урок-экскурсия "Мир Земноводных"
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
Урок по теме «Мир Земноводных» проводится в форме экскурсии. Выбираются экскурсоводы из числа учащихся, раздаются задания. В период подготовки к уроку учащиеся подбирают материал по определенной теме. Вместе с учителем из всего материала отбираются наиболее интересные и значимые факты. Определяется порядок выступления учащихся – экскурсоводов. На уроке используется презентация, что позволяет рационально использовать время урока и развивать дальнейший интерес к изучению данной темы через наглядность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
тема: «Мир земноводных»
цель: познакомить учащихся с классификацией и многообразием амфибий, показать особенно
сти строения и образ жизни разных отрядов амфибий и их практическое значение.
задачи:
- рассказать о некоторых предтавителях класса Земноводные;
- раскрыть значение земноводных в природе и для человека;
- подчеркнуть полезное значение лягушек и жаб, необходимость их охраны.
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Объяснение нового материала.
План экскурсии
- Экскурсия в прошлое Земли.
- Классификация земноводных.
- Экскурсия в современный мир земноводных:
1. Отряд бесхвостые:
а) лягушка озерная, лягушка малоазиатская;
б) квакши;
в) жерлянки;
г) жаба, отличительные признаки;
2. Отряд хвостатые:
а) тритоны;
б) аксолотль – личинка амбистомы;
в) огненная саламандра;
3. Отряд безногие.
4. Земноводные, занесенные в Красную книгу.
3. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня наш урок пройдет в форме экскурсии. Перед нами выступят несколько экскурсоводов. В ходе экскурсии мы с вами познакомимся с классификацией и некоторыми представителями класса Земноводные. Перед вами план экскурсии (слайд №2).
2 Объяснение нового материала - экскурсия
Учитель:
1. История развития жизни на Земле насчитыывается несколько сот миллионов лет. Около 300 млн. лет назад в истории Земли свершилось вжное событие: древние амфибии, потомки еше более древних кистеперыхрыб, вышли на сушу и стали первыми наземными животными. В этот период, назывыаемым каменоуцгольным, в болотистых местах жили огромные земноводные - СТЕГОЦЕФАЛЫ (слайд № 3). Но связь с водой они сохранили навсегда.
Много легенд сложено про земноводных. Им присваивают всевозможное зло, и ,нередко, при встрече с ними люди стараются их уничтожить. А между тем известно, что в Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке (слайд № 4). Удостоилась она такой чести за особые заслуги и жертвы перед наукой: страшно представить, сколько лягушек полегло под скальпелями студентов-медиков.
Второй памяфтник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Оба памятника – дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих малоприятных животных в развитии науки. Сколько биологических и медицинских проблем помогли разрешить лягушки.
2. Сейчас известно 3500 видов – это наиболее малочисленный ласс среди позвоночных. Все они делятся на три отряда:
БЕСХВОСТЫЕ ХВОСТАТЫЕ БЕЗНОГИЕ (сдайд № 5)
Сегодня на уроке мы с вами совершим необычную экскурсию в мир Земноводных. А помогут нам в этом наши экскурсоводы.
3. экскурсовод 1:
В Краснодарском крае живут лягушки – озерная и малоазиатская (слайд № 6). Озерная лягушка – представитель отряда бесхвостые, род лягушки. Она серо-бурого или зеленоватого цета, с разными пятнами, точками и полосами, что делает ее малозаметной среди травы, гниющих листьев, палочек и сучков. У нее длинные задние ноги с перепонкой между пальцами, позволяющие ей хорошо прыгать на суше и плавать: кожа глаткая без бородавок, вседствие чего она плохо переносит сухость, верхняя челюсть с зубами.
На Кавказе, в предгорных районах, живет очень красивая малоазиатская лягушка (слайд №7). Эта лягушка держится обычно далеко от воды, ее можно увидеть в лесу, тенистых местах. Она кофейного цвета, по тбокам головы у нее темные пятна треугольной формы, брюшко светлое, почти розовое, глаза в золотом ободке. Такую лягушку можно смело назвать – царевна-лягушка. Малоазиатская лягушка высоко прыгает почти на метр над землей. Икру она откладывает в мелкие водоемы (лужи, каналы) очень рано в апреле.
экскурсовод 2:
В лесу на деревях можно увидеть лягушщку ярко-зеленого цвета. Это квакша (слайд № 8). На концах пальцев у квакши есть присоски, они и помогают квакше удержаться на стволах деревьев, на кустарниках. Эти присоски и принести квакше дурную славу. Некоторые люди убеждены, что квакша прыгает на человека, присасывается к коже так крепко, что ее невозможно оторвать, и пьет человеческую кровь. На самом деле в этом нет ни слова истины. На человека квакши никогда не прыгает. Питаются квакши насекомыми и их личинками, особенно много поедают комаров и мух. Квакшу трудно заметить среды листвы, ее маскирует зеленая окраска. А когда она сидит на стволе, увидеть ее – не меньший труд, потому что квакша меняет окраску под цвет окружающей ее обстановке. Квакши, которые живут в тропиках, быстро меняет цвет кожи, окрашиваясь всеми цветами радуги.
экскурсовод 3:
В европейской части страны распространена очень интересная группа земноводных, относящихся к роду жерлянки, например – жерлянка краснобрюхая (слайд № 9). Этот вид редко попадается на глаза, но весной и в начале лета она егко может быть обнаружена по голосу. Пение жерлянки доносится из топи болот и звучит как несколько затушенное «куу», напоминающее тусклый звук стеклянного сосуда. В общем, получается благозвучный, хотя и томительно однообразный хор. Жерлянку легко узнать по ярко-оранжевым пятнам на брюшной стороне; сверху она темная с зеленоватым налетом, и ее трудно заметить среди ила на сырой земле. Но, если несмотря на покровительственную окраску, жернлянка будет обнаружена и потревоженапреследователем, она принемает своеобразную хащитную позу, при которой становятся видимыми отдельные участки яркогй окраски ее брюшной стороны. Задрав вверх голову и одновременно выворачивая наизнанку лапки, жерлянка демонстрирует, невидимую прежде, предостерегающую окраску, как бы говорит: «Не тронь меня! Я ядовитая, несъедобная!». Жерлянка действительно ядовитая. На кожных железах выделяется едкая слизь, и многие животные ее не трогают. Однако яд жерлянки страшен далеко не всем. Теоретически жерлянки могут жить долго. Известен случай, когда жерлянка в неволе прожила 29 лет. Но в природе они живут гораздо меньше. Жерлянки приносят пользу, истребляя мух и их личинок, комаров и других вредных людям насекомых.
Учитель:
Лягушки могут приносить и пользу, и вред, в зависимости от того, где они живут. Лягушки, живущие в прудах, где выращивают рыбу (зеркального карпа, серебристого карася, линя) приносят вред так как поедают икру и мальков этих рыб. Продолжаем экскурсию.
Экскурсовод 4:
Я раскажу вам о жабах (слайд № 10). Жаб считают некрасивыми. Покрайней мере так, очевидно, считает большинство людей. Иначе некрасивость ип уродливость этих животных не стала бы нарницательной – ведь, часто, если хотят кого-нибудь оскорбить, его сравнивают с жабой. Когда-то у многих народов жаба почиталась. В легендах о сотворении мира ей отводилась важная, где и важненйшая роль. Но другие народы жабу презирали и боялись. Еще в далекой древности, проклиная кого-нибудь, желали, чтобы на проклятого человека напали саранча, вредные мухи и жабы. Жаб уничтожали всюду, где могли, просто так, чтобы уничтожить «вредное и опасное» животное. Люди малосведующие часто путают лягушек и жаб. Жабу можно легко отличить от лягушки по шероховатой бугристой коже. У нее совсем нет зубов, по бокам головы у жабы находятся кожные железы, выделяющие ядовитую жидкость. Попадая на кожу человека, эта жидкость не причиняет вреда, но следует остерегаться, чтобы эта жидкость не попала в глаза человека, так как в этом случае может быть воспаление. Икра жабы имеет форму шнура.
Очень интересна биология жабы-повитухи (слайд № 11). Она называется так потому, что самец подхватывает икру, которую мечет самка, несколько раз оборачивает шнур яиц вокруг своих задних ног и прячется с ним в сыром укромном месте, где-то под кустами недалеко от воды. Там он неподвижно сидит несколько дней и почти не питается, разве только съест случайно залетевшее насекомое. Потом он переходит воду, начинает энергично плавать. Икринки лопаются и из них появляются головастики, которые превращаются в жаб и выходят на землю.
Экскурсовод 5:
Одна из самых крупных жаб – это жаба-ага (слайд №12), которая живет в Центральной и Южной Америке. Ага — вторая среди самых крупных жаб (самая большая — жаба Бломберга): длина её тела достигает 24 см, масса — более килограмма. Самцы немного мельче самок. Кожа у аги сильно ороговевшая, бородавчатая. Окраска неяркая: сверху тёмно-бурая или серая с большими тёмными пятипо бокам головы, которые вырабатывают ядовитый секрет, и костные надглазничные гребни. Кожистые перепонки имеются только на задних лапах. Подобно другим ночным видам, у жабы-аги горизонтальные зрачки. Жаба-ага уничтожает вредителекй тропических сельскохозяйственных культур. Поэтому в 30-х годах XX столетия 150 таких жаб на самолете доставили на Гавайские острова для охраны плантаций сахарного тростника. В последствии эти жабы расселились во многих местах с тропическим климатом, но попытки продвинуть этих полезных животных к северу оказалось безуспешным.
Учитель:
Есть люди, которые незаслуженно относятся к жабам с отвращением и ненавистью. Они распространяют небылицы о том, что от жаб на руках появляются бородавки. Это неправдв. Жабы полезные животные, они уничтожают насекомых – вредителей полей. Весной многие колхозники ловят жаб и выпускают на огороды, где жабы истребляют на грядках голых слизней, гусенец бабочек и других вредитеклей, они уничтожают даже колорадского жука, которыми брезгуют птицы. Продолжаем экскурсию.
Экскурсовод 6:
Весной или в начале лета в небольших речках появляются какие-то необычные существа. То ли хвостатые лягушки, то ли водные ящерицы. Это тритоны (слайд № 13). Относятся они к отряду хвостатые земноводными. Тритоны - животные очень распространенные. Только увидеть их нелегко. Днем они прячутся в ямах, разных норах, под кочками. Выползают на охоту только ночью. А ночью разве увидишь их в зеленовато-бурых защитных костюмах. Но иногда тритонов увидеть не так уж трудно. Это когда они снимают свой скромный наряд и одеваются ярко. Особенно самцы. У них в это время появляется удивительное украшение – огрмный гребень, тянувшийся от затылка до конца хвоста. Гребень окрашен в голубые и оранжевые тона, и животное в это время, похоже на фантастическое существо. Самки хоть и не имеют гребень, стараются не отставать от кавалеров. Однако красота тритонов недолговечна: пройдет немного времени, самцы потускнеют, а гребни исчезнут. Самцы выползают на сушу, а самочки откладывают икру. Тритоны – заботливые мамаши. Тритониха приклеивает икринку, каждую в отдельности, на листья подводных растений и затем сворачивает или загибает эти листья, т.е. старается по возможности обезопасить будущее потомство. Личинки тритона уже на второй день жизни начинают усиленно питаться и быстро расти. С наступлением холодов тритоны отправляются на зимовку. Встречаются тритоны чаще всего в местах лесистых, хотя можно и встретить и на открытых равнинах.
Экскурсовод 7:
В озерах Северной Америки живут интересные животные – аксолотли (слайд № 14). Величина их 20-25 см. По бокам головы у них имеются перистые жабры. Раньше думали, что это тритоны, но когда подробно их изучили, оказалось, что это личинки амбистомы – земноводного животного, которое внешне напоминает ящерицу (слайд № 15). Интересны аксолотли тем, что, будучи сами личинками, размножаются, откладывают икринки величиной с горошину, из которых развиваются такие же аксолотли. В виде личинки они живут до тех пор, пока в озере много воды. Если же озеро пересыхает, они превращаются в амбистом. Жабры у них исчезают, развиваются легкие, и они выходят на сушу. Аксолотли в природе встречаются только в Америке.
Экскурсовод 8:
Следующий представитель отряда хвостатых земноводных – огненная саламандра (слайд № 16). Черное тело саламандры от головы до кончика хвоста покрыто яркими желтыми или оранжевыми крупными пятнами. Глядя на саламандру, человек с богатым воображением может вообразить себе кучу углей в печи и языки пламени. Возможно, поэтому про саламандру сложены сказки , одна другой невероятнее. Вот отрывок из одного древнего сочинения: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; огонь даже является ее материей, и она появляется в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Этот мифический зверек обитает в теплом и жарком климате. Саламандра любит лесные лужайки у ручейка. Питается улитками, червями, жуками, пауками. До 17 века считалось, что саламандра – бесполое существо, что она родится не от себе подобных, а образуется в гнили или земле под действием тепла. Лишь в 1682 г., наблюдая за размножением саламандры, естествоиспытатель Вурфбайн увидел, что самочка рождает ушастых детенышей. Личинка сразу же попадает в воду – без воды она жить не может, потому что дышит жабрами. Один древний миф гласит об особой ядовитости и жестокости огненной саламандры. Будто-бы своим ядом она способна не просто умертвить одного человека, но и истребить целый народ. На самом деле для человека не так уж опасен яд саламандры. У нее даже нет органа, при помощи которго она вводила бы яд в тело врага. И она никогда не нападает на человека, лишь защищается.
Экскурсовод 9:
Безногие амфибии объединены в особый, очень немногочисленный отряд червяг. В настоящее время к отряду червяг относят около 50 видов чрезвычайно своеобразных животных, внешне похожих на больших червей (слайд № 17). Маленькая голова непосредственно переходит в длинное червеобразное туловище. Сходство с червем усиливают многочисленные кольцеобразные перехваты тела. Червяги — жители влажной тропической зоны. Их можно встретить в Африке, Азии, Америке, на островах Индийского и Тихого океанов. Нет червяг только в Австралии и на Мадагаскаре. Обитают они в земле, легкоо прокладывая во влажной почве ходы на глубине 30—60 сантиметров. Кольчатые червяги избрали своим жилищем муравейники и термитники, обитатели которых служат им основной пищей. Рыбозмеи и водные червяги больше других связаны с водой. Первые обитают в норах по берегам ручьев и рек, вторыи живут в самих водоемах.
Червяги хорошо приспособлены для жизни в земле. Маленькая, плотная, прочно сбитая голова используется как таран, которым животное прокладывает себе путь. Длинное, с кольцевыми перехватами тело обеспечивает хорошее проталкивание. Этому же способствует, обилие слизи, обычно ядовитой, выделяемой многочисленными кожными железками, сосредоточенными в передних отделах каждого кольца. У водных червяг ядовитые железы распределены по всему телу. Вот, видимо, почему их боятся муравьи и термиты и не трогают змеи. Дышат червяги как обычные сухопутные существа, единственпая особенность состоит в том, что у них всего одно правое легкое. Воздух в него закачивается, как и у лягушек, с помощью движений дна ротовой полости.
Экскурсовод № 10
Из 2400 видов земноводных, населяющих Землю, в Международную Красную кнгигу занесено 40 видов и подвидов, менее 2% от общего числа. Такая оценка слишком оптиместична. Дело в том, что земноводные изучены недостаточно, и истинное их состояние известно плохо. Основную часть видов амфибий составляют обитатели тропических лесов, а их вырубают с катастрофической быстротой – 21 га в минуту. Вот несколько представителей занесенных в Красную книгу: исполинская саламандра (слайд № 18) – крупнейшая из ныне живущих амфибий. Длина 180 см, масса – 65 кг. Живет в чистых горных ручьях и речках немногих районах Китая и Японии. Преследуют исполинских саламандр из-за вкусного мяса, губительно для них изменения режима рек и загрязнение водоемов. Европейский протей – слепая белая саламандра, проводящая всю жизнь в подземных водах пещер Югославии (слайд №19). У нее вытянутое около 30 см тело розоватого или красноватого цвета, три пары ярко-красных перестых жабр и маленькие лапки. По всей видимости, протей – личинка древней саламандры, навсегда утратившей способность к метаморфозу. Прежде протеев встречали в больших количествах, теперь они стали редки и взяты под охрану. Леопельма – одна из наиболее древних по происхождению бесхвостых амфибий (слайд № 20). Живет эта маленькапя лягушка, около 3 см длиной, в Новой Зеландии. Из 34 видов земноводных нашей фауны, в Красную книгу занесено 9. Опасность угрожает каждому четвертому виду этих животных.
Учитель:
И так, мы с вами внимательно взглянули н6а жизнь различных животных – земноводных, и увидели там немало интересного. Сейчас, если вы хорошо запомнили о том, о чем мы вам сегодня рассказали, вы легко выполните следующие задания.
Решите головоломку «СОСТАВЬТЕ СЛОВА» (слайд № 21)
Головоломка:
Я ШАГ ЛУК (лягушкая)
КОЛ ИВА СТОГ (головастик)
РАНА САД МАЛ (саламандра)
САЛЬТО КОЛ (аксоглотль)
ЖАР ЯК ЛЕН (жерлянка)
ВАШ КАК (квакша)
Кроссворд «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» (слайд № 22)
А | |||||||||
А | |||||||||
А | |||||||||
А | |||||||||
А |
(жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра)
3. Домашнее задание: Составьте ребус или кроссворд на тему «Мир Земноводных» (слайд № 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"
Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...
Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок
К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок...
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...
«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».
Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...