ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
методическая разработка по биологии
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий. В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой.
Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kobelkova.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Кобелькова В.Н., учитель биологии и химии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий. В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой.[1]
Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами.
Перед учителем стоит задача сформировать личность ребенка, развить его индивидуальные способности наиболее полно. Достижение указанной цели может быть осуществлено с помощью технологии проблемно-модульного обучения, которая включает в себя целевую установку, ведущие принципы, специальные способы проектирования содержания обучения, систему упражнений, конструирование дидактических материалов, рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений. [4]
Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержанке обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.[3]
Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.
Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала. Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. [2]
Модульный урок имеет следующую структуру:
1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.
2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Ограничения: количество УЭ на уроке должно быть не более семи.
3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.
Учебные элементы в модуле структурируются в определенной последовательности:
• УЭ 0 – для учащегося определяется цель, которая будет достигнута в результате освоения модуля по теме урока.
• УЭ 1 – входная диагностика, проверяющая сформированность необходимых умений для освоения модуля. Дается ключ для самопроверки или взаимопроверки, если предполагается парная или групповая работа.
• УЭ 2 – УЭ 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические задания.
• УЭ 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы. Ключ к заданию может быть у учителя или также проводится самопроверка.
В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта, которая включает следующие элементы:
• Номер УЭ. Время на выполнение каждого учебного блока.
• Учебный материал.
• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.
• Ключи (если предусмотрена самопроверка).[5]
Учебные элементы (УЭ) модуля представлены в виде задач или творческих заданий и направлены на активное чтение изучаемого текста учебника в системе модульного обучения, можно заметить, что алгоритм заданий достаточно прост: сначала он следует логике изучаемого параграфа, затем ученику предоставляется ряд заданий на закрепление изученного и на осмысление, и наконец, оценку новой полученной информации. Такой характер учебных задач и заданий ставит ученика в активную позицию к тексту учебника. Почему? Ответ прост – ученик не только получает задачу и ищет пути ее выполнения, изучая материал параграфа, но и сам занимается творчеством: постановкой вопросов, составление тестов и других заданий.
Учебные элементы (УЭ) модуля, представленные ученикам в виде шагов, разные по сложности. Одни направлены на репродукцию знаний. Другие – на их трансформацию, т.е. на применение полученной информации в новых условиях: на формирование учебных вопросов (этот приём так и называется - «Задай вопрос»), на сжатие информации (Дай определение).
Примером может служить модульный урок по теме: «Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие соединения клетки»
Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
При классно-урочном обучении учитель – единственное заинтересованное в этом процессе лицо, знающее цели и способы деятельности. Учитель объясняет, спрашивает, оценивает, а дети выступают как пассивные участники обучения. Они в основном слушают и отвечают.
В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передаёт детям (взаимо- и самоконтроль) в процессе отработки материала по разработанным учителем критериям.
Это позволяет создать условия для аналитической творческой деятельности учащихся, сформировать умения говорить на математическом языке, делать выводы, отстаивать свою точку зрения
ЛИТЕРАТУРА
1. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/
2. Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006 г.
3. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: “Традиционные методики”, Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 – 2003 г.
4. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала “Директор школы”, №4. 2006 г.
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....
презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"
Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...
Использование технологии модульного обучения на уроках истории.
Сущность модульного обучения. Алгоритм составления модуля. Примеры заданий....
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ
Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ...