Урок по теме «Земноводные»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Зарыпова Ольга Николаевна

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zemnovodnye.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приморская СОШ»

Урок  в 7 классе по теме

 «Земноводные»

Подготовила: Зарыпова Ольга Николаевна –

учитель биологии первой квалификационной

 категории МБОУ «Приморская СОШ»

п. Приморский

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране.

Задачи:

обучающие – освоение знаний о земноводных, как части живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

развивающие - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; умение анализировать, обобщать, делать выводы

 воспитывающие - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, таблица «Класс Земноводные», аудиоаппаратура.

Ход урока

  1. Организационный момент (Приветствие, проверка рабочих мест)
  2. Подготовительный.

Учитель: Внимание! Ребята, сейчас я вам покажу предметы, которые изобрел человек, наблюдая за животными, которых мы сегодня будем изучать (показывает ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской).

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – земноводных. Это необычные животные (демонстрация слайдов с изображением земноводных). У одних они вызывают брезгливость, другие безжалостно их истребляют, кто-то сочиняет про земноводных разные небылицы. Например: «Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи». Или: «Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевы». Многие считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. Справедливы слова Альфреда Брема: «Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, как семейство жаб …» Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек и им подобных?

Учащиеся могут перечислить такие признаки: как скользкие, холодные, страшные, неожиданно прыгают из-под ног. По ходу учитель демонстрирует изображения наиболее красивейших.

  1. Основной

Учитель: Что означает слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?

Выслушав предположения, учитель разъясняет: слово амфибии имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие». Русское название земноводные содержит в себе название сред, где обитают животные. Амфибии появились на Земле более 350 млн лет назад. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.

Учащиеся работают с таблицей – соотносят предложенные характеристики со средами обитания.

  1. Водная среда
  2. Наземно-воздушная среда

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

К

Л

М

Н

        А. Плотность среды высокая.

        Б. Плотность воды невысокая

        В. Количество кислорода относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от внешних условий.

        Г. Количество кислорода постоянно, а доступность неограниченна

        Д. Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.

        Е. Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.

Ж. Существенное испарение, особенно при высокой температуре.

З. Испарения нет, избыток влаги.

К. Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года.

Л. Колебания температуры в ограниченных пределах.

М. Прозрачность среды небольшая.

Н. Прозрачность воды большая.

Физпауза.

Учитель: Запомните, что средой обитания организмов называют комплекс окружающих условий (факторов среды), влияющих на их жизнедеятельность. А под приспособленностью (адаптацией) понимают совокупность тех особенностей строения организмов, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях (демонстрация слайда).

Какие особенности строения необходимы земноводным животным для жизни в воде и на суше? Какие приспособления к жизни в воздушной среде возникли у земноводных?

Просмотр фильма об особенностях строения земноводных (после просмотра фильма работают три группы, используют таблицы, обобщают, делают выводы). Первая группа выделяет приспособления земноводных, позволяющие им существовать в наземно-воздушной среде. Вторая группа указывает признаки, благодаря которым земноводные не потеряли свою связь с водой. Третья группа сообщает интересную информацию о значении земноводных.

Учитель: При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для более ранних позвоночных. И если бы животным выдавались патенты, то земноводные получили бы их за такие достижения.

Выступление первой группы

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа).
  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало четырехкамерным. Четырехкамерное сердце амфибиям и не нужно – ведь кровь, поступающая в сердце из подкожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом система кровообращения у лягушек устроена так, что самый важный орган тела – головной мозг – снабжается почти артериальной кровью.
  3. Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
  4. Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.
  5. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.
  6. Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.
  7. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Научившись прилично слышать, амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели о голосовой аппарат.

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. например, у нас, как и у амфибий, передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти, имеющей запястье, пясть и пальцы; задние конечности состоят из бедра, голени и стопы с предплюсной, плюсной и пальцами.

Физпауза.

        Учитель: Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой. Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

Выступление второй группы

  1. Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы. У многих лягушек пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
  2. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
  3. Икра лягушек и их личинки не могут противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий возможно только в воде.

Выступление третьей группы.

  1. Можно сделать вывод о том, что лягушка животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Это поистине удивительные создания. Если вы еще не убедились в этом, то, может быть, следующая информация снимет последние сомнения.
  2. Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает лягушек от более крупных врагов. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающее средство. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Японцы готовят из лягушек препараты для лечения опухолей.
  3. Глаза лягушек различают только движущиеся предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только тогда, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза. Они применяются при слежении за самолетами и вместе с аэродромными локаторами делают полеты более безопасными.
  4. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеры и квинтеты, в которых есть свои запевалы. Голосом лягушки могут соперничать с птицами.
  1. Итоговый

Программированный опрос «Среда обитания и особенности строения земноводных».

  1. Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к обитанию в воде.
  1. Короткое тело, лишенное хвоста
  2. Заостренная клиновидная голова
  3. Перепонка на задних конечностях
  1. Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к наземному образу жизни:
  1. Широкое туловище
  2. Наличие конечностей
  3. Клиновидная голова

3.Какую еще функцию выполняет эта слизь, которая выделяется кожными железами и предохраняет лягушку от высыхания?

1. Помогает добывать пищу

2. Помогает передвигаться в воде, уменьшая ее сопротивление

3. Защищает организм от бактерий.

4.Признаком чего являются подвижные веки лягушек?

1. Приспособленность к жизни в воде

2. Хорошего зрения

3. Наземного образа жизни.

5.При помощи какого органа дышат наземные позвоночные, в том числе и лягушки?

1. При помощи легких

2. При помощи ротовой полости

3. При помощи носовой полости

6.Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?

1. Лягушка плывет вперед, отталкиваясь задними лапами

2. Задние конечности обеспечивают всплытие лягушки

3. Задние конечности управляют положением тела в воде.

Домашнее задание (на выбор)

  1. Работа с текстом учебника.
  2. Подготовить презентации «Эти загадочные земноводные» или сообщения.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились? Чем были удивлены?

Ответы учащихся.

Учитель: И закончить урок хочется норвежской приметой: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».

Выставляются оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Земноводные"

Урок по теме "Земноводные"...

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

Задачи:Обучающая: обеспечить повторение учащимися знаний о строении и основных процессов жизнедеятельности Рептилий и Амфибий. Повторить многообразие и основные систематические группы земноводных и пр...

Урок по теме "Земноводные"

План-конспект урока "Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее строение лягушки.Земноводный образ жизни"....

Конспект урока по теме "Земноводные" для 7 класса

Конспект урока по учебнику 7 класса авторской программы Пономаревой....

урок по теме Земноводные

урок по теме Земноводные 7 класс...

Модульный урок по теме земноводные или амфибии

Модульный урок по теме земноводные или амфибии...

Урок по теме "Земноводные"

Урок по теме "Земноводные"...