Открытый урок "Клетка-основная единица живого"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кузьмёнко Мария Владимировна

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kletka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта метапредметного урока по биологии

Кузьмёнко Мария Владимировна

Предмет

биология

Класс

5

Тип урока

Изучение нового материала

Тема урока

Клетка — основная единица живого. Строение клетки

Цель (планируемые результаты)

Развитие знаний о клеточном строении организмов

Предметные: 

обучающиеся знакомятся с особенностями строения клетки

Метапредметные:

обучающиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты.

Личностные:

интерес к изучению ранее незнакомых терминов, структурной организации клетки,  формирование у обучающихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Этапы урока

Планируемые результаты (формирование УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд.

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать.

И рады встрече с вами снова.

А вы к открытиям готовы?

Здравствуйте ребята! Сядьте прямо, начинаем урок.

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Коммуникативные

УУД:

оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) 
А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

-Что такое клетка?

 На экране рисунок клетки с органоидами Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10.

Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки? Что вы не смогли сделать?  

Почему вы не справились с заданием?

Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Правильно тема нашего урока: «Клетка - основная единица живого. Строение клетки»

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

- Как вы думаете, справимся  ли мы с поставленными задачами? А что нам для этого нужно?

- Желаю вам успехов. 

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся

- формулируют

( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10)

 

(  мы не знаем, из каких частей состоит клетка.)

(Мы должны узнать, как устроена клетка, и научится определять органоиды растительной клетки.)

Высказывания учащихся

Нужно внимательно слушать учителя, работать на уроке, уметь находить нужную информацию в источниках.

Актуализация знаний

Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи

Регулятивные УУД: планирование своих действий.

Какие царства живых организмов вы знаете?

Из чего состоят живые организмы?

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные

Живые организмы состоят из клеток.

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

Познавательные УУД:

освоение доступных способов изучения природы,

выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.

Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.

Можно ли невооруженным глазом увидеть клетку?

С чего начался процесс изучения клеточного строения организмов?

Какие увеличительные приборы вы знаете?

Какой увеличительный пробор вы видите на слайде? Из каких частей она состоит?

Как называется этот увеличительный прибор?

А для чего нам нужны все эти приборы?

Задание: один из учеников назовёт основные части микроскопа.

Высказывания детей

С изобретения микроскопа.

Микроскоп, лупа

( лупа) (из рукоятки,  увеличительного стекла и оправы.)

(Микроскоп)

( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально).)

Изучение нового материала

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске информации.

Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) 

А клетки одинаковы по форме и размеру?

I группа- Какие клетки бывают по форме?

II группа-Какие клетки бывают по величине?

III группа- За счет чего происходит рост растений?

Изучение клетки началось с изобретением увеличительных приборов.

Все живое имеет клеточное строение.

Нет

Работают с текстом учебника. В группах обсуждая.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физкультминутка на слайде.

Выполняют физминутку для глаз

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Работа в  группах (от 3-5 человек)  по поиску ответов на заданный вопрос:

Задачи: выяснить,  из каких органоидов состоит клетка растений.     Приложение№2

1. «Цитосказка»

2. Текст задания:

Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Ядруклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. На посылках у царя Ядруклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная прочная Мембранстена. Хлоран отвечал за  зеленый цвет и поступление кислорода, Вакуль  за отложение запасных питательных веществ. Дружной и счастливой была страна. Скажите,  как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию, выполнив задание.

Составить строение клетки.

I группа- Расскажет про оболочку

II группа- цитоплазму и ядро

III группа-вакуоль и включения.

Учитель: Мы можем определить где более молодая клетка, а где старая? В старой — вакуоль занимает до 90%.

Для раст.клетки характерно наличие пластид!

Они бывают 3 видов. Обратитесь к учебнику стр.26.

Прием «Дополни определение» : (сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.)

I группа-хлоропласты

II группа-хромопласты

III группа-лейкопласты

Отвечают на вопрос.

Осуществляют поиск информации

Самостоятельное применение знаний

Коммуникативные УУД:

умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний.

Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном.

Сейчас мы с вами  выполним задание. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Поставьте знак “+” или “-”.

1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у животных клеток.

4.Клетки одинаковы по форме и размерам.

5.Организм человека состоит из клеток.

Американский ученый Левенгук впервые дал название «клетка»

Решают,  закрепляя и проверяя свои знания.

Итог урока. Рефлексия

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные: личностное самоопределение.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Как вы думаете, справились ли  мы с поставленными в начале урока задачами?

Прием  Составьте предложения…

Предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

И на этой позитивной основе мы заканчиваем с вами урок.

Д/З Всем:

По выбору:

Творческий уровень: 

1.Вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами

2. Составить кроссворд

Дети оценивают своё эмоциональное отношение к  уроку.

Дети оценивают свою работу  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Клетка-начальная единица живого.

Знакомство с клеткой, начальной единицей живых организмов. Материал для природоведения в 5 классе...

Клетка - единица живого

Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравн...

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»

Разноуровневая    контрольная работа. 10 класс...

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...