Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Чуенкова Нина Владимировна

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Граф, 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено» на МО

Руководитель МО

                  Чуенкова Н.В.

————/–––––––––––

                        ФИО

Протокол №  1  от

       

«    » сентября 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

                   

                         Самсонова Е.В.

–––––––––––/––––––––––––––––/

                                    ФИО

               «     » сентября  2014г.

«Утверждено»

Директор школы

                   Шуршина Н.И.

––––––––––––/––––––––

                              ФИО

Приказ № 323от

       

 «  »     сентября 2014г

                         .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по  биологии , 6 класс,

вторая ступень обучения                                

              Чуенковой Нины Владимировны

               

     

   Принята на заседании

                  педагогического совета

                                                                 протокол №  

                                                                от «  » сентября 2014г

2014 -2015учебный год

                                           

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа курса « биология» для 6 класса 2 ступени обучения средней общеобразовательной школы на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004года, примерной по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов И.Н. Пономаревой, В.С.  Кучменко (Природоведение.  Биология, Экология: 5-11классы: М.Вентана-Граф2010.                         Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                    Обучения:

  1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету

через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю. Бабанского

2. создать условия для формирования  у  учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования  через систему из 34 уроков
  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологичес-кие объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наб-людения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности  через систему лабораторных работ  и экскурсии

                                           

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки  .

              Развития:

 создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шести-классников

  -слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления,  воображения,

 -эстетических эмоций,

  -положительного отношения к учёбе,

  -умения ставить цели

   через учебный материал каждого урока,  использование на уроках презентаций, красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов,  загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

                             

Учебно – тематический план

                                 по  предмету биологии

Класс: 6

Учитель: Чуенкова Нина Владимировна

Количество часов:

Всего - 34, в неделю 1 час.

Плановых лабораторных работ – 7, экскурсия -1

Планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта, основного       общего образования по биологии  для основного общего образования и авторской программы авторов И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко (Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: Программы .М. Вента – Граф, 2009.

Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Граф, 2006г.

 

№ п/п

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Практические,

лабораторные работы,

экскурсии

Использование ИКТ

Повторение изученного/подготовка к ОГЭ,ЕГЭ

Календарные сроки

План

факт

ВВЕДЕНИЕ  

        3

1

Наука о растениях – ботаника. Мир растений.

1

4.09

2

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

1

Л/р № 1 «Знакомство с цветковым растением»

11.09

3

Условия жизни растений.

1

18.09

Раздел 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

2

4

Особенности растительной клетки.

1

Л/р № 2 Знакомство с клетками растений.

25.09

5

Жизнедеятельность клетки.

1

видео

02.10

Раздел 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

        11

6

Строение семени.  ПК

1

Л/р № 3 Изучение строения семени двудольных растений.

презентация

09.10

7

Условия прорастания семян. Значение семян.

1

16.10

8

Корень. Внешнее и внутреннее строение. Рост. Значение корней и их разнообразие

1

П.11(6кл)

23.10

9

Побег. Строение и значение побега. ПК

1

Л/р № 4 Строение вегетативных и генеративных почек.

презентация

13.11

10

Лист – часть побега. Значение листа для растения

1

презентация

20.11

11

Значение листа в жизни растения.

1

презентация

27.11

12

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.  ПК

1

презентация

П.13(6 кл)

04.12

13

Видоизменения подземных побегов.

1

Л/р № 5 Строение корневища, клубня и луковицы.

презентация

11.12

14

Цветок. Строение и значение.

1

презентация

18.12

15

Плод. Разнообразие и значение.

1

презентация

25.12

16

Взаимосвязь органов растения как организма.

1

П.10,12(6 кл)

15.01

Раздел  3. ОСНОВНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАСТЕНИЙ

       7

17

Минеральное (почвенное) питание растений.

1

22.01

18

Воздушное питание растений.

1

презентация

29.01

19

Дыхание растений и обмен веществ.

1

05.02

20

Значение воды в жизни растений.

1

12.02

21

Размножение  и оплодотворение у растений.

1

П.23 (6 кл)

19.02

22

Использование вегетативного размножения человеком.

1

Л/р № 6 Черенкование комнатных растений.

26.02

23

Рост и развитие растений.

1

05.03

Раздел  4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ

        5

24

Понятие о систематике растений. Водоросли и их значение.

1

Презентация, тесты

12.03

25

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

1

презентация

19.03

26

Плауны. Хвощи. Папоротники.

1

Презентация, видео

П.3(6 кл)

02.04

27

Голосеменные.  ПК

1

презентация

09.04

28

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

презентация

П.10 (6кл)

16.04

Раздел  5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГОБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

        1

29

Историческое развитие растительного мира на Земле

1

23.04

Раздел 6. Бактерии

1

30

Бактерии – живые организмы. Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

презентация

П.7(6кл)

30.04

Раздел 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

        2

31

Общая характеристика грибов. Многообразие и значение грибов.  ПК

1

Л/р № 7 Изучение строения плесневых грибов.

презентация

П.4-9(6 кл)

07.05

32

Лишайники.  ПК

1

презентация

П.10-15(6 кл)

14.05

Раздел 8. ПРИРОДНЫЕ

СООБЩЕСТВА

         

       2

33

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

1

презентация

П.16- 20 (6 кл)

21.05

34

       1

Экскурсия в природу «Жизнь растений в природе»

28.05

                             

                                              Содержание тем учебного курса

1. Введение. Общее знакомство с растениями-  (3ч)

Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Растение живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

2 Клеточное строение растений -2ч

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка -основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразиетканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

3. Органы цветковых растений -11ч



Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых раcтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.


Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие воздушные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега и почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.
Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система биосистема.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
5. Основные отделы царства растений (5ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Ярославской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (1ч)

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
7. Царство Бактерии (1ч)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
8. Царство Грибы. Лишайники (2 ч)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

9. Природные сообщества (2ч)
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов).Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Экскурсия в природу №1 «Жизнь растений в природе»

Итого-34 часа

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающих по данной программе

Учащиеся должны знать:

  • строение и функции клетки;
  • особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
  • сведения о таксономических единицах;
  • способы размножения бактерий, грибов, растений;
  • основные этапы развития растительного мира;
  • взаимосвязь растений с факторами среды;
  • роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека и
  • народном хозяйстве;
  • охраняемые растения своей местности;
  • основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты
  • работать с ними;
  • вести наблюдения в природе за сезонными изменениями;
  • проводить работы на пришкольном участке, применять знания по биологии
  • растений при их выращивании;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • работать с учебником;
  • составлять план параграфа;
  • использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам;
  • находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

           

                                                     Перечень учебно – методической литературы

  1. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. И.Н. Пономаревой – М. Вента – Граф, 2006 .
  2. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники:  Методическое пособие для учителя– М. Вента – Граф, 2005
  3. Т.А. Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе . М. Вента – Граф, 2005

   

Мультимедиа

Лабораторный практикум, Биология 6-11 классов,2004

Биология, Ратения, Бактерии, Грибы, Лишайники. :класс, Образовательный комплект,  2007

Список литературы

  1. Акимушкин И.И. Занимательная  биология М. Молодая гвардия, 1972.
  2. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения 0 М. Агропромиздат,1989
  3. Биология. Энциклопедия для детей М.Аванта,1994
  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание – М. 1996
  5. Мир культурных растений. Справочник/ В.Д. Баранов, Г.В.Устименко –М.Мысль, 1994.

Приложение к программе

  1. Тесты по биологии:

1.«Общее знакомство с растениями»

2. «Корень»

3. «Побег. Лист. Стебель»

4. «Размножение растений»

5. «Цветок и плод»

6. «Бактерии. Грибы. Лишайники»

  1. Наглядность

Таблицы

1. «Классификация растений»

2. «Строение органов растений»

Гербарий

  1. Строение семян
  2. Морфология растений
  3. Систематика растений

Диафильмы

1.Осень в жизни растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.

Рабочая учебная программа по биологии к УМК  И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит  пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...