программа экологического кружка
материал по биологии

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного экологического кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _programma_ekologicheskogo_kruzhka.odt20.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа  №1» города Велижа

  1. Программа

  2.  школьного экологического кружка

  3.  

Программу составил

учитель биологии: Береснева Т. М.

Велиж

2019 


Программа экологического воспитания школьников

на занятиях школьного экологического кружка

МБОУ Велижская СОШ №1

«Все великое начинается с малого»

Пояснительная записка

 

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей.

В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения.

В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

  • Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики;
  •  второй - самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

 Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения и т. п.

 Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными:

  • экологизация учебных дисциплин,
  • создание интегрированных курсов,
  • введение в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды,
  • а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.

В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.

 Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по предметам естественнонаучного цикла. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состояние окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

 Экологический подход необходимо реализовывать  через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.

 Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач, через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач на практике.

 Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что

10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон

«Об охране окружающей среды».   Глава 13 этого Закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».

 Пути экологизации школьного образования

 Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира - экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.

 Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.

 Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно – воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.

 Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы. Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.

 По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее оптимальна и перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах и кружковых занятиях.

Цели экологического кружка:

  1. обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи экологического  кружка:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научить применять на практике полученные знания;
  • формировать представления о природоохранной и краеведческой работе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
  • реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой.

Методы обучения:

  • беседы,
  • лекции,
  • практические работы,
  • экскурсии,
  • фенологические наблюдения,
  • исследовательская деятельность,
  • практическая природоохранная деятельность.

Календарно-тематический план занятий  

экологического кружка

(1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Название темы занятия

Количество часов

Примечание

1

Вводное занятие. Определение численного состава кружка и правил техники безопасности.

1

2

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

1

3

Зеленый пояс Земли.

Растения – необходимое условие для сохранения здоровья человека.        

1

доклады

4

Понятия флора и растительность.

Растительность родного края.

1

5

Растительные сообщества Земли

1

создание и демонстрация презентаций

6

Леса — лёгкие планеты.

Что такое лес?  Типы лесов.

        

1

7

Определение экологического состояния леса.        

1

экскурсия в лес

8

Решение экологических задач

2

 

9

Разнообразие цветковых растений.        

Экологические группы растений.

1

создание и демонстрация презентаций

10

Группы растений по их хозяйственному значению.

1

11

Зеленая аптека - лекарственные растения.

1

пр/р «Определение лекарственных растений»

12

Сорняки и их значение.

        

1

13

Растения под охраной. Красная Книга растений.

1

пр/р «Определение охраняемых растений»

14

Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений

1

оформление стенда

14

Конкурс рисунков «Растения под охраной»

1

16

Разнообразие грибов и их роль в природе

1

создание и демонстрация презентаций

17

Жизнь под землей.

Почва – среда жизни организмов.        

1

пр/р «Изучение жизни и деятельности дождевых червей»

18

Почвенный состав местности. Определение видов эрозии и причин, их вызывающих.

1

пр/р «Ознакомление с почвенным составом  нашей  местности»

19

Удивительный мир животных.

Многообразие и значение животных в природе

1

создание и демонстрация презентаций

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников.         

1

пр/р «Наблюдение за жизнью в муравейнике»

21

Насекомые – опылители. Пчелы, шмели, бабочки и другие. Охрана насекомых.

1

22

Водоёмы нашей местности. Видовое разнообразие.

1

экскурсия на реку

23

Изучение и охрана рыбных ресурсов.

1

пр/р «Выявление причин, вызывающих загрязнение вод и гибель рыб»

24

Охраняемые земноводные и пресмыкающиеся.        

1

25

Видовой состав и разнообразие птиц Велижского района и Смоленской области.

1

доклады, создание и демонстрация презентаций

26

Значение охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.        

1

пр/р «Определение певчих птиц по голосам»

27

Участие в конкурсе «Человек и природа»

1

28

Видовое многообразие млекопитающих Велижского района и Смоленской области        

1

экскурсия в музей

29

Их нужно спасти! Красная Книга животных.

1

создание и демонстрация презентаций, оформление стенда

30

Антропогенное воздействие на биосферу и его пагубные последствия

1

пресс-конференция

31

Практические природоохранные дела

(участие в социально значимых проектах и акциях «БУНТ», «Покормите птиц зимой», «Жалобная книга природы», «»Чистые берега»

 

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Программа экологического кружка.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Программа экологического кружка

Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....

Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"

Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...