Клетка - единица живого
план-конспект урока биологии (10 класс) по теме
Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравнивать строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток. Развивается умение анализировать, выделять главное, самостоятельно мыслить и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletka_-_edinica_zhivogo.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Клетка – единица живого
Урок-игра в 10 классе
Учитель биологии I кв. категории гимназии №3 Кировского района г.Казани
Сафина Алсу Шарифзяновна
Цели:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о клетке.
- Продолжить формирование умений сравнивать строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток.
- Способствовать закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды.
Развивающие:
- Развитие мыслительной способности учащихся.
- Развитие воли и самостоятельности.
- Развитие умения анализировать, выделять главное.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру работы в коллективе, в группе и индивидуально.
- Привитие навыка самоконтроля.
- Воспитание собранности, сосредоточенности, взаимопомощи.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок-игра.
Методы: устный опрос, письменный (тестирование, решение кроссворда, написание пропущенных слов).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: рисунки, плакаты, магнитофон, кассета, учебник, ручка, тетради, карточки.
Ход урока:
I. Введение, организационный момент (3 мин.) (На доске нарисован поезд, состоящий из пяти вагонов, обозначены станции. Написаны основные понятия урока: Оболочка. Мембрана. Ядро. Вакуоль. ЭПС. Лизосома. Рибосома. Митохондрия. Кристы. Аппарат Гольджи. Клеточный центр. Цитоплазма. Поры. Реснички, жгутики. Пластиды. Граны. Хлорофилл. Хромосома. Капсид. ДНК. РНК. Полирибосомы. Размещен кроссворд.)
Учитель: Добрый день, дорогие пассажиры! Располагайтесь удобнее! Сегодня наш поезд, названный в честь английского учёного Роберта Гука, отправится в маленькую, но удивительную страну «Клетка». Поезд состоит из 5 вагонов: первый вагон имеет название «Растительная клетка», второй – «Животная клетка», третий – «Грибная клетка», четвёртый – «Бактериальная клетка», пятый – «Вирусы».
Вам предстоит пройти 5 станций:
- Знакомство. (д/з – рисунки клеток разных царств и рассказ по ним)
- Викторина. (устный опрос)
- Допиши! (карточки с заданием)
- Кроссворд.
- Тест. (вариативный)
II. Актуализация знаний (30 мин.)
Учитель: Мы сейчас находимся на 1 станции, которая называется «Знакомство». Слово предоставляется пассажирам. (Ученики знакомят с названием своих вагонов, рассказывают о той или иной клетке, используя рисунок, которого нарисовали самостоятельно.)
Ученик (пассажир 1 вагона): Для растительной клетки характерно наличие толстой целлюлозной оболочки - клеточной стенки, различных пластид, крупной центральной вакуоли, смещающей ядро к периферии. Клеточный центр высших растений не содержит центриоли. В качестве резервного питательного углевода клетки растений запасают крахмал.
Ученик (пассажир 2 вагона): Животная клетка имеет тонкую оболочку – гликокаликс, состоящую из белков и полисахаридов. Не содержит пластид и центральной вакуоли, для клеточного центра характерна центриоль. Запасным углеводом является гликоген.
Ученик (пассажир 3 вагона): В клетках грибов клеточная оболочка содержит хитин, в цитоплазме имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. В цитоплазме расположено значительное число рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Главным резервным полисахаридом является гликоген.
Ученик (пассажир 4 вагона): В бактериальной клетке нет морфологически обособленного ядра, единственная хромосома образована кольцевидной ДНК и находится в цитоплазме. Мембранные органеллы отсутствуют, имеются рибосомы и включения. У автотрофных фотосинтетиков хлорофилл располагается прямо в цитоплазме. Бактерии имеют клеточную стенку, состоящую из клетчатки. У некоторых бактерий она покрыта слизистой оболочкой. Органоиды движения – жгутики.
Ученик (пассажир 5 вагона): Вирусы, в отличие от других организмов, не имеют клеточного строения. Вирус состоит из образованной белками оболочки – капсида и только одной нуклеиновой кислоты – РНК или ДНК. Вне клеток других организмов вирусы жить не могут.
Учитель: Спасибо! Очень приятно было с вами познакомиться. Сейчас вы должны ответить на вопросы «Викторины». Пассажиры какого вагона ответять быстрее?
Вопросы:
1.На какие группы по своему строению подразделяются организмы? Приведите примеры.
Ответ: Прокариоты (безъядерные или доядерные) – бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии) и эукариоты (ядерные) – растения, животные, грибы.
2.Какие основные компоненты клетки вы знаете?
Ответ: Оболочка, цитоплазма и ядро.
3.На какие группы подразделяются цитоплазматические структуры?
Ответ: Непостоянные (включения) и постоянные (органоиды).
4.Какие бывают органоиды? Приведите примеры.
Ответ: Немембранные (рибосома, реснички и жгутики, клеточный центр), одномембранные (ЭПС, лизосома, аппарат Гольджи, вакуоль), двумембранные (митохондрия, пластиды).
5.Кто впервые обнаружил в клетках ядро?
Ответ: Р. Броун.
6.Кто сказал, что многоклеточные организмы начинают своё развитие из зиготы?
Ответ: К. Бэр.
7.Какие данные цитологии доказывают единство происхождения организмов?
Ответ: Сходный химический состав и клеточное строение.
8.Какой органоид состоит из 2 центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу?
Ответ: Клеточный центр.
9.Какой органоид отвечает за внутриклеточное пищеварение?
Ответ: Лизосома.
10.При помощи, каких образований происходит облегчённая диффузия?
Ответ: Белки-переносчики.
Учитель: Поздравляю, вы успешно справились с вопросами «Викторины» и перешли на 3 станцию. Здесь вам необходимо дописать предложения. После выполнения проверим вместе. (Учитель ставит музыку из песни Наташи Королевой «Маленькая страна» и раздает карточки.)
- вагон:
1.Синтез белков происходит на …
2.Система полостей и каналов, в которых протекают реакции обмена веществ, называется …
3.Внутренние мембранные структуры хлоропластов называются …
- вагон:
1.Органоиды, обеспечивающие движение клеток …
2.Стопки мембранных цистерн, пузырьков, в которых накапливаются синтезированные в клетке вещества - …
3.Клеточная структура, содержащая хромосомы - …
- вагон:
1.Двумембранные органоиды клетки, где идёт запасание энергии
в виде АТФ - …
2.Одномембранные органоиды с клеточным соком, характерные
для растительных клеток - …
3.Органоиды клеток, в которых осуществляется синтез сахара - …
- вагон:
1.Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке прочность и постоянную форму - …
2.Одномембранные органоиды с ферментами, осуществляющими расщепление веществ - …
3.Складки мембран митохондрий, увеличивающие общую площадь поверхности - …
- вагон:
1.Основное вещество клетки, в котором находятся все органеллы - …
2.Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и участвующие в делении клетки - …
3.Группа рибосом в цитоплазме - …
Ответы:
1 вагон: рибосома, ЭПС, граны.
2 вагон: реснички и жгутики, аппарат Гольджи, ядро.
3 вагон: митохондрия, вакуоль, хлоропласт.
4 вагон: клеточная стенка, лизосома, кристы.
5 вагон: цитоплазма, центриоли, полисома.
Учитель: А теперь небольшая разминка – решение кроссворда. (Приложение №1) Вы должны составить ключевое слово. (Ученики заполняют кроссворд в группе, потом проверка на доске.)
Ответы: циклоз, рибосома, ретикулум, осмос, пластид, пиноцитоз, гликоген, рецепция, адгезия, ключевое слово - цитология.
III. Закрепление (9 мин.)
Учитель: Мы дошли до последней станции, где должны выполнить тест в двух вариантах. Тесты находятся на столах. (Приложение №2) Найдите свой вариант с вопросами и отвечайте на них. (Учитель ставит музыку из песни Наташи Королевой «Маленькая страна».)
Ответы: 1 вариант: 1г, 2б, 3б, 4б, 5в, 6в, 7в, 8б, 9б, 10б.
2 вариант: 1г, 2б, 3а, 4г, 5б, 6б, 7в, 8г, 9в, 10б.
IV. Итог урока (1 мин.) Дорогие пассажиры! Вы прошли все станции. Добро пожаловать в маленькую страну «Клетка»!
V. Домашнее задание (1 мин.) Подготовиться к зачётно-контрольной работе по теме «Клетка – единица живого».
VI. Оценки за урок (1 мин.)
Приложение №1
Кроссворд "Клетка - единица живого" | |||||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
6 |
|
| |||||||||||||
3 |
|
|
| ||||||||||||
2 |
| 5 |
|
|
| ||||||||||
1 |
|
| 4 |
|
| 7 |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
| |||||||||||||
| |||||||||||||||
- Постоянное движение гиалоплазмы.
- Органоид, состоящий из 2 субъединиц.
- Другое название ЭПС.
- Транспорт через мембрану воды из клетки с более разбавленной концентрацией в клетку более концентрированную.
- Двумембранный органоид растительной клетки.
- Поглощение мембраной жидких частиц.
- Животный крахмал.
- Узнавание клетки клетку.
- Слипание клетки к клетке.
Приложение №2
1 вариант:
- Какую из перечисленных функций плазматическая мембрана не выполняет?
А) транспорт веществ;
Б) защиту клетки;
В) взаимодействие с другими клетками;
Г) синтез белка.
- Фагоцитоз – это:
А) захват клеткой жидкости;
Б) захват твёрдых частиц;
В) транспорт веществ через мембрану;
Г) ускорение биохимических реакций.
- Функция гладкой эндоплазматической сети:
А) синтез белков;
Б) синтез углеводов и липидов;
В) синтез АТФ;
Г) синтез РНК.
- Гидрофильные поверхности мембран образованы:
А) неполярными хвостами липидов;
Б) полярными головками липидов;
В) белками;
Г) углеводами.
- В каком из органоидов клетки синтезируются гормоны?
А) в лизосоме;
Б) в ядре;
В) в аппарате Гольджи;
Г) в вакуолях.
- Какое из названных веществ является запасным в клетках животных?
А) целлюлоза;
Б) глюкоза;
В) гликоген;
Г) белок.
- Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории?
А) все растительные организмы состоят из клеток;
Б) все животные организмы состоят из клеток;
В) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток;
Г) клетки всех организмов одинаковы по своему строению.
- Какой из признаков клетки указывает на её видовую принадлежность?
А) наличие ядра и цитоплазмы;
Б) количество хромосом;
В) количество митохондрий;
Г) наличие хромосом.
- Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны?
А) транспорт веществ;
Б) узнавание типов клеток;
В) образование двойного слоя мембраны;
Г) фотосинтез.
- Через липидный слой мембраны свободно проходит:
А) вода;
Б) эфир;
В) глюкоза;
Г) спирт.
2 вариант:
- Какие из органоидов клетки относятся к немембранным компонентам?
А) лизосома;
Б) аппарат Гольджи;
В) ЭПС;
Г) рибосома.
- Какая из названных структур образована микротрубочками?
А) ложноножка амёбы;
Б) жгутик инфузории;
В) сократительное волокно мышцы;
Г) граны хлоропластов.
- Что такое кристы?
А) складки внутренней мембраны митохондрий;
Б) складки наружной мембраны митохондрий;
В) межмембранные образования;
Г) окислительные ферменты.
- В чём проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?
А) в двумембранном принципе строения;
Б) в наличии ДНК и РНК;
В) в способности к размножению;
Г) во всех указанных особенностях.
- Основная функция лизосом:
А) синтез белков;
Б) расщепление органических веществ клетки до мономеров;
В) избирательный транспорт веществ;
Г) пиноцитоз.
- Какие клетки организма человека называются фагоцитами?
А) нейроны;
Б) лейкоциты;
В) миоциты;
Г) эритроциты.
- Какой из органоидов клетки участвует в формировании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза?
А) рибосомы;
Б) ЭПС;
В) аппарат Гольджи;
Г) митохондрии.
- Хромосомы – это:
А) структуры, состоящие из белка;
Б) структуры, состоящие из ДНК;
В) структуры, состоящие из РНК;
Г) структуры, состоящие из белка и ДНК.
- Роль ядрышка заключается в формировании:
А) хромосом;
Б) лизосом;
В) рибосом;
Г) митохондрий.
- Какой из названных организмов является прокариотическим?
А) амёба;
Б) стрептококк;
В) инфузория;
Г) дрожжи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к...
Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»
Разноуровневая контрольная работа. 10 класс...
Тест 4 по теме "Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....
Обобщение по теме "Клетка - единица живого"
Обобщение по теме "Клетка - единица живого" в виде тестовой работы. Два варианта....
Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...
6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»
Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...
Открытый урок "Клетка-единица живого организма"
Урок биологии в 5 классе, на тему: "Клетка-единица живого оргнаизма". Цель урока: сформировать понятия о клетке, оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умени...