Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Здоровья.
Конспект для 7-го класса.
Место урока в тематическом плане: последний урок в теме «Питание и пищеварение».
Тема урока «Черви-паразиты и меры борьбы с ними».
Задачи урока:
- Создать условия для восприятия материала об особенностях строения и жизнедеятельности паразитических червей.
- Формировать представления об опасности для здоровья человека этих червей.
- Развивать гигиенические навыки.
Оборудование: презентация.
Ход урока. 1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Черви-паразиты и меры борьбы с ними».
Задачи урока:
- Выяснить особенности строения и жизнедеятельность данных организмов.
- Их происхождение.
- Размножение и развитие.
- Пути заражения.
- Меры профилактики.
Но урок наш будет проходить в необычной форме. Я предлагаю вам пресс-конференцию по данной теме.
На ней присутствуют известные в нашем городе ученые и врачи:
- ученый-зоолог, специалист по плоским червям – Усачева Александра;
- ученый-зоолог, специалист по круглым червям – Сигуа Наталья;
- ученый-эволюционист – Григалашвили Анна;
- врач-инфекционист, гельминтолог – Варганов Евгений;
- главный санитарный врач города – Целованьская Лиза;
- с цифровыми данными выступит статистик – Короткова Елена;
- пресс-секретарь Афанасьева Наталья.
- Также на любом важном мероприятии обязательно присутствуют журналисты:
- от журнала «Здоровье» - Якушкин Владимир;
- от журнала «Мурзилка» - Каретина Анна;
- от журнала «Лиза» - Прохорова Кристина;
- от газеты «Петербург-инкогнито» - Федоров Миша;
- журнала «Русский чернозем» - Андреева Ксения.
- Но прежде, чем начнется официальная часть в кулуарах нашего пресс-центра, я хочу вас спросить: «Какие формы взаимоотношений между организмами вам известны?»
- Паразитизм – что это такое? Как называются организмы при таких взаимоотношениях?
3. Основная часть пресс-конференции.
- Приступаем к основной части. Конференцию открывает ученый – специалист по изучению плоских червей – Усачева Александра.
Зоолог: Существует около 10000 видов плоских и круглых паразитических червей.
Журнал «Здоровье»:
- Где их можно обнаружить?
Зоолог:
Паразитические черви поселяются в организмах диких и домашних животных, а также в организме человека, живут внутри организма хозяина, питаются за его счет, повреждают его внутренние органы и вызывают отравления, а иногда и гибель.
Журнал «Мурзилка»:
- Какие виды червей паразитируют в организме человека?
Врач-гельминтолог:
- В организме человека могут паразитировать: кошачья двуустка – в печени; широкий лентец, бычий цепень. свиной цепень, аскарида человеческая.
Журнал «Лиза»:
- Как ими можно заразиться?
Врач-гельминтолог:
- Кошачьей двуусткой можно заразиться при употреблении в пищу сырой рыбы; широким лентецом – при употреблении плохо прожаренной или проваренной пресноводной рыбы, или сырой щучьей икры; свиным цепнем человек заражается, съев непроваренное или непрожаренное свиное мясо, а бычьим цепнем – от плохо проваренной или недожаренной говядины. Аскаридами – от немытых овощей и фруктов.
Статистик:
- Кстати, известно, что у нас, в Ладожском озере, каждая третья рыба носит в себе личинок широкого лентеца.
Журнал «Петербург-инкогнито»:
- Что из себя представляет бычий цепень?
Зоолог:
Тело червя состоит из маленькой головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке находятся круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый червь прикрепляется к стенкам кишечника хозяина.
Статистик:
Можно уточнить: тело червя имеет длину от 4 до 10 м и состоит из 1000 члеников.
Зоолог:
Рост червя и увеличение числа члеников продолжается всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела их размеры увеличиваются. Одна из основных особенностей цепня – отсутствие органов пищеварения.
Журнал «Русский чернозем»:
- Как же они питаются?
Зоолог:
- Взрослый паразит живет в тонком кишечнике человека, где имеется уже переваренная пища. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела.
Журнал «Мурзилка»:
- Как они размножаются, в организме человека должно быть 2 червя – самка и самец?
Зоолог:
Цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется 1 яичник и несколько семенников. Яйца созревают только в самых старых, задних члениках. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу.
Статистик:
В каждом членике находится до 175000 яиц. Каждые сутки из кишечника больного человека выделяется наружу до 28 члеников.
Журнал «Лиза»:
- Что с ними происходит дальше, как они попадают в мясо?
Врач-гельминтолог:
- Яйца могут попасть на траву. Рогатый скот, питаясь травой, проглатывает их. В кишечнике животного из яиц выходят шестикрючные личинки. Они проникают в кровеносные сосуды и с током крови попадают в мышцы. Здесь личинки превращаются в финны (пузырчатые образования, величиной с горошину). Если человек съест недостаточно проваренное или прожаренное финнозное мясо, то в его желудке из финны выворачивается головка цепня, а сами пузырьки перевариваются. Маленький червь попадает в тонкий кишечник, присасывается к его стенке и начинает расти.
Статистик:
- Взрослый червь может прожить в организме человека 15 лет.
Газета «Петербург-инкогнито»:
- А как узнать есть ли этот червь в кишечнике?
Санитарный врач:
- Так как червь продукты своей жизнедеятельности выделяет в организм человека, то человек чувствует недомогания: головную боль, головокружение, тошноту и рвоту, боли в животе. С такими симптомами необходимо обратиться к врачу, сделать анализы и пройти курс лечения.
Журнал «Здоровье»:
- Каково происхождение этих червей?
Ученый-эволюционист:
- Произошли паразитические черви от древних бескишечных ресничных червей. Некоторые из этих червей стали переходить к паразитическому образу жизни, что привело к упрощению их организации, упрощению строения нервной системы, к ослаблению и даже исчезновению органов чувств и пищеварительной системы, но к повышению плодовитости.
Журнал «Здоровье»:
- А почему повысилась плодовитость?
Зоолог:
- Каждый организм стремится к продолжению своего рода, а если вспомнить цикл развития, то у червей-паразитов мало шансов к выживанию.
Журнал «Русский чернозем»:
- Какой червь-паразит еще довольно широко распространен и опасен для человека?
Врач-гельминтолог:
- Это человеческая аскарида, которая также поселяется в тонком кишечнике человека. Чаще всего она встречается у детей.
Журнал «Лиза»:
- А почему чаще у детей?
Санитарный врач:
- Потому что дети не всегда моют руки перед едой, после посещения туалета, а также не всегда хорошо моют овощи и фрукты, на которых могут находиться микроскопически маленькие яйца аскарид.
Газета «Петербург- инкогнито»:
- Каковы особенности строения аскарид?
Зоолог:
- Аскариды довольно крупные черви, длина их достигает 20-40см. Тело беловатого или желтоватого цвета, плотное, упругое с сильно развитой мускулатурой, заостренное с обоих концов.
Питаются аскариды полупереваренной пище кишечника хозяина.
Статистик:
- Самка аскариды в половозрелом возрасте в период размножения каждые сутки производит до 200000 яиц.
Зоолог:
- Оплодотворенные яйца с испражнениями человека попадают в почву. В богатой кислородом среде в каждом яйце через 2-3 недели развивается подвижная личинка.
Журнал «Мурзилка»:
- Как может произойти заражение?
Санитарный врач:
- Заражение человека яйцами аскариды происходит при употреблении в пищу немытых овощей, некипяченой воды из водоемов. Заражению также способствуют мухи, которые на лапках переносят яйца аскарид на продукты питания.
Журнал «Русский чернозем»:
- Какие меры борьбы с червями-паразитами?
Санитарный врач:
- Прежде всего – это просветительская работа. Большое значение придается санитарному контролю за питьевой водой, проверке мяса на бойнях, выявлению и лечению зараженных червями людей и домашних животных.
- Заключение:
-Тема нашей пресс-конференции исчерпана.
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Что полезного узнали?
- Что вы уже знали до этого?
- Какие сделали выводы?
- Домашнее задание:
Составить и записать правила гигиены, предупреждения от заражения паразитическими червями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стресс, депрессия - способы борьбы с ними.
Формулы для повышения саморегуляции в различных ситуациях. Первая помощь при остром стрессе....
Презентация к уроку домоводства по теме "Мыши. Образ жизни, способы борьбы с ними""
Материал к урокам домоводства в с(к) школе VIII вида...
Тема урока "Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними."
Показать применение игровой технологии, как средства активизации и интенсификации деятельности студентов при изучении и закреплении ноВид занятия: урок Тип занятия: сообщение и закрепление новых знан...
Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»
В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал применим на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...
Разработка урока по химии Загрязнения атмосферы борьба с ними.
Цель данной работы:1. Обобщить и систематизировать знания об атмосфере,как газообразном состоянии вещества, указать источники загрязнения атмосферы и предложить способы решения проблемы.2. Ф...
Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему «Многообразие паразитических червей и борьба с ними».
Форма проведения: конференция.Цель: обобщить знания детей об особенностях строения, жизнедеятельности паразитических червей и мерах борьбы с гельминтами.Предварительная подготовка: учащиеся по желанию...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе "Сорные растения и меры борьбы с ними"
В данной методической разработке представлен план урока биологии в 6 классе по теме «Сорные растения». Данный урок является первым в цикле из двух уроков, посвященной этой теме. В ра...