конспект урока "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цели урока:
- Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
- Продолжить развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, а также умение делать выводы.
- Продолжить формирование понятия о единстве органических и неорганических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_urokageneticheskaya_svyaz_mezhdu_klassami_neorganicheskih_soedineniy.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии по теме:
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Составила учитель химии
СПбГБОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург»
Зайдулова Светлана Юрьевна.
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков.)
Цели урока:
- Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
- Продолжить развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, а также умение делать выводы.
- Продолжить формирование понятия о единстве органических и неорганических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.
Тип урока: обобщение знаний и умений, их систематизация.
Методы и методические приемы.
Индивидуальная и групповая работа с карточками химических формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений.
Оборудование и реактивы.
Наборы карточек с формулами веществ разных классов (1 и 2 варианты). Листы чистой бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
УЧИТЕЛЬ. Тема урока: “Генетическая связь между классами неорганических соединений”. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ.
Рассказ учителя с использованием презентации
Давайте представим известные нам классы соединений в виде единой схемы
Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:
Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO-->Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.
Например:
P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.
Связь между классами неорганических соединений.
Теперь ЗАДАНИЕ: распределите вещества по группам и ответы запишите на листах бумаги.
Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” - происхождение) или (“генео” - рождаю)
Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.
IV.Закрепление знаний.
1.Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
Даны цепочки превращений:
a) Br2 —> HBr —> NaBr —> NaNO3
б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —> FeO —> Fe
в) CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2H2
г) Si —> SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3
Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2.К какому классу (или классам) относятся перечисленные соединения: Na2O, CO2, CuO, SO3, Fe2O3? С какими из них будет реагировать концентрированная серная кислота? Напишите уравнения реакций.
V. Домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, запишите домашнее задание:
P + … —>P2O5; P2O5 + H2O —>…; … + NaOH —> … + H2O
Вставьте пропущенные формулы веществ, расставьте коэффициенты. Генетический ряд какого элемента можно составить в данном случае.
VI. Подведение итогов урока, оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Генетическая связь между классами неорганических соединений " 8 класс.
Урок изучения нового материала. Цель урока:сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов....
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....
Конспект урока на тему «Генетическая связь между классами неорганических соединений» 8 класс (использование технологии УДЕ)
УДЕ на уроках химии...
Генетическая связь между классами неорганических соединений 8 класс
Урок обобщения материала при изучении классов неорганических соединений в 8 классе по программе О.С. Габриелян....
Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...