Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой// Биология в основной школе: Программы-. М.: Вентана-Граф, 2007 отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progamma_po_biologii_8_klass.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на МО Руководитель МО Чуенкова Н.В. ————/––––––––––– ФИО Протокол № 1 от
« »сентября 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР
Самсонова Е.В. –––––––––––/––––––––––––––––/ ФИО « » сентября 2014г. | «Утверждено» Директор школы Шуршина Н.И. ––––––––––––/–––––––– ФИО Приказ № 323 от
« »сентября 2014г. . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по биологии , 8 класс,
вторая ступень обучения
Чуенковой Нины Владимировны
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » сентября 2014 г
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Учебно – тематический план
по предмету биология
Класс: 8
Учитель: Чуенкова Нина Владимировна
Количество часов: всего- 68, в неделю 2 часа
Плановых лабораторных работ – 9 , практических- 20
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» под редакцией Пономаревой И.Н. для 8 класса «Человек» авторов А.Г Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебник: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Лабораторные , практические работы | Использование ИКТ | Повто рение изученного/полго товка к ОГЭ,ЕГЭ | Календарные сроки | ||||||
план | факт | |||||||||||
Введение. | 1 | |||||||||||
1 | Введение. Науки о человеке. Понятие о здоровом образе жизни. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду. Биосоциальная природа человека. Отличия человека от животных. | 1 | 5.09 | |||||||||
Раздел1. Организм. Общий обзор. | 4 | |||||||||||
2. | Части и полости тела. Топография внутренних органов. Органы, системы органов, организм. Уровни организации организма | 1 | видео | 6.09 | ||||||||
3. | Клетка и ее строение. Органоиды клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Органические и неорганические вещества клетки. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах. Деление клеток | 1 | 12.09 | |||||||||
4 | Основные ткани животных и человека. Их разновидности. Строение нейрона. | 1 | Л.Р. №1 «Клетки и ткани под микроскопом | 13.09 | ||||||||
5 | Процессы возбуждение и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | 1 | П.Р. №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение». | 19.09 | ||||||||
Раздел 2. Опорно-двигательная система | 9 | |||||||||||
6 | Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Скелет. Строение и состав костей. Внутреннее строение костей. Красный и желтый костный мозг. Его роль в кроветворении. | 1 | Л.р.2. «Строение костной ткани» | 20.09 | ||||||||
7 | Соединение костей. Строение суставов. | 1 | презентация | 26.09 | ||||||||
8 | Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночника, их функция. Скелет головы и туловища. | 1 | Л.Р.№3 «Состав костей». | 27.09 | ||||||||
9 | Скелет конечностей и поясов свободных конечностей. | 1 | П\р 2 «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти» | 03.10 | ||||||||
10 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | презентация | 04.10 | ||||||||
11 | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. | 1 | Л.Р №4 «Строение поперечно-полосатой мышечной ткани» | презентация | 10.10 | |||||||
12 | Работа мышц. Регуляция мышечных движение. Распределение физической нагрузки среди дня. Предупреждение нарушения осанки и плоскостопие | 1 | П.Р.№3 «Утомление при статистической и динамической работе» | 11.10 | ||||||||
13 | Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды на образ жизни и формировании скелета. Последствия гиподинамии. Условия возникновения тренировочного эффекта. | 1 | П\р 4 «Определение нарушений осанки и плоскостопия» | Повторить тему «Опора и движение» | 17.10 | |||||||
14 | Обобщающий урокпотеме:«Опорно- двигательная система». | 1 | тесты | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 18.10 | |||||||
Раздел 3. Кровь и кровообращение. | 9 | |||||||||||
15 | Внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа, их круговорот. Значение крови и ее состав. Свёртываемость крови. | 1 | Л.Р.№5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | презентация | 24.10 | |||||||
16 | Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены. Антитела. Работы Л. Пастер и И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. | 1 | презентация | 25.10 | ||||||||
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. І, ІІ, ІІІ, ІV группы крови – проявление наследственного иммунитета | 1 | презентация | 31.10 | ||||||||
18 | Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Роль предсердий и желудочков. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды. Большой и малый круг кровообращения. | 1 | П.Р 5. «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» | § 14,15,16 повторить | 1.11 | |||||||
19 | Отток лимфы. Функции лимфоузлов. | 1 | 14.11 | |||||||||
20 | Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Способы его. Пульс. | 1 | П.Р.№6 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки, измерение пульса на лучевой артерии». | 15.11 | ||||||||
21 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. | 1 | П\р 7 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы в следствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости» | 21.11 | ||||||||
22 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Л\р №6 «Изучение приемов остановки кровотечений» | презентация | Повторить тему «Кровь и кровообращение» | 22.11 | ||||||
23 | Обобщающий урок по теме: «Кровь. Кровообращение». | 1 | тесты | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 28.11 | |||||||
Раздел 4. Дыхание. | 5 | |||||||||||
24 | Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосового аппарата. Трахея. Главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы | 1 | Презентация,тренажер | 29.11 | ||||||||
25 | Легкие. Пристеночная и лёгочные плевры, плевральная полость. | 1 | Л.Р. №7,8 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.». | 5.12 | ||||||||
26 | Обмен газов в легких и тканях Дыхательные движения | 1 | П.Р.№8 «Определение запыленности воздуха в зимнее время. Измерение обхвата грудной клетки». | 6.12 | ||||||||
27 | Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приёмы искусственного дыхания | 1 | презентация | 12.12 | ||||||||
28 | Обобщающийурокпо теме: «Дыхательная система». | 1 | 13.12 | |||||||||
Раздел 5. Пищеварение | 7 | |||||||||||
29 | Значение пищи и её состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Экологическая чистота пищевых продуктов. | 1 | презентация | 19.12 | ||||||||
30 | Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. | 1 | презентация | 20.12 | ||||||||
31 | Пищеварение в ротовой полости. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости | 1 | Л.Р.№9 «Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки» | 26.12 | ||||||||
32 | Пищеварение в желудке. Ферменты желудка. | 1 | П\ р 9 «Наблюдение за подъёмом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка» | 27.12 | ||||||||
33 | Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Действие кишечного сока на пищу. Конечные продукты переваривания белков, жиров, углеводов. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением | 1 | презентация | § 34,35 Повторить тему «Пищеварение» | 9.01 | |||||||
34 | Регуляция пищеварения. | 1 | П\р 10 «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка» | 10.01 | ||||||||
35 | Обобщающий урок «Пищеварительная система» | 1 | тренажер | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 16.01 | |||||||
Раздел 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 | |||||||||||
36 | Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадииобмена. Пластический и энергетический обмен. | 1 | П\р 11 «Примерное определение энергозатрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания. Составление пищевого рациона | презентация | 17.01 | |||||||
37 | Энергоемкость питательных веществ. Определение норм питания | 1 | 13.01 | |||||||||
38 | Значение витаминов. Гипо- и гиперавитвминозы. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины. Авитаминозы. | 1 | презентация | 24.01 | ||||||||
Раздел 7.Мочевыделительная система. | 2 | |||||||||||
39 | Роль различных систем в удалении ненужных вредных в-в, образующихся в организме Роль органов мочевыделения, их значение. Удаление мочи из организма. | 1 | презентация | 30.01 | ||||||||
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. | 1 | 31.01 | |||||||||
Раздел 8. Кожа. | 4 | |||||||||||
41 | Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы, ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы | 1 | презентация | 6.02 | ||||||||
42 | Нарушение кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях | 1 | П\р №12 «Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки» | 7.02 | ||||||||
43 | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | 1 | презентация | Повторить тему «Мочевыделительная система, Кожа» | 13.02 | |||||||
44 | Обобщающий урок по теме: «Мочевыделительная система. Кожа» | 1 | тесты | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 14.02 | |||||||
Раздел 9. Эндокринная система. | 2 | |||||||||||
45 | Железы наружной, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | 20.02 | |||||||||
46 | Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией и с гиперфункцией гипофиза. Болезни щитовидной железы. Гормон поджелудочной железы и надпочечников. | 1 | 21.02 | |||||||||
Раздел 10. Нервная система | 5 | |||||||||||
47 | Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела | 1 | П\р. №13 «Выявление действия прямых и обратных связей вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи | презентация | 27.02 | |||||||
48 | Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция | 1 | презентация | 28.02 | ||||||||
49 | Строение и функции спинного мозга. | 1 | презентация | 5.03 | ||||||||
50 | Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий головного мозга | 1 | презентация | Повторить тему «Нервная система» | 6.03 | |||||||
.51 | Обобщающий урок: «Эндокринная и нервная система» | 1 | тесты | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 13.03 | |||||||
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы. | 6 | |||||||||||
52 | Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. | 1 | 14.03 | |||||||||
53 | Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения | 1 | П\р. №14 «Выявление функций зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цвето-ощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»». | презентация | 20.03 | |||||||
54 | Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверье и улитка. Звукопередающий извуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. | 1 | презентация | 21.03 | ||||||||
55 | Вестибулярный аппарат – орган равновесия.Функции преддверия внутреннего уха иполукружных каналов. | 1 | П\р 15 «Определение выносливости вестибулярного аппарата». | 21.03 | ||||||||
56 | Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | 1 | П\р 16 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек». | Повторить тему «Анализаторы» | 3.04 | |||||||
57 | Обобщающий урок по теме: «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | тесты | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 4.04 | |||||||
Раздел 12. Поведение и психика. | 7 | |||||||||||
58 | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. | 1 | П\р 17 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассмотрении рисунков двойственных изображений. Иллюзия установки». | 10.04 | ||||||||
59 | Открытие И.М.Сеченовым центрального торможения. Работы И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сноведения. | 1 | 11.04 | |||||||||
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий . | 1 | .П\р 18«Влияние речевых инструкций на восприятие». | 17.04 | ||||||||
61 | Виды памяти, приёмы запоминания. Особенности мышления, его развитие. | 1 | . П\р 19 «Тренировка наблюдательности. Памяти, внимания, воображения. Иллюзия зрения». | 18.04 | ||||||||
62 | Качество воли. Физиологическая природа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | 1 | П\р 20 « Опыт с усечённой пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания» | 24.04 | ||||||||
63 | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. | 1 | Повторить тему «Поведение и психика» | 25.04 | ||||||||
64 | Обобщающий урок: «ВНД – основа поведения и психики». | 1 | тесты | Повторить вопросы, вызвавшие затруднения | 2.05 | |||||||
Раздел 13. Индивидуальное развитие организма | 4 | |||||||||||
65 | Роль половых хромосом в определении развития организма. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | 1 | 8.05 | |||||||||
66 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). | 1 | презентация | 15.05 | ||||||||
67 | Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека | 1 | презентация | 16.05 | ||||||||
68 | Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Роль наследственности и приобретённого опыта в развитии способностей. | 1 | презентация | 22.05 |
Содержание тем учебного курса
Введение -1ч
- Общий обзор организма человека (4ч.)
Введение. Науки о человеке. Понятие о здоровом образе жизни. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду. Биосоциальная природа человека. Отличия человека от животных.
Клетка и ее строение. Органоиды клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Органические и неорганические вещества клетки. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах. Деление клеток. Части и полости тела. Топография внутренних органов.
Основные ткани животных и человека. Их разновидности. Строение нейрона
Уровни организации организма Органы, системы органов, организм.. Процессы возбуждение и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга
Лабораторные работы
- Клетки и ткани под микроскопом.
Практические работы:
1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
2. Опорно-двигательная система (9 ч.)
Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Скелет. Строение и состав костей. Внутреннее строение костей. Красный и желтый костный мозг. Его роль в кроветворении.
Соединение костей. Строение суставов. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночника, их функция. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей и поясов свободных конечностей.
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.
Работа мышц. Регуляция мышечных движение. Распределение физической нагрузки среди дня. Предупреждение нарушения осанки и плоскостопие
Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды на образ жизни и формировании скелета. Последствия гиподинамии. Условия возникновения тренировочного эффекта.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.
Лабораторные работы:
2. Строение костной ткани
3. Состав костей
4.Строение поперечно-полосатой мышечной ткани.
Практические работы:
2. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти
3. Утомление при статистической и динамической работе
4. Определение нарушения осанки и плоскостопия.
3. Кровь и кровообращение (9 ч)
Внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа, их круговорот. Значение крови и ее состав. Свёртываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены. Антитела. Работы Л. Пастер и И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки.
Тканевая совместимость и переливание крови. І, ІІ, ІІІ, ІV группы крови – проявление наследственного иммунитета
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Роль предсердий и желудочков. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды. Большой и малый круг кровообращения
Отток лимфы. Функции лимфоузлов.
Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Способы его. Пульс. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности
Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.
Лабораторные работы:
5.Сравнение крови человека и лягушки.
6.Изучение приемов остановки кровотечений
Практические работы:
5. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.
6. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Измерение пульса на лучевой артерии
7. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.
4. Дыхательная система (5ч)
Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосового аппарата. Трахея. Главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.
Легкие. Пристеночная и лёгочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приёмы искусственного дыхания.
Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
7.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
8. Изготовление самодельной модели Дондерса.
Практические работы:
8. Измерение обхвата грудной клетки.
9.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система (7 ч.)
Значение пищи и её состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Экологическая чистота пищевых продуктов.
Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости .
Пищеварение в желудке. Ферменты желудка.
Регуляция пищеварения. Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Действие кишечного сока на пищу. Конечные продукты переваривания белков, жиров, углеводов. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Питание и здоровье.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа:
9. «Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки».
Практическая работа:
10. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.
11. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Пластический и энергетический обмен.
Значение витаминов. Гипо- и гиперавитвминозы. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины. Авитаминозы.
Практические работы:
12. Примерное определение энергозатрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания. Составление пищевого рациона.
7. Мочевыделительная система (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных в-в, образующихся в организме. Роль и строение органов мочевыделения, их значение. Удаление мочи из организма.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа (4 ч.)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы, ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы
Нарушение кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена одежды. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
Практические работы:
13Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система (2 ч)
Железы наружной, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией и с гиперфункцией гипофиза. Болезни щитовидной железы. Гормон поджелудочной железы и надпочечников.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция
Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий головного мозга
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы:
14 .Выяснение действия прямых и обратных связей вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы (6ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверье и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.
Практические работы:
15.Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.
16.Определение выносливости вестибулярного аппарата.
17. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
12. Поведение и психика (7ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М.Сеченовым центрального торможения. Работы И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сноведения.
.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий . Виды памяти, приёмы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Качество воли. Физиологическая природа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практические работы:
18.Влияние речевых инструкций на восприятие
19Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.
20 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.
13. Индивидуальное развитие организма (4 ч.)
Роль половых хромосом в определении развития организма. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Роль наследственности и приобретённого опыта в развитии способностей.
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Итого-68 часов
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения
1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
2) Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;
3). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
4) 2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.
5). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005.
6). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997
7). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004.
Мультимедийная поддержка курса «Биология. Человек»:
Биология 6-11 класс (автор Пономарева И.Н.)
Интернет-ресурсы
Компьютерный учебник (автор Пименов А.В.)
Уроки Кирилла и Мефодия. Биология ( учебное электронное издание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.
Рабочая учебная программа по биологии к УМК И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...