Рабочая программа по биологии 9 класс И.Н.Пономарева
рабочая программа по биологии (9 класс)

Галактионова Марина Валерьевна

Рабочая программа по биологии 9 класс И.Н.Пономарева 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_9_21-22.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 538  

с углубленным изучением информационных технологий

Кировского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей естественных наук

Протокол №5 от 25.05.2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №47                 от 25.05.2021 г.

Директор школы:                          Е.А.Полукарова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  

«Биология. 9 класс»

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Галактионова Марина Валерьевна

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Нормативная база

Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень), составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный         государственный образовательный стандарт        основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17      декабря 2010 года № 1897;
  3. Учебный план ОП ООО в соответствии с ФГОС ОО ГБОУ СОШ № 538 на 2021-2022 учебный год;
  4. «Положение о разработке и утверждении рабочих  программ учебных предметов, курсов ГБОУ СОШ № 538»;
  5. «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 538 Кировского района Санкт-Петербурга»;
  6. Учебный план ГБОУ СОШ № 538 на 2021-2022 учебный год;
  7. На основе  примерной программы по биологии 9 класса, авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, Р.Д.Маш и др.  - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

и ориентирована на использование

Учебно-методического комплекса:

  1.  Биология. 9 класс/  учебник для учащихся общеобразовательных организаций: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова., М.: Вентана-Граф, 2021.

 2. О.В.Иванова. Рабочая программа по биологии. 9 класс. К УМК И.Н.Пономаревой. Вако, 2017.

Цели обучения:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи обучения:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе, экологическое сознание.
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Общая характеристика курса биологии в 9 классе

Курс биологии на ступени основного общего образования в 9 классе посвящен обобщению знаний о жизни и уровнях её организации и опирается на знания учащихся, полученные ими в 5 - 8 классах при освоении данного предмета.

В процессе изучения курса 9 класса учащиеся раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены  лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

 Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Материал курса биологии в 9 классе разделен на пять глав.

Глава 1 «Общие закономерности жизни» знакомит учащихся с общими свойствами живых организмов и многообразием форм жизни.

При изучении главы 2 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» учащиеся изучают строение и функции веществ клетки, строение и функции органоидов, процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.

При изучении главы 3 «Закономерности жизни на организменном уровне» учащиеся актуализируют знания о процессе размножения и его типах, знакомятся с различными способами деления клеток, основами наследственности и изменчивости организмов, методами селекции.

При изучении главы 4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» учащиеся знакомятся с различными гипотезами происхождения жизни на Земле, как историческими, так  и ныне существующими; изучают  теории эволюции Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, современную синтетическую теорию. Учащиеся знакомятся с основными направлениями и закономерностями эволюционного процесса. В теме знакомятся с различными гипотезами появления и эволюции рода Человек на Земле. Более детально рассматривается эволюционная гипотеза. Раскрывается суть взаимоотношений человека и природы.

Глава 5 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» раскрывает закономерности действия факторов среды в природе, доказывает преимущество многообразия видов в природных экосистемах. Рассматривается влияние человека на природу, рациональное использование и охрана окружающей среды.

 

Место предмета в  учебном плане

Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала и авторской программой рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена из расчета 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Формы  промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ и проверочных работ.

Срок реализации учебной программы: один учебный год

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные

● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) .

● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

● Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Метапредметные

Регулятивные УУД: 

● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.

● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы.

● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

 ● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

 ● Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

 Познавательные УУД:

● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.

● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков.

● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

● Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 Коммуникативные УУД:

● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.

● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией.

 Предметные

  • Усвоение системы знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
  •  Формирование начальных представлений о биологических объектах, процессах,  явлениях;  
  • Овладение и приобретение опыта использования методов биологической науки и  проведения биологических экспериментов для изучения живой природы, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;  
  • Формирование основ экологической грамотности;  
  • Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, родства общности  происхождения и эволюции растений;  
  • Формирование представлений о значении биологической науки в решении глобальных проблем, рационального природопользования;
  •  Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Основное содержание программы

Общие закономерности жизни.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Закономерности жизни на организменном уровне.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Основные понятия генетики. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Клеточная инженерия. Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. 

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.  Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.  Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека. Движущие сила и этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Закономерности взаимоотношений организмов и среды.

Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие сукцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема. Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.

Планируемые результаты изучения курса биологии в 9 классе

Ученик научится:

  • Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;  
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
  • приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей;
  • оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;  
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
  • выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Тематический  план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Кол-во контрольных работ

Практическая часть

1

Общие закономерности жизни.

4

2

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне.

10

Л/р №1.  Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

Л/р №2.  Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

3

Закономерности жизни на организменном уровне.

20

Л/р №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.

Л/р №4. Изучение изменчивости у организмов.

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.

22

Л/р №5. Приспособленность организмов к среде обитания.

5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды.

12

Л/р  №6.  Оценка качества окружающей среды.

Итого:

68

Л/р – 6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения для столбца «Тип урока»: (в программах на основе ФГОС)

УОНЗ –         урок открытия новых знаний (лекции, инсценировка, экскурсия, беседа, путешествия, конференция)

УОУиР –         урок отработки умений и рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и др.)

УСЗ –         урок систематизации знаний (конкурс, консультация, обсуждение, лекция, диспут и др.

УРК –         урок развивающего контроля (письменная работа, устные опросы, викторина, творческие отчеты)

УИ –         урок исследование

КУ –                 комбинированный урок

№1урока

Тема

Дата проведения

Тип урока

Планируемые результаты

Контроль

план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

Общие закономерности жизни (4 часа).

1

Повторение материала, изученного в 8 классе.

УСЗ

Использовать приобретённые знания для сохранения собственного здоровья, для соблюдения правил поведения. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов среды, факторов риска на здоровье.

Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Умение слушать и

вступать в диалог. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.  

2

Биология - наука о живой природе. Методы биологических исследований.

КУ

Называть комплексные науки с биологией; ориентироваться в понятиях «научное исследование», «этапы научного исследования». Самостоятельно проводить научное исследование.

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы.

Признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Умение слушать и вступать в диалог.

3

Общие свойства живых организмов.

Перечислять и характеризовать свойства живых организмов. Выделять особенности развития живых организмов.

Признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Умение слушать и вступать в диалог.

4

Многообразие форм живых организмов.

КУ

Характеризовать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень, основные царства живой природы, основные таксономические единицы. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

Признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов).

5

Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток. Л/р №1  Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

КУ

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных.

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

6

Химический состав клетки.

КУ

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам. Называть неорганические и органические вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологическую роль воды, солей неорганических кислот.

Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Умение слушать и вступать в диалог. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

7

Белки и нуклеиновые кислоты.

УОНЗ

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

8

Строение клетки.

КУ

Различать по немому рисунку  клетки прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

9

Органоиды клетки и их функции.

КУ

Называть функции  основных органоидов клетки, основываясь на их строении.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Умение слушать и вступать в диалог. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

10

Обмен веществ - основа существования клетки.

УОНЗ

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

11

Биосинтез белков.

УОНЗ

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

12

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

КУ

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

13

Обеспечение клетки энергией.

УОНЗ

Давать определение понятию  диссимиляция. Анализировать содержание определений: гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

14

Размножение клетки и ее жизненный цикл. Л/р №2.  Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

УРК

Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

Закономерности жизни на организменном уровне (20 часов).

15

Организм - открытая живая система (биосистема).

КУ

Характеризовать понятия открытая система, саморегуляция, нервная и гуморальная регуляция.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

16

Примитивные организмы.

КУ

Выявлять черты примитивного строения и процессов жизнедеятельности бактерий и вирусов.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

17

Растительный организм и его особенности.

УОНЗ

Выявлять отличительные особенности растений. Характеризовать понятия высшие и низшие растения, вегетативные и генеративные органы.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

18

Процессы жизнедеятельности растительных организмов.

КУ

Характеризовать процессы жизнедеятельности растений, приводить примеры способов бесполого размножения растений, давать определения терминов гамета, оплодотворение, зигота и др.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.  Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

19

Многообразие растений и их значение в природе.

УРК

Называть основные отделы растений и давать их характеристику. Раскрывать сущность понятия двойное оплодотворение.

Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  

20

Организмы царства грибов. Лишайники.

УОНЗ

Характеризовать грибы как организмы особого царства. Характеризовать различные группы грибов по строению, питанию. Давать определение понятию симбиоз. Приводить примеры симбиотических отношений на примере грибов и лишайников. Называть значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

21

Животный организм и его особенности.

УОНЗ

Выявлять отличительные особенности животных. Характеризовать понятия простейшие,  многоклеточные. Характеризовать процессы жизнедеятельности животных.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Умение слушать и вступать в диалог.

22

Разнообразие животных.

УОНЗ

Называть основные типы животных и давать их характеристику. Называть представителей разных групп животных, перечислять классы типа Хордовые.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Умение слушать и вступать в диалог.

23

Разнообразие животных.

КУ

Называть основные типы животных и давать их характеристику. Называть представителей разных групп животных, перечислять классы типа Хордовые.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

24

Сравнение свойств организма человека и животных.

УОНЗ

Сравненивать свойства организма человека и животных.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

25

Функции организма человека.

УОНЗ

Характеризовать процессы жизнедеятельности человека. Выявлять сходства и различия в процессах жизнедеятельности человека с другими животными.

Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

26

Размножение живых организмов.

УОНЗ

Давать определение понятию  размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

27

Индивидуальное развитие.

УОНЗ

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития. Характеризовать сущность эмбрионального  и постэмбрионального периодов развития. Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Умение слушать и вступать в диалог.

28

Образование половых клеток. Мейоз.

КУ

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

29

Изучение механизма наследственности.

КУ

Давать определения понятиям аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

30

Основные закономерности наследования признаков у организмов.

УРК

Давать определения понятиям аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Анализировать содержание основных понятий.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

31

Основные закономерности наследования признаков у организмов. Л/р №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.

УОНЗ

Раскрывать понятия наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип.  Выявлять наследственные и ненаследственные признаки у растений разных видов.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

32

Закономерности изменчивости.

УОНЗ

Называть основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

33

Ненаследственная изменчивость. Л/р №4. Изучение изменчивости у организмов.

УОНЗ

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

34

Основы селекции организмов.

УОНЗ

Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (22 часов).

35

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

УОНЗ

Давать определение термину гипотеза. Называть этапы возникновения и развития жизни на Земле.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

36

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

УОНЗ

Знать гипотезу происхождения жизни А.И.Опарина.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

37

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

УОНЗ

Давать определение терминам автотрофы, гетеротрофы, прокариоты и эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

38

Этапы развития жизни на Земле.

УОНЗ

Приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития Земли.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

39

Идея развития органического мира в биологии.

УОНЗ

Давать определение термину эволюция.

Знать достоинства и недостатки теории Ж.Б.Ламарка. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

40

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

УОНЗ

Давать определение терминам наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Умение слушать и вступать в диалог. Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

41

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

УОНЗ

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией.

42

Современные представления об эволюции органического мира.

КУ

Перечислять и характеризовать факторы эволюции СТЭ (синтетической теории эволюции).

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

43

Вид, его критерии и структура.

УОНЗ

Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

44

Вид, его критерии и структура.

УОНЗ

Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

45

Процессы образования видов.

УОНЗ

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

46

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

УОНЗ

Давать определения понятиям микроэволюция и макроэволюция, перечислять и знать иерархическое подчинение надвидовых групп организмов.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией.

47

Основные направления эволюции.

УОНЗ

Давать определения понятиям прогресс и регресс. Давать определения понятиям макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

48

Сравнение основных направлений эволюции в достижении биологического прогресса.

УОНЗ

Называть основные направления эволюции. Сравнивать основные направления эволюции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

49

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

УОНЗ

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания. Умение слушать и вступать в диалог.

50

Основные закономерности эволюции. Л/р №5. Приспособленность организмов к среде обитания.

УОНЗ

Называть основные закономерности эволюции. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

51

Человек - представитель животного мира.

Давать определения понятиям антропология, антропогенез. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией.

52

Доказательства эволюционного происхождения человека.

УОНЗ

Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией.

53

Этапы эволюции человека.

УОНЗ

Характеризовать этапы эволции человека.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

54

Биосоциальная сущность человека.

КУ

Называть признаки биологического объекта – человека. Называть признаки социального объекта – человека.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией.

55

Человеческие расы, их родство и происхождение.

УОНЗ

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Умение слушать и вступать в диалог.

56

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

УОНЗ

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Закономерности взаимоотношений организмов и среды (12 часов).

57

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы.

КУ

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

58

Закономерности действия факторов среды на организмы.

УОНЗ

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

59

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Л/р  №7  Оценка качества окружающей среды.

КУ

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

60

Биотические связи в природе.

УОНЗ

Давать определения понятиям конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Умение слушать и вступать в диалог.

61

Популяция как форма существования вида.

УОНЗ

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

62

Функционирование популяции и динамика её численности.

УОНЗ

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

63

Природное сообщество - биогеоценоз.

УОНЗ

Давать определения понятиям популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

64

Биогеоценоз, экосистема и биосфера.

УОНЗ

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ. Составлять схемы пищевых цепей.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Умение слушать и вступать в диалог.

65

Смена биогеоценозов и ее причины.

УОНЗ

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

66

Основные законы устойчивости живой природы.

УОНЗ

Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

67

Рациональное использование природы и её охрана.

УРК

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы. Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  Самоопределение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Умение слушать и вступать в диалог. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

68

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

УРК

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.  Ориентация в межличностных

отношениях. Соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...