Открытый урок "Клетка-основная единица живого"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kletka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта метапредметного урока по биологии
Кузьмёнко Мария Владимировна | |||
Предмет | биология | ||
Класс | 5 | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Тема урока | Клетка — основная единица живого. Строение клетки | ||
Цель (планируемые результаты) | Развитие знаний о клеточном строении организмов | ||
Предметные: | обучающиеся знакомятся с особенностями строения клетки | ||
Метапредметные: | обучающиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты. | ||
Личностные: | интерес к изучению ранее незнакомых терминов, структурной организации клетки, формирование у обучающихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения. | ||
Этапы урока | Планируемые результаты (формирование УУД) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности | Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд. Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать. И рады встрече с вами снова. А вы к открытиям готовы? Здравствуйте ребята! Сядьте прямо, начинаем урок. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений | – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) -Что такое клетка? На экране рисунок клетки с органоидами Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10. Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки? Что вы не смогли сделать? Почему вы не справились с заданием? Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Правильно тема нашего урока: «Клетка - основная единица живого. Строение клетки» Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей. - Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами? А что нам для этого нужно? - Желаю вам успехов. | Высказывания учащихся Высказывания учащихся - формулируют ( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10)
( мы не знаем, из каких частей состоит клетка.) (Мы должны узнать, как устроена клетка, и научится определять органоиды растительной клетки.) Высказывания учащихся Нужно внимательно слушать учителя, работать на уроке, уметь находить нужную информацию в источниках. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи Регулятивные УУД: планирование своих действий. | Какие царства живых организмов вы знаете? Из чего состоят живые организмы? | Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные Живые организмы состоят из клеток. |
Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации | Познавательные УУД: освоение доступных способов изучения природы, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | Можно ли невооруженным глазом увидеть клетку? С чего начался процесс изучения клеточного строения организмов? Какие увеличительные приборы вы знаете? Какой увеличительный пробор вы видите на слайде? Из каких частей она состоит? Как называется этот увеличительный прибор? А для чего нам нужны все эти приборы? Задание: один из учеников назовёт основные части микроскопа. | Высказывания детей С изобретения микроскопа. Микроскоп, лупа ( лупа) (из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.) (Микроскоп) ( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально).) |
Изучение нового материала | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации | Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) А клетки одинаковы по форме и размеру? I группа- Какие клетки бывают по форме? II группа-Какие клетки бывают по величине? III группа- За счет чего происходит рост растений? | Изучение клетки началось с изобретением увеличительных приборов. Все живое имеет клеточное строение. Нет Работают с текстом учебника. В группах обсуждая. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Физкультминутка на слайде. | Выполняют физминутку для глаз |
Включение в систему знаний и повторений | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. | Работа в группах (от 3-5 человек) по поиску ответов на заданный вопрос: Задачи: выяснить, из каких органоидов состоит клетка растений. Приложение№2 1. «Цитосказка» 2. Текст задания: Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Ядруклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. На посылках у царя Ядруклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная прочная Мембранстена. Хлоран отвечал за зеленый цвет и поступление кислорода, Вакуль за отложение запасных питательных веществ. Дружной и счастливой была страна. Скажите, как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию, выполнив задание. Составить строение клетки. I группа- Расскажет про оболочку II группа- цитоплазму и ядро III группа-вакуоль и включения. Учитель: Мы можем определить где более молодая клетка, а где старая? В старой — вакуоль занимает до 90%. Для раст.клетки характерно наличие пластид! Они бывают 3 видов. Обратитесь к учебнику стр.26. Прием «Дополни определение» : (сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.) I группа-хлоропласты II группа-хромопласты III группа-лейкопласты | Отвечают на вопрос. Осуществляют поиск информации |
Самостоятельное применение знаний | Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном. | Сейчас мы с вами выполним задание. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. Приём «Верные и неверные утверждения» Поставьте знак “+” или “-”. 1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Пластиды – есть только у животных клеток. 4.Клетки одинаковы по форме и размерам. 5.Организм человека состоит из клеток. Американский ученый Левенгук впервые дал название «клетка» | Решают, закрепляя и проверяя свои знания. |
Итог урока. Рефлексия | Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные: личностное самоопределение. Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. | Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? Прием Составьте предложения… Предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции: ……….………., поэтому………………. ……………….., потому что …………. ………………., следовательно, ………. ………………., так как………………. Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетки» Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! И на этой позитивной основе мы заканчиваем с вами урок. Д/З Всем: По выбору: Творческий уровень: 1.Вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами 2. Составить кроссворд | Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку. Дети оценивают свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к...
Урок-обобщение "Клетка-структурная и функциональная единица живого".
Урок проводится в форме игры....
Клетка-начальная единица живого.
Знакомство с клеткой, начальной единицей живых организмов. Материал для природоведения в 5 классе...
Клетка - единица живого
Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравн...
Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения
В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...
Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»
Разноуровневая контрольная работа. 10 класс...
6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»
Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...