Открытый урок "Клетка-единица живого организма"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок биологии в 5 классе, на тему: "Клетка-единица живого оргнаизма". Цель урока: сформировать понятия о клетке, оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkytogo_uroka_kletka-osnova_zhivogo_organizma_5_kl.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Клетка-единица живого организма.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: сформировать понятия о клетке, оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом;
Планируемые результаты обучения
Предметные: знать строение клетки;
- различать клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в паре информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Оценивать собственный вклад в работу пары.
Формы работы: самостоятельная, фронтальная, парная
Методы: частично – поисковый, иллюстративный.
Информационно - технологические ресурсы: учебник, презентация, мультимедийное оборудование
Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Ход урока
Учитель:
Добрый день, ребята!
Прозвенел звонок, начинаем наш урок
Чтобы многое узнать, будем думать, рассуждать.
И, конечно же, друг другу помогать.
Учитель:
Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) (СЛАЙД 2).
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) (СЛАЙД 3).
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) (СЛАЙД 4)
Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей).
Учитель: Итак, тема нашего урока «Клетка-единица всего живого» (СЛАЙД 5)
Учитель: Как вы думаете, чем же сегодня мы будем заниматься на уроке (изучать из чего состоит клетка)? (СЛАЙД 6)
Учитель:
Цель: изучить строение клетки, и из чего она состоит т.е. роль органоидов клетки,
А органоидами в клетке как вы думаете, что можно назвать (ядро, вакуоль, цитоплазму и т. д.)
Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ: Клетки по форме бывают самые разнообразные (СЛАЙД 7)
Учитель: Два ученика работают с микроскопом (сравнивают увиденное в микроскопе с клеткой на слайде). (Кто выполнит придумать вопрос классу стр.64)
Учитель: (СЛАЙД 8). Работа с текстом. Клетка имеет ТРИ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ. Определить о какой структуре клетки идет речь И какую роль она играет? (По рядам).
Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «цитоплазма», «ядро».
Учитель: Цитоплазма способна к движению. (СЛАЙД 9)
Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.
Систематизация и обобщение знаний
(Индивидуальная работа, взаимооценивание)
Какие утверждения верны? (СЛАЙД 10).
Поставьте знак «+» или «-»
1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2.Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3.Структура клетки, способная к движению называется – клеточная мембрана.
4.Живые клетки только питаются.
5.Клетки одинаковы по форме и размерам
6.Организм человека состоит из клеток.
ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ (СЛАЙД 11)
Учитель: ФИЗМИНУТКА
УЧИТЕЛЬ: РАБОТА С УЧЕБНИКОМ! С какими терминами мы еще не познакомились? Стр.64-65 Особенности строения клеток. Работа в парах, время выполнения; 4 минуты.
Учитель: ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Установите соответствие между названием органоида (части клетки) и ее характеристикой: (СЛАЙД 12, 13)
ОРГАНОИДЫ:
- Хлоропласты
- Хромосомы
- Оболочка (клеточная стенка)
- Органоиды
- Цитоплазма
ХАРАКТЕРИСТИКА:
А) Полужидкое содержимое клетки, способное к движению.
Б) Органоиды, которые содержат пигмент хлорофилл.
В) Части клетки, которые выполняют определенные функции.
Г) Носители наследственной информации
Д) Структура клетки, которая выполняет опорную функцию и определяет форму клетки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Учитель: РЕБЯТА ПЕРЕД ВАМИ КЛЕТКА ЧЕГО В НЕЙ НЕ ХВАТАЕТ?
(Выходят к доске, добавляют органоиды на макет растительной клетки).
Учитель: Тема: «Клетка-единица живого организма», встречается в заданиях ВПР. (Слайд 14)
Учитель: Как же теперь мы ответим на вопрос: Для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии? (СЛАЙД 15)
Рефлексия: Лист само оценивания . (Лист индивидуальных образовательных достижений)
Учитель: Домашнее задание: (СЛАЙД 16)
§10,ТЕРМИНЫ из предложенных органоидов составить модель растительной клетки (картон, модели органоидов клетки) .
Учитель:
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
И на этой позитивной основе мы заканчиваем с вами урок.
ВЫСТАВИТЬ ОЦЕНКИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов
Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....
Открытый урок "Свет в жизни живых организмов"
Урок природоведения для 5 класса в котором говорится о значении света в жизни живых организмов....
открытый урок "Живые организмы как объекты изучения естественных наук"
открытый урок по естествознанию...
Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год
Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....
Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)
Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов) Презентация...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов
видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...