из числа учащихся, раздаются задания. В период подготовки к уроку учащиеся подбирают матери...
План - конспект урока с презентацией "Земноводные"
Данный урок продолжает тему «Многообразие животных» в цикле уроков по УМК по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой...