Урок по биологии в 7 классе. "Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Представлен сценарий урока по биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучению биологии, расширение кругозора, формирование общеучебных умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, а также формирование информационной культуры. Особое внимание уделяется воспитанию ответственного отношения к своему здоровью. Сценарий урока с приложением в виде презентации, может быть использован при проведении урока по данной теме. Для проведения урока необходим мультимедийный проектор и доступ в интернет. Презентация к уроку: http://moemesto.ru/sharovaelena
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 553.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарова Елена Владимировна – учитель биологии МОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области
Представлен сценарий урока по биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучению биологии, расширение кругозора, формирование общеучебных умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, а также формирование информационной культуры. Особое внимание уделяется воспитанию ответственного отношения к своему здоровью. Сценарий урока с приложением в виде презентации, может быть использован при проведении урока по данной теме. Для проведения урока необходим мультимедийный проектор и доступ в интернет.
Урок биологии в 7 классе
УМК: «Биология. Животные». 7 кл., авторы Константинов В.М. и др. Программа «Биология. 6–11 кл.» Пономарева И.Н., Константинов В.М.,
Кучменко В.С. и др.
Тема: Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик. Многообразие плоских червей.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами
Задачи:
- Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
- Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
- Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.
Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы.
Этап урока: | Содержание этапов урока: |
1. Орг. момент | Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2) |
2. Актуализация знаний | Беседа по вопросам. Тест. (Слайды 3-6) |
3. Изучение нового материала. | 3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя. (Слайд 7- 9) 3.2.Рефлексия. (Слайд 10). Выполнение заданий, заполнение таблицы. Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)
3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16) Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17) |
| Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18). Взаимопроверка (Слайд 19) |
5. Итог урока. | Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 20) |
Ожидаемые результаты:
- учащиеся успешно справятся с выполнением тестовых заданий;
- учащиеся научатся воспринимать информацию из разных источников: из презентации, из сообщений товарищей, из учебника;
- формирование интереса к изучению биологии.
Формы организации работы детей:
- работа с информационным листом;
- индивидуальная работа по выполнению теста;
- просмотр презентации;
- работа с учебником и дополнительной литературой;
- заполнение таблиц.
Формы организации работы учителя:
- работа с учебником и дополнительной литературой;
- рассказ с демонстрацией презентации;
- беседа по итогам работы с учебником и дополнительной литературой;
Урок проводится в классе с использованием мультимедийного проектора.
- демонстрация собственной презентации;
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
- Энциклопедический словарь юного биолога М.: Педагогика, 1986. - 352 с.
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: «Просвещение», 1981 г.
- http://biology.ru/course/content/chapter5/section3/paragraph2/theory.html - плоские черви
- http://www.varson.ru/images/Biologia_jpeg_big/z1-4.jpg - этапы развития печеночного сосальщика
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf -Жизненный цикл печеночного сосальщика ЦОР (N 43968)
- http://collegemicrob.narod.ru/parazitology/gelmint.html - схема развития свиного цепня
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000795-1000-4ddd-ab8e-2700475d4eff/39_13.jpg - строение печеночного сосальщика. ЦОР (N 170658)
Тема урока: Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами
Задачи:
- Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
- Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
- Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы (приложение 1).
Ход урока
- Организационная часть
- объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)
- Актуализация знаний
- Вопрос. На основании каких признаков белую планарию относят к типу плоских червей? (Общая характеристика типа). (Слайд 3)
- Тест (Слайд 4) Учащиеся работают в информационных листах. По окончании работы выполняется взаимопроверка. (Слайд 5)
- Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей. (Слайд 6) Учащиеся делают вывод об усложнении организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
3. Изучение нового материала.
3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя.
К типу Плоских червей помимо класса Ресничных относятся также Сосальщики (трематоды) и Ленточные черви (цестоды). (Слайд 7)
Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз».
В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 8, 9) Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.
Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика, просмотр анимации из единой коллекции ЦОР. (Слайд 9) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf .
3.2.Рефлексия. (Слайд 10) Задание:
- Дать определение понятию «гермафродит».
- Ответить на вопросы:
- Почему сосальщик называется печеночным?
- Какие черты паразитизма для него характерны?
- Как заражается скот печеночным сосальщиком?
- В информационных листах заполнить вторую колонку таблицы:
Таблица 1
Виды Вопросы червей для изучения | Печеночный сосальщик | Свиной цепень |
Класс | ||
Основной (окончательный) хозяин | ||
Промежуточный хозяин | ||
Признаки паразитизма |
Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)
- Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайд 12)
Итак, приступаем к работе:
- Составить рассказ о свином цепне по плану:
- среда обитания,
- особенности питания,
- строение,
- размножение и развитие (стр. 77-78 в учебнике).
- Почему биологически оправдана большая плодовитость червей (по книге для чтения стр. 97).
- Что изучает наука гельминтология. Вклад К. И. Скрябина в изучении гельминтов, методы борьбы с ними (энциклопедия «Юного биолога» и стр. 43 старого учебника).
После подготовки учащихся отвечают с использованием слайдов (Слайды 13,14). Заполнение третьей колонки таблицы. (Слайд 15)
3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16)
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.» П. Фосс Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17)
- Закрепление знаний.
Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18)
Взаимопроверка (Слайд 19)
|
Итог урока. Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 20)
Д/з. § 16, ответить на вопрос: как осуществляется дыхание у плоских паразитических червей?
Составить вопросы к кроссворду
Приложение 1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Ф.И. учащегося __________________________________________ класс ________
Тема урока: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Термины: Гермафродиты________________________________________________________________
Окончательный хозяин__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Промежуточный хозяин ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общая характеристика типа «Плоские черви» | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Тест
№ вопроса | Верный ответ | Критерии оценок |
1 | «5» - без ошибок | |
2 | «4» - 1 ошибка | |
3 | «3» - 2 ошибки | |
4 | «2» - 3 и более ошибок | |
5 |
Среда обитания, особенности жизнедеятельности печеночного сосальщика – представителя паразитических червей.
Задание:
- Дать определение понятию «гермафродит».
- Ответить на вопросы:
- Почему сосальщик называется печеночным?
- Какие черты паразитизма для него характерны?
- Как заражается скот печеночным сосальщиком?
- Заполнить вторую колонку таблицы:
Виды Вопросы червей для изучения | Печеночный сосальщик | Свиной цепень |
Класс | ||
Основной (окончательный) хозяин | ||
Промежуточный хозяин | ||
Признаки паразитизма |
Работа в группах
- Составить рассказ о свином цепне по плану:
- среда обитания,
- особенности питания,
- строение,
- размножение и развитие (стр. 77-78 в учебнике).
- Почему биологически оправдана большая плодовитость червей (по книге для чтения стр. 97).
- Что изучает наука гельминтология. Вклад К. И. Скрябина в изучении гельминтов, методы борьбы с ними (энциклопедия «Юного биолога» и стр. 43 старого учебника).
Проверь знания
Выбери правильное утверждение
- Белая планария _________________
- Печеночный сосальщик _________________
- Свиной цепень _________________
- На голове 4 присоски
- Свободноживущий образ жизни
- Хищник
- Паразитирует в кишечнике человека
- В теле различают головку, шейку и членики
- Есть брюшная и ротовая присоски
- Имеется пищеварительная система
- Головка снабжена крючьями
- Промежуточный хозяин малый прудовик
Д/з. § 16, ответить на вопрос: как осуществляется дыхание у плоских паразитических червей? Составить вопросы к кроссворду
Лист самооценки учащегося
Вопрос | да | нет | не полностью |
Удовлетворены ли Вы своей деятельностью на уроке? | |||
Был ли урок интересным? | |||
Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку? | |||
Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных знаний? | |||
Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и Другими участниками Вашей группы? | |||
Удовлетворены ли Вы сегодняшним уроком? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".
РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...
Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"
Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"...
Презентация. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
Представлена презентация к уроку биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучен...
Урок биологии по теме "Тип Плоские черви . Общая характеристика"
Тип урока: изучение новой темыКласс:7 Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: Изучить особенности строения плоских червей.Задачи:• Образовател...
Конспект урока по биологии 7 класс Тип Плоские черви
Материала предназначены для учителей биологии и учеников 7 класса для изучения темы "Плоские черви". Дана общая характеристика класса, а также характеристика классов данного типа. Данный уро...
Проверочная работа на тему "Тип Плоские черви.Класс Сосальщики.Класс Ленточные черви"
Тип Плоские черви.Класс сосальщики. Класс ленточные червиЗадачи урока:– выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви;– обратить вним...