Рабочая программа по биологии 9 класс И.Н.Пономарева
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии 9 класс И.Н.Пономарева 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_9_21-22.doc | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей естественных наук Протокол №5 от 25.05.2021 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказ №47 от 25.05.2021 г. Директор школы: Е.А.Полукарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Биология. 9 класс»
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Галактионова Марина Валерьевна
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень), составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Учебный план ОП ООО в соответствии с ФГОС ОО ГБОУ СОШ № 538 на 2021-2022 учебный год;
- «Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ГБОУ СОШ № 538»;
- «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 538 Кировского района Санкт-Петербурга»;
- Учебный план ГБОУ СОШ № 538 на 2021-2022 учебный год;
- На основе примерной программы по биологии 9 класса, авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, Р.Д.Маш и др. - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012г.
и ориентирована на использование
Учебно-методического комплекса:
- Биология. 9 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных организаций: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова., М.: Вентана-Граф, 2021.
2. О.В.Иванова. Рабочая программа по биологии. 9 класс. К УМК И.Н.Пономаревой. Вако, 2017.
Цели обучения:
- социализация обучаемых - вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Задачи обучения:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе, экологическое сознание.
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Общая характеристика курса биологии в 9 классе
Курс биологии на ступени основного общего образования в 9 классе посвящен обобщению знаний о жизни и уровнях её организации и опирается на знания учащихся, полученные ими в 5 - 8 классах при освоении данного предмета.
В процессе изучения курса 9 класса учащиеся раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Материал курса биологии в 9 классе разделен на пять глав.
Глава 1 «Общие закономерности жизни» знакомит учащихся с общими свойствами живых организмов и многообразием форм жизни.
При изучении главы 2 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» учащиеся изучают строение и функции веществ клетки, строение и функции органоидов, процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.
При изучении главы 3 «Закономерности жизни на организменном уровне» учащиеся актуализируют знания о процессе размножения и его типах, знакомятся с различными способами деления клеток, основами наследственности и изменчивости организмов, методами селекции.
При изучении главы 4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» учащиеся знакомятся с различными гипотезами происхождения жизни на Земле, как историческими, так и ныне существующими; изучают теории эволюции Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, современную синтетическую теорию. Учащиеся знакомятся с основными направлениями и закономерностями эволюционного процесса. В теме знакомятся с различными гипотезами появления и эволюции рода Человек на Земле. Более детально рассматривается эволюционная гипотеза. Раскрывается суть взаимоотношений человека и природы.
Глава 5 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» раскрывает закономерности действия факторов среды в природе, доказывает преимущество многообразия видов в природных экосистемах. Рассматривается влияние человека на природу, рациональное использование и охрана окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала и авторской программой рабочая программа по биологии для 9 класса составлена из расчета 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ и проверочных работ.
Срок реализации учебной программы: один учебный год
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные
● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.
● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) .
● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.
● Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.
● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы.
● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.
● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
● Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.
● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.
● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков.
● Выявлять причины и следствия простых явлений.
● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
● Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Коммуникативные УУД:
● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией.
Предметные
- Усвоение системы знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
- Формирование начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
- Овладение и приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения биологических экспериментов для изучения живой природы, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- Формирование основ экологической грамотности;
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, родства общности происхождения и эволюции растений;
- Формирование представлений о значении биологической науки в решении глобальных проблем, рационального природопользования;
- Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Основное содержание программы
Общие закономерности жизни.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
Закономерности жизни на организменном уровне.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Основные понятия генетики. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Клеточная инженерия. Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.
Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека. Движущие сила и этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Закономерности взаимоотношений организмов и среды.
Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие сукцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема. Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
Планируемые результаты изучения курса биологии в 9 классе
Ученик научится:
- Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
- приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей;
- оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
- выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Кол-во контрольных работ | Практическая часть |
1 | Общие закономерности жизни. | 4 | ||
2 | Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. | 10 | Л/р №1. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. Л/р №2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | |
3 | Закономерности жизни на организменном уровне. | 20 | Л/р №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. Л/р №4. Изучение изменчивости у организмов. | |
4 | Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. | 22 | Л/р №5. Приспособленность организмов к среде обитания. | |
5 | Закономерности взаимоотношений организмов и среды. | 12 | Л/р №6. Оценка качества окружающей среды. | |
Итого: | 68 | Л/р – 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения для столбца «Тип урока»: (в программах на основе ФГОС)
УОНЗ – урок открытия новых знаний (лекции, инсценировка, экскурсия, беседа, путешествия, конференция)
УОУиР – урок отработки умений и рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и др.)
УСЗ – урок систематизации знаний (конкурс, консультация, обсуждение, лекция, диспут и др.
УРК – урок развивающего контроля (письменная работа, устные опросы, викторина, творческие отчеты)
УИ – урок исследование
КУ – комбинированный урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...