Конспект урока по биологии 7 класс Тип Плоские черви
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Материала предназначены для учителей биологии и учеников 7 класса для изучения темы "Плоские черви". Дана общая характеристика класса, а также характеристика классов данного типа. Данный урок представлен по УМК "Линия жизни". В.В. Пасечник, 7 класс, 2020 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_urok_18.docx | 19.38 КБ |
7_klass_urok_18.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тип Плоские черви (7 класс)
Цель урока: дать общее представление о типе Плоские червях.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с общей характеристикой типа Плоские черви и их разнообразием;
Воспитательные: прививать интерес и воспитывать бережное отношение к природе.,
Развивающие: развивать умения анализировать ответы, развивать познавательный интерес к предмету, развивать умения выделять главное; развивать умения и навыки, необходимые для работы в паре.
Универсальные учебные действия:
- личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
- регулятивные УУД: определять цели и проблемы в учебной деятельности;
- познавательные УУД: анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия: строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ.
- коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; самостоятельно создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1) Орган. Момент
2) Актуализация опорных знаний:
- Что вы знаете о кишечнополостных? - Какие жизненные формы кишечнополостных вам известны? - Какова роль кишечнополостных в природе и жизни человека? - Какие представители кишечнополостных вам известны?
3) Изучение нового материала
Нелюбовь к червям определяется многими причинами. И тем, что они могут быть паразитами человека и вызывать болезни, и тем, что о червях просто очень мало знают. Давайте познакомимся с ними поближе. А знаете ли вы, почему мы их так называем? Оригинальное название червей на латыни звучит как «Vermes». Однако в русском языке мы привыкли называть такой тип животного царства червями. Происхождение же современного слова червь имеет свои корни в праславянском языке, где подобные существа назывались «čьrvь». На русский язык такое понятие можно было примерно перевести, как «красная нить». И здесь прослеживается сходство, ведь нередко черви имеют розоватый, даже красноватый оттенок. А их схожесть с нитью или веревкой очевидна. Вот так и произошло название червей.
К типу относится около 25 тыс. видов животных. Часть из них — свободноживущие хищники, обитающие в морях и пресных водоемах, другие — паразиты позвоночных животных и человека, вызывающие различные заболевания. Размеры тела червей — от долей миллиметра до 10 м. Плоские черви обитают в солёных и пресных водах; некоторые виды приспособились к жизни во влажных наземных местообитаниях, многие паразитируют на различных группах животных, как позвоночных, так и беспозвоночных. Многие причиняют значительный вред животноводству, вызывая заболевания, а иногда и гибель скота. Некоторые плоские черви служат причиной серьезных заболеваний людей.
Общая характеристика типа Плоские черви. 1) У плоских червей трехслойное тело, помимо экто- и энтодермы появляется в процессе развития третий зародышевого листка (мезодерма), которая находится между экто- и энтодермой; что способствует развитию мышечной системы а значит, к увеличению двигательной активности; 2) Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела, что связано уже с их двигательной активностью, а также наличие переднего конца тела, с расположенными на нем основными органами чувств: зрения, осязания, обоняния и др., что позволяет этим животным лучше ориентироваться в пространстве и совершать направленные движения. 3) Внешнее строение: тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей). 4) Стенку тела образует кожно-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения. 5) Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток— паренхимой. Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ. 6) Пищеварительная система состоит из двух отделов: эктодермальной передней кишки, представленной ртом и мускулистой глоткой, способной у хищных ресничных червей выворачиваться наружу, проникать внутрь жертвы и высасывать ее содержимое, и слепо замкнутой энтодермальной средней кишки. У многих видов от главных участков средней кишки отходит множество слепых ответвлений, проникающих во все части тела и доставляющих им растворенные питательные вещества. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот. 7) Органы дыхания. Специальные органы дыхания отсутствуют. Свободноживущие черви и эктопаразиты дышат через покровы, эндопаразиты, живущие в среде бедной кислородом, получают энергию за счет гликолиза. Кровеносная система отсутствует. 7) Выделительная система представлена системой разветвленных канальцев, с звездчатыми клетками (протонефридии). Через выделительные поры выводится избыток воды и конечные продукты метаболизма (преимущественно мочевина). 8) Нервная система более концентрирована и представлена парным головным ганглием и отходящими от него продольными нервными стволами, соединенными кольцевыми перемычками. Нервные стволы образованы расположенными по всей его длине телами нервных клеток и их отростками. Такой тип организации нервной системы называется стволовым. У всех плоских червей развиты органы осязания, химического чувства, равновесия, а у свободноживущих — и зрения. 9) Плоские черви — гермафродиты (за редким исключением). Оплодотворение внутреннее, перекрестное. Кроме половых желез (яичников и семенников), развита сложная система половых протоков, дополнительных желез, обеспечивающих зиготу питательными веществами и материалом для формирования защитных яйцевых оболочек. У пресноводных ресничных червей развитие прямое, у морских — с планктонной личиночной стадией. У паразитических червей (сосальщиков и ленточных червей) циклы развития сложные с наличием одной или нескольких личиночных стадий и сменой нескольких хозяев.
Активное передвижение привело к ряду крупных ароморфозов, которые позволили повысить общий уровень организации животных: они стали двустороннесимметричными, появляется передняя часть тела, на которой концентрируются нервные клетки, формируются органы чувств. Появляется спинная — дорсальная, брюшная — вентральная и боковые — латеральные стороны тела; Нервная система усложняется, нервные клетки концентрируются и объединяются в нервные узлы и нервные стволы, что обеспечивает более сложное поведение. Формируется третий зародышевый листок — мезодерма, из которого образуются внутренние органы; Появляется мышечная ткань, с помощью которой животные получают возможность быстро передвигаться; Усложняется пищеварительная система, формируется кишечник, обеспечивающий более эффективное пищеварение. Образуется выделительная система, состоящая из специализированных клеток — протонефридиев;
4) Теперь перейдём к непосредственному изучению многообразия типа Плоские черви. Работа с учебником стр. 44. Найдите в учебнике и запишите в тетради классы т. Плоские черви. Тип включает три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.
Класс Ресничные черви. Тело удлинённое, плоское. Почти все представители этого класса имеют реснички на поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну, как, например планарии белой. У наземных видов движение обеспечивают реснички, расположенные на брюшной стороне тела. Многие ресничные черви – хищники и нападают на более крупную добычу. Однако есть черви, питающиеся водорослями или ведущие паразитический образ жизни. планария белая турбеллярия
Класс Сосальщики. Тело листовидное, нерасчленённое. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления – присоски. Ланцетовидный сосальщик, Сибирская двуустка, Печеночный сосальщик. Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщика осуществляется с чередованием поколений: то паразитирование в различных хозяевах, то свободный образ жизни. Рассмотрим цикл развития печеночного сосальщика. Промежуточный хозяин- организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червя. У печеночного сосальщика- это малый прудовик. Окончательный (Основной) хозяин- организм, в котором живет и размножается взрослый червь. У печеночного сосальщика- это крупный и мелкий рогатый скот, лошади, человек.
Класс Ленточные (Cestoda). Класс Ленточные черви насчитывает более 3000 видов червей, ведущих исключительно паразитический образ жизни. Лентовидное тело может достигать в длину до 10 м и более. На передней части тела находится головка с органами фиксации — присосками или крючками, за которой следует шейка и затем тело, состоящее из члеников. Самые маленькие и самые молодые членики — около шейки, самые крупные — в задней части тела. Новые членики постоянно образуются в задней части шейки. Количество члеников тела может достигать от 2-5 до нескольких десятков тысяч. Представители этого класса ведут паразитический образ жизни. Большинство червей не имеют органов пищеварения. Хорошо развита половая система. Цикл развития бычьего цепня. Длина тела взрослого червя 10-12 м. Основной хозяин – человек. Паразитирует в кишечнике. Промежуточный хозяин – крупный рогатый скот.
5) Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
6) Рефлексия
7) ДЗ Параграф 9
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Червь на латыни «Vermes» В нашем языке от праславянского «красная нить»
Общая характеристика типа Плоские черви 1. Появление мезодермы
2. двусторонняя симметрия тела
Появление переднего конца тела , с расположенными на нем основными органами чувств
3. Кожно-мускульный мешок
4. Полость тела заполнена - паренхимой
5. Пищеварительная система В пищеварительной системе выделяются передний и средний отделы. Передний отдел представлен ртом, продолжающимся в глотку. Средний отдел представлен слепо заканчивающимися каналами, доставляющими питательные вещества к органам и тканям.
6. Органы дыхания У свободноживущих форм дыхание аэробное, дышат они всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом. У паразитических форм дыхание анаэробное (бескислородное), это менее продуктивный тип дыхания, но адаптированный для условий их обитания, в частности кишечника, где по большей части среда бескислородная.
7. Выделительная система П редставлена системой разветвленных канальцев, с звездчатыми клетками ( протонефридии )
8. Нервная система
9. Половая система Плоские черви — гермафродиты.
Класс ресничные черви Тело удлинённое, плоское Свободноживущие
Класс сосальщики Тело листовидное, нерасчленённое. Имеются присоски
Класс ленточные черви На передней части тела находится головка с органами фиксации — присосками или крючками, за которой следует шейка и затем тело, состоящее из члеников.
Цикл развития бычего цепня
Домашнее задание Параграф 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 7 классе. "Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни"
Представлен сценарий урока по биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучению ...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".
Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними"....
Конспект урока по биологии на тему "Круглые черви" 7 класс
Конспект урока составлен таким образом, чтобы при необходимости, ребенок сам мог изучить данную тему. Он краткий, не нагружен лишней информацией, и в то же время, позволяет выйти за рамки учебника....
Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"
Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...