Клетка-начальная единица живого.
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме
Знакомство с клеткой, начальной единицей живых организмов. Материал для природоведения в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya_v_5_klasse.docx | 15.7 КБ |
prezentaciya_kletka.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе
Тема «Живые клетки»
Цель: изучить клетку как начальную единицу живого на планете.
Задачи: - познакомить с историей открытия клетки;
- изучить строение клетки, основные процессы жизнедеятельности
клетки;
- познакомить с устройством микроскопа и научить с ним работать;
- воспитывать интерес к живому;
Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Клетки кожицы чешуи лука», таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Различные формы клеток», диск «Лабораторный практикум», материалы ЦОР.
ХОД УРОКА:
| - Прозвенел звонок Начинается урок Все за парты сядем дружно, Начинать работу нужно. |
| Посмотрите внимательно на схему. Как вы думаете, чего здесь не хватает? На доске: ОРГАНИЗМ СИСТЕМА ОРГАНОВ ОРГАН ТКАНЬ ? Учитель подсказывает: - она выстраивает живой организм, словно дом из кирпичей; - она живая (дышит, питается, растет, размножается); -она не видима невооруженным глазом; - она может существовать самостоятельно или быть частицей многоклеточного организма; |
-она состоит из органоидов, которые выполняют свою работу; Дети догадываются, что речь идет о клетке. | |
| Тема нашего урока «Живые клетки». Сегодня на уроке мы изучим строение живой клетки, познакомимся со строением микроскопа и выполним практическую работу. |
| Давайте окунемся в историю открытия клетки. Это произошло в 1665 году. «Взяв кусочек коры пробкового дуба и отрезав от нее тонкую пластинку, я стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек» То, что увидел английский ученый Роберт Гук стало великим открытием (показ слайда с портретом). Именно он назвал эти маленькие ячейки «клетками». Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток тела животных и человека. А теперь давайте познакомимся со строением клетки. Клетки очень сложно устроены. Каждая клетка имеет 3 главные части: Оболочка – одевает клетку; Ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; Цитоплазма – полужидкая масса, в которой находятся органоиды клетки. Любую клетку можно сравнить с маленьким государством. Так, оболочка – это государственная граница с пропускными пунктами. Эндоплазматическая сеть – городское метро. Рибосомы – клеточные заводы по снабжению клетки белком. Митохондрии – энергетические станции, снабжающие клетку энергией. Лизосомы – похоронная служба. Аппарат Гольджи – упаковочный цех и почтовый конвейер. А ядро – это центр управления государством. - Ребята, а почему тема нашего урока называется «Живые клетки»? (дети отвечают: потому что она дышит, питается, растет, размножается и умирает как и все живое) Показ слайда «Разноообразие живых клеток» - Посмотрите на эти клетки, какой можно сделать вывод? (отвечают: они разной длины величины и формы) Действительно, в живом организме встречаются разнообразные клетки. Все они имеют разную форму: округлую, веретеновидную, прямоугольную, звездчатую. Например, в организме человека примерно 200 разновидностей клеток, а их общее число около 10 триллионов (1000000000000000) - Микроскоп – это увеличительный прибор для рассматривания объектов, не различимых глазом. Показ слайда «Строение микроскопа» (изучение частей микроскопа и их назначения) |
| Детям раздаются микроскопы, микропрепараты «Кожица чешуи лука». Настраивают микроскоп, рассматривают микропрепарат, зарисовывают клетку в тетрадь и подписывают ее части. |
| -Чем вам запомнился сегодняшний урок? Что вы узнали нового? |
| Прислушайтесь к своему самоощущению после урока и прикрепите стикет на радугу или тучку. |
| Базовый уровень: стр. 102-104 читать, знать строение микроскопа; Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами или сочинить сказку о клетке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
она выстраивает живой организм, словно дом из кирпичей; она живая (дышит, питается, растет, размножается); она не видима невооруженным глазом; она может существовать самостоятельно или быть частицей многоклеточного организма; она состоит из органоидов, которые выполняют свою работу;
ОРГАНИЗМ СИСТЕМА ОРГАНОВ ТКАНЬ КЛЕТКА
ТЕМА УРОКА ЖИВЫЕ КЛЕТКИ
Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное.
Роберт Гук в 1665 г. Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».
Растительная клетка
Животная клетка
Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.
Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его. 4 – Покройте кожицу покровным стеклом. 5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите. 6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника. 7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Домашнее задание Базовый уровень : стр. 102-104 читать, знать строение микроскопа; Творческий уровень : вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами сочинить сказку о клетке.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!
1С Образование ( ЦОРы ) Диск «Лабораторный практикум» 6 класс Используемые материалы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к...
Урок-обобщение "Клетка-структурная и функциональная единица живого".
Урок проводится в форме игры....
Клетка - единица живого
Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравн...
Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения
В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...
Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»
Разноуровневая контрольная работа. 10 класс...
Урок по теме "Клетка - элементарная единица живого" 6 класс
Урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений по учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Технология - развитие критического мышления....
6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»
Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...