Клетка - единица живого
план-конспект урока биологии (10 класс) по теме

Сафина Алсу Шарифзяновна

     Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравнивать строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток. Развивается умение анализировать, выделять главное, самостоятельно мыслить и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletka_-_edinica_zhivogo.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Клетка – единица живого

Урок-игра в 10 классе

Учитель биологии I кв. категории гимназии №3 Кировского района г.Казани

Сафина Алсу Шарифзяновна

Цели:

Образовательные:

  1. Обобщить знания учащихся о клетке.
  2. Продолжить формирование умений сравнивать строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток.
  1. Способствовать закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды.

Развивающие:

  1. Развитие мыслительной способности учащихся.
  2. Развитие воли и самостоятельности.
  3. Развитие умения анализировать, выделять главное.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру работы в коллективе, в группе и индивидуально.
  2. Привитие навыка самоконтроля.
  3. Воспитание собранности, сосредоточенности, взаимопомощи.

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок-игра.

Методы: устный опрос, письменный (тестирование, решение кроссворда, написание пропущенных слов).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: рисунки, плакаты, магнитофон, кассета, учебник, ручка, тетради, карточки.

Ход урока:

I. Введение, организационный момент (3 мин.) (На доске  нарисован поезд, состоящий из пяти вагонов, обозначены станции. Написаны основные понятия урока: Оболочка. Мембрана. Ядро. Вакуоль. ЭПС. Лизосома. Рибосома. Митохондрия. Кристы. Аппарат Гольджи. Клеточный центр. Цитоплазма. Поры. Реснички,  жгутики. Пластиды. Граны. Хлорофилл.  Хромосома. Капсид.  ДНК. РНК. Полирибосомы. Размещен кроссворд.)

Учитель: Добрый день, дорогие пассажиры! Располагайтесь удобнее! Сегодня наш поезд, названный в честь английского учёного Роберта Гука, отправится в маленькую, но удивительную страну «Клетка». Поезд состоит из 5 вагонов: первый вагон имеет название «Растительная клетка», второй – «Животная клетка», третий – «Грибная клетка», четвёртый – «Бактериальная клетка», пятый – «Вирусы».

Вам предстоит пройти 5 станций:

  1. Знакомство. (д/з – рисунки клеток разных царств и рассказ по ним)
  2. Викторина. (устный опрос)
  3. Допиши! (карточки с заданием)
  4. Кроссворд.
  5. Тест. (вариативный)

II. Актуализация знаний (30 мин.) 

Учитель: Мы сейчас находимся на 1 станции, которая называется «Знакомство». Слово предоставляется пассажирам. (Ученики знакомят с названием своих вагонов, рассказывают о той или иной клетке, используя рисунок, которого нарисовали самостоятельно.)

Ученик (пассажир 1 вагона): Для растительной клетки характерно наличие толстой целлюлозной оболочки - клеточной стенки, различных пластид, крупной центральной вакуоли, смещающей ядро к периферии. Клеточный центр высших растений не содержит центриоли. В качестве резервного питательного углевода клетки растений запасают крахмал.

Ученик (пассажир 2 вагона): Животная клетка имеет тонкую оболочку – гликокаликс, состоящую из белков и полисахаридов. Не содержит пластид и центральной вакуоли, для клеточного центра характерна центриоль. Запасным углеводом является гликоген.

Ученик (пассажир 3 вагона): В клетках грибов клеточная оболочка содержит хитин, в цитоплазме имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. В цитоплазме расположено значительное число рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Главным резервным полисахаридом является гликоген.

Ученик (пассажир 4 вагона): В бактериальной клетке нет морфологически обособленного ядра, единственная хромосома образована кольцевидной ДНК и находится в цитоплазме. Мембранные органеллы отсутствуют, имеются рибосомы и включения. У автотрофных фотосинтетиков хлорофилл располагается прямо в цитоплазме. Бактерии имеют клеточную стенку, состоящую из клетчатки. У некоторых бактерий она покрыта слизистой оболочкой. Органоиды движения – жгутики. 

Ученик (пассажир 5 вагона): Вирусы, в отличие от других организмов, не имеют клеточного строения. Вирус состоит из образованной белками оболочки – капсида и только одной нуклеиновой кислоты – РНК или ДНК. Вне клеток других организмов вирусы жить не могут.

Учитель: Спасибо! Очень приятно было с вами познакомиться. Сейчас вы должны ответить на вопросы «Викторины». Пассажиры какого вагона ответять быстрее?

Вопросы:

1.На какие группы по своему строению подразделяются организмы? Приведите примеры.

Ответ: Прокариоты (безъядерные или доядерные) – бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии) и эукариоты (ядерные) – растения, животные, грибы.

2.Какие основные компоненты клетки вы знаете?

Ответ: Оболочка, цитоплазма и ядро.

3.На какие группы подразделяются цитоплазматические структуры?

Ответ: Непостоянные (включения) и постоянные (органоиды).

4.Какие бывают органоиды? Приведите примеры.

Ответ: Немембранные (рибосома, реснички и жгутики, клеточный центр), одномембранные (ЭПС, лизосома, аппарат Гольджи, вакуоль), двумембранные (митохондрия, пластиды).

5.Кто впервые обнаружил в клетках ядро?

Ответ: Р. Броун.

6.Кто сказал, что многоклеточные организмы начинают своё развитие из зиготы?

Ответ: К. Бэр.

7.Какие данные цитологии доказывают единство происхождения организмов?

Ответ: Сходный химический состав и клеточное строение.  

8.Какой органоид состоит из 2 центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу?

Ответ: Клеточный центр.

9.Какой органоид отвечает за внутриклеточное пищеварение?

Ответ: Лизосома.

10.При помощи, каких образований происходит облегчённая диффузия?

Ответ: Белки-переносчики.

Учитель: Поздравляю, вы успешно справились с вопросами «Викторины» и перешли на 3 станцию. Здесь вам необходимо дописать предложения. После выполнения проверим вместе. (Учитель ставит музыку из песни Наташи Королевой «Маленькая страна» и раздает карточки.)

  1. вагон:

1.Синтез белков происходит на …

2.Система полостей и каналов, в которых протекают реакции обмена веществ, называется …

3.Внутренние мембранные структуры хлоропластов называются …

  1. вагон:

1.Органоиды, обеспечивающие движение клеток …

2.Стопки мембранных цистерн, пузырьков, в которых накапливаются синтезированные в клетке вещества - …

3.Клеточная структура, содержащая хромосомы - …

  1. вагон:

1.Двумембранные органоиды клетки, где идёт запасание энергии

     в виде АТФ - …

2.Одномембранные органоиды с клеточным соком, характерные

     для растительных клеток - …

3.Органоиды клеток, в которых осуществляется синтез сахара - …

  1. вагон:

1.Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке прочность и постоянную форму - …

2.Одномембранные органоиды с ферментами, осуществляющими расщепление веществ - …

3.Складки мембран митохондрий, увеличивающие общую площадь поверхности - …

  1. вагон:

1.Основное вещество клетки, в котором находятся все органеллы - …

2.Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и участвующие в делении клетки - …

3.Группа рибосом в цитоплазме - …

Ответы:

1 вагон: рибосома, ЭПС, граны.

2 вагон: реснички и жгутики, аппарат Гольджи, ядро.

3 вагон: митохондрия, вакуоль, хлоропласт.

4 вагон: клеточная стенка, лизосома, кристы.

5 вагон: цитоплазма, центриоли, полисома.

Учитель: А теперь небольшая разминка – решение кроссворда. (Приложение №1) Вы должны составить ключевое слово. (Ученики заполняют кроссворд в группе, потом проверка на доске.)

Ответы: циклоз, рибосома, ретикулум, осмос, пластид, пиноцитоз, гликоген, рецепция, адгезия, ключевое слово - цитология.

III. Закрепление (9 мин.)

Учитель: Мы дошли до последней станции, где должны выполнить тест в двух вариантах. Тесты находятся на столах. (Приложение №2) Найдите свой вариант с вопросами и отвечайте на них. (Учитель ставит музыку из песни Наташи Королевой «Маленькая страна».)

Ответы: 1 вариант: 1г, 2б, 3б, 4б, 5в, 6в, 7в, 8б, 9б, 10б.

2 вариант: 1г, 2б, 3а, 4г, 5б, 6б, 7в, 8г, 9в, 10б.

IV. Итог урока (1 мин.) Дорогие пассажиры! Вы прошли все станции. Добро пожаловать в маленькую страну «Клетка»!

V. Домашнее задание (1 мин.) Подготовиться к зачётно-контрольной работе по теме «Клетка – единица живого».

VI. Оценки за урок (1 мин.)

Приложение №1

Кроссворд  "Клетка - единица живого"

8

9

 

 

 

 

6

 

 

3

 

 

 

2

 

5

 

 

 

1

 

 

4

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Постоянное движение гиалоплазмы.
  2. Органоид, состоящий из 2 субъединиц.
  3. Другое название ЭПС.
  4. Транспорт через мембрану воды из клетки с более разбавленной концентрацией в клетку более концентрированную.
  5. Двумембранный органоид растительной клетки.
  6. Поглощение мембраной жидких частиц.
  7. Животный крахмал.
  8. Узнавание клетки клетку.
  9. Слипание клетки к клетке.

Приложение №2

1 вариант:

  1. Какую из перечисленных функций плазматическая мембрана не выполняет?

А) транспорт веществ;

Б) защиту клетки;

В) взаимодействие с другими клетками;

Г) синтез белка.

  1. Фагоцитоз – это:

А) захват клеткой жидкости;                  

Б) захват твёрдых частиц;

В) транспорт веществ через мембрану;

Г) ускорение биохимических реакций.

  1. Функция гладкой эндоплазматической сети:

А) синтез белков;

Б) синтез углеводов и липидов;

В) синтез АТФ;

Г) синтез РНК.

  1. Гидрофильные поверхности мембран образованы:

А) неполярными хвостами липидов;

Б) полярными головками липидов;

В) белками;

Г) углеводами.

  1. В каком из органоидов клетки синтезируются гормоны?

А) в лизосоме;

Б) в ядре;

В) в аппарате Гольджи;

Г) в вакуолях.

  1. Какое из названных веществ является запасным в клетках животных?

А) целлюлоза;

Б) глюкоза;

В) гликоген;

Г) белок.

  1. Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории?

А) все растительные организмы состоят из клеток;

Б) все животные организмы состоят из клеток;

В) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток;

Г) клетки всех организмов одинаковы по своему строению.

  1. Какой из признаков клетки указывает на её видовую принадлежность?

А) наличие ядра и цитоплазмы;

Б) количество хромосом;

В) количество митохондрий;

Г) наличие хромосом.

  1. Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны?

А) транспорт веществ;

Б) узнавание типов клеток;

В) образование двойного слоя мембраны;

Г) фотосинтез.

  1. Через липидный слой мембраны свободно проходит:

А) вода;

Б) эфир;

В) глюкоза;

Г) спирт.

   2 вариант:

  1. Какие из органоидов клетки относятся к немембранным компонентам?

А) лизосома;

Б) аппарат Гольджи;

В) ЭПС;

Г) рибосома.

  1. Какая из названных структур образована микротрубочками?

А) ложноножка амёбы;

Б) жгутик инфузории;

В) сократительное волокно мышцы;

Г) граны хлоропластов.

  1. Что такое кристы?

А) складки внутренней мембраны митохондрий;

Б) складки наружной мембраны митохондрий;

В) межмембранные образования;

Г) окислительные ферменты.

  1. В чём проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?

А) в двумембранном принципе строения;

Б) в наличии ДНК и РНК;

В) в способности к размножению;

Г) во всех указанных особенностях.

  1. Основная функция лизосом:

А) синтез белков;

Б) расщепление органических веществ клетки до мономеров;

В) избирательный транспорт веществ;

Г) пиноцитоз.

  1. Какие клетки организма человека называются фагоцитами?

А) нейроны;

Б) лейкоциты;

В) миоциты;

Г) эритроциты.

  1. Какой из органоидов клетки участвует в формировании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза?

А) рибосомы;

Б) ЭПС;

В) аппарат Гольджи;

Г) митохондрии.

  1. Хромосомы – это:

А) структуры, состоящие из белка;

Б) структуры, состоящие из ДНК;

В) структуры, состоящие из РНК;

Г) структуры, состоящие из белка и ДНК.

  1. Роль ядрышка заключается в формировании:

А) хромосом;

Б) лизосом;

В) рибосом;

Г) митохондрий.

  1. Какой из названных организмов является прокариотическим?

А) амёба;

Б) стрептококк;

В) инфузория;

Г) дрожжи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»

Разноуровневая    контрольная работа. 10 класс...

Обобщение по теме "Клетка - единица живого"

Обобщение по теме "Клетка - единица живого" в виде тестовой работы. Два варианта....

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...

Открытый урок "Клетка-единица живого организма"

Урок биологии в 5 классе, на тему: "Клетка-единица живого оргнаизма". Цель урока: сформировать понятия о клетке, оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умени...