конспект занятия внеурочной деятельности по гигиене человека
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Еникеева Ольга Александровна

       Занятие внеурочной деятельности можно провести интересно и увлекательно для обучающихсся, когда в нем есть элементы игры, практической деятельности, разгадывание кроссворда и исполнение песен. Занятие по гигиене - одно из цикла внеурочных занятий для 5 класса "Здоровый образ жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Петровка

Грязинского муниципального района Липецкой области

Сценарий внеклассного занятия по гигиене для младших школьников

Автор: Еникеева Ольга Александровна,

             учитель биологии

         (звучит музыка, выходит ведущий)

Ведущий: - Жил-был мальчик, самый обыкновенный  8-классник Федор Сидоров. Все в его жизни складывалось более или менее неплохо, за исключением одного обстоятельства: Федор был одинок и никак не мог понять, почему у него нет близких друзей, таких, о которых читал в книгах – чтобы за него в огонь и в воду, и есть из одного котелка, и спать, укрывшись одной шинелью, и чтоб у них все было общее, напополам. 

   Не было такого друга у Федора. Сидел он и думал, где бы его найти, да нечаянно задремал. И вот какая история приключилась с ним во сне…

   (звучит музыка, выходит Дизентерия с лупой, салфеткой.  

   Рассматривает руки мальчика, салфеткой трет штаны)

 Дизентерия: - Наш клиент! (удовлетворенно) 

 Федор: - Ой, напугала! 

  Дизентерия: - Здравствуй, Федя! Ты искал меня, и я пришла. 

 Федор: - Откуда вы знаете, как меня зовут? 

 Дизентерия: - Своих клиентов я помню хорошо. Достаточно взглянуть на   их руки. 

 Федор: - А вы кто такая? 

 Дизентерия: - Я – великая, нет, величайшая, Дизентерия. Во всех справочниках по кишечным инфекциям я – болезнь номер один! И ты наверняка знаешь обо мне! 

 Федор: - А, это от Вас у детей бывают кровавые поносы? 

 Дизентерия: - И не только! Я вызываю появление язв на стенках кишечника, и это может сопровождаться их разрывом – человека тогда спасает только срочная операция. Я – причина обезвоживания организма, которое у маленьких детей может закончиться судорогами и смертельным исходом. 

 Федор: - Ничего себе! А с чего это Вы решили, что я Вас искал?

 Дизентерия: - Ну а как же! Я знаю, что ты ищешь друзей. А мы с тобой вполне могли бы подружиться. 

 Федор: - Это почему же? 

 Дизентерия: - Да потому, что нас просто тянет друг к другу. Вспомни, сколько раз ты не помыл руки, выходя из школьного туалета! А сколько немытых яблок ты съел в саду! А пища, которую ты оставлял неприкрытой в тарелке на столе, и на нее садились мои верные помощницы – мухи! Каждый этот шаг приближал нашу встречу с тобой, ведь в народе меня так и называют – «болезнь грязных рук». Обо мне даже слагают песни!

                   (дизентерия поет -  песня «Всё в твоих руках»)

 

  - Если ты не моешь рук,

    можешь встретиться со мной, мой друг,

   и моя бактерия будет размножаться у тебя.

   И кишечник весь в язвах,

   значит, труд мой не напрасный.

   Все страданья – это я, дизентерия!

   Запомни, все в твоих руках/ 3 раза,

   Ты знаешь – все в твоих руках/ 2 раза, и даже я!

 Федор: - Ничего себе подруга! После встречи с ней хочется руки вымыть.   Нет, такие спутники жизни мне не нужны! 

(появляется Клещ)

  Клещ: - Здравствуй, мальчик! Позволь с тобой присесть. 

  Федор: - Здравствуйте! 

  Клещ: (протягивает руку) – Будем знакомы, клещ… чесоточный. 

  Федор: - Как-как? 

  Клещ: - Чесоточный клещ, или еще называюсь по-другому – чесоточный зудень. Ну, что смотришь, клещ я – животное такое мелкое. 

  Федор: - А почему чесоточный? (пытается убрать руку) 

  Клещ: - Потому что вызываю чесотку. Ты слышал что-нибудь о чесотке?
 
Федор: - Да так…в общих чертах. 

  Клещ: - Ну, тогда слушай. Я ведь, знаешь, тайком стихами балуюсь (встает). И вы все слушайте. Мне аудитория нужна. 

      - Чесотка – классная болезнь!

        Мечтаю к вам под кожу влезть

        и припеваючи там жить,

        яиц побольше отложить

        и новых зудней воспитать,

        чтоб вдоволь кожу прогрызать!

        И в эти сладкие минуты

        страдает ребятня от зуда

        и чешет тело: ночью, днем,

        покуда нахожусь я в нем.

        Иметь в виду вам надо, кстати,

        заразно очень рук пожатье,

        и если дети рук не моют,

        могу я быть вполне спокоен:

        чесотка с этих рук нечистых

        по школе разнесется быстро.

        О, сладкие поэта грезы!

        Все дети в струпьях от расчесов.   

         Хвала грязнулям! – скажем вместе,                  

        Они открыли путь болезни!

  Клещ: - Ну, как?           

              (Федор отодвигается)

 Ведущий: - Ребята, вы поняли, чем может обернуться знакомство с чесоточным клещом? Как передается заболевание?             

              (Клещ встает вместе с ведущим)

         - Вывод один может здесь напроситься:

           Мой руки чаще, чтоб не заразиться! (говорят вместе) 

 Федор: - Да, этот товарищ, пожалуй, в друзья не годится. Бр-р, пойду, поищу-ка себе других приятелей! 

 Клещ: - Ну, как знаешь, побегу в другие школы (уходит).

             (звучит музыка, появляются Черви – паразиты)

 Черви: - А вот и мы! (вместе)

   - Ты ищешь друзей, и мы озабочены поисками друга,

   - такого здоровенького,

   - такого упитанного,

   - такого розовенького мальчика.

   - Да, надеюсь, с аппетитом у тебя нет проблем?

  Федор: - Какие-то странные вы, ребята! Вы, вообще-то, кто?

  Черви: - Мы (открывают надписи на майках) – черви – паразиты!(вместе)

   - Научно нас называют «гельминты»,

   - а в народе – просто, глисты.

  Эхинококк: - Позволь представиться, я – маленький изящный червячок, которым чаще всего дети заражаются, когда гладят животных, собак, кошек, и после этого не моют рук. Ведь на шерсти животных находятся яйца, которые я откладываю. Попав в организм, я могу поселиться везде – в кишечнике, легких, мышцах и даже головном мозге, и питаюсь этими органами.

  Сосальщик: А я люблю питаться вашей печенью и кровью. У меня есть специальные присоски, помогающие удерживаться в организме. Заражаются мною, когда пьют неочищенную воду прямо из реки или ручья, так как мои личинки развиваются в воде. 

   Цепень: - Этих коротышек можно разглядеть только в микроскоп, а я – самый длинный червь, могу достигать 10 метров в длину. Живу в кишечнике. Посмотрите, как я выгляжу (подходит к таблице): у меня есть головка с присосками, шейка и длинное тело в виде ленты.

    Моя личинка живет в мышцах крупного рогатого скота, поэтому мною можно заразиться, употребляя недожаренное или плохо проваренное мясо. А еще – мои яйца могут переносить на лапках обычные мухи.

  Эхинококк: - Как только мы попадем в твой организм, ты станешь худым и стройным, ведь мы заберем у тебя питательные вещества. 

  Сосальщик: - У тебя появится приятная бледность на лице, 

  Цепень: - А противные уроки и в голову не полезут, забудешь даже таблицу умножения! 

  Эхинококк: - Видишь, как здорово! А мы от счастья просто поем! (песня «Трус не играет в хоккей»).

        - Звенит в ушах, с утра ты вялый и разбитый,

           понос, бессонница и боли в голове.

          И это значит, что мы, черви-паразиты,

          В твоем решили поселиться животе.

          Тебя ждут обморок и головокруженье,

          и рези в животе, и в памяти -  провал,

          и зуд, и кашель – это значит, без сомненья,

          что в организм твой попал кто-то из нас –

                                                                   Вот финал!

    Цепень: - Ну что, будем дружить – вместе жить? (кладет руку на плечо) 

    Федор: - Да ну вас! Я теперь руки буду мыть каждые полчаса, а воду пить только кипяченую, чтобы только с вами не встретиться!       

   Черви: - Ну а вы, ребятки, хотите подружиться с нами?

  - Может, кто желает познакомиться поближе? Посмотреть, как мы выглядим?   

              (дети рассматривают препараты под микроскопом)

   Ведущий: - Ну что, ребята, берете их в сожители? (черви встают)

             - Что ж, выводы сделать нам вовсе несложно:

(вместе) Всем чаще мыть руки, как только возможно!

    Федор (оставшись один): - Что-то не везет мне в поисках друга. Неужели я обречен на одиночество? 

            (звучит музыка, выходит Аня)

    Аня: - Федя! 

    Федор: - Кто ты? 

    Аня: - Не узнал? Я – твоя первая школьная любовь. Мы вместе учились в первом классе. 

    Федор: - Аня! Как я рад тебя видеть. 

    Аня: - И я тебя. 

   Федор: - Значит, ты знала, что я был влюблен в тебя? 

   Аня: - Да, знала. Но ведь не было и дня, чтобы я не вспоминала о тебе. 

   Федор: - Но почему же тогда, 7 лет назад, ты отвергла меня? 

   Аня: - Присядь. Я вижу, что сейчас ты очень изменился, и поэтому скажу правду. Только, чур, не обижаться!

Федор: Ладно!              

 (на фоне лирической музыки)

   Аня: - Помню, как я мечтала сидеть с тобой за одной партой, но когда я видела твои руки и грязь под ногтями, мечты тут же рассеивались, как дым. 

    - Я хотела все время быть рядом с тобой, но запах пота отпугивал меня. 

   - На уроках я часто смотрела не в тетрадь, а на тебя, но, увы, когда ты склонял голову над книгой, я видела также грязные потеки на шее. Зато никогда не видела у тебя носового платка. 

   - Прости за откровенность, но я не смогла пересилить себя – я не люблю грязнуль. 

  Федор: (вытирая платком лоб) – Что ж, сурово, но справедливо. Аня, я за эти годы многое понял и пытаюсь теперь изменить свой образ жизни. 

   - Может, попробуем начать все сначала? (протягивает руку)

   Аня: - Я этого так долго ждала! (уходят)

   Ведущий: Ну а пока этой трогательной паре, которая вновь нашла друг друга, есть о чем поговорить, мы с вами займемся делом. И сейчас проверим, как внимательно вы слушали наших героев. Попробуем отгадать кроссворд.

                  (выносят кроссворд)

7

5

6

1

2

4

3

По горизонтали:

1.Она – важное условие нашей жизни, залог здоровья     (чистота)

3. Прямо противоположное понятие, то, что всегда неприятно и мешает нам

    жить    (грязь)

 2. Заразное заболевание, вызываемое микроскопическим клещом при

     несоблюдении  правил гигиены    (чесотка)

 4. Насекомые – разносчики многих заболеваний   (мухи)

По вертикали:

 5. Самая распространенная болезнь грязных рук, сопровождающаяся

     мучительным  поносом и  обезвоживанием организма   (дизентерия)

 6. Общее название чесоточного клеща, бактерий -  возбудителей

     заболеваний и червей – гельминтов     (паразиты)

 7. Самое доступное средство для борьбы с грязью   (мыло)

Ведущий: - Ну что ж, с заданьем справились ребята,

                    Вас ждет теперь заслуженно награда.

     - Призы в студию! (выходят участники)

     - Мы надеемся, что всем школьникам пригодится новое антибактериальное мыло!

     - Не жалея, пользуйтесь им как можно чаще:

     - перед походом в столовую,

      - после уборки кабинетов и мытья обуви,

      - после посещения туалета,

      и многие болезни будут вам не страшны!

 (участники раздают призы и строятся на финальную песню, песня Кота Леопольда)

     - Если ты, дружок, в этот мир пришел,

       Наш совет простой слушай:

       Чистым быть всегда – это хорошо,/ 2 раза

       А когда наоборот – хуже.

                 Руки не забудь чаще с мылом мыть

                 И лицо еще, и шею.

                 Грязным детям ведь плохо, трудно жить,/ 2 раза

                Ну а чистому жить веселее!                  

        С другом поделись знанием своим,

        Докажи примером личным.

       Чистым надо быть старым, молодым,/ 2 раза

       Будет в жизни все тогда отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Вокал"

Занятие "Весна" было представлено мной на республиканском семинаре....

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Лист Мёбиуса"

Данный материал содержит конспект   к  занятию внеурочной деятельности в 5 классе  по теме "Лист Мебиуса"...

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

План-конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в Цветоград"

Цели:познавательная - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;практическая - закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, ум...