программа курса по выбору
элективный курс по биологии (10 класс)
Программа курса по выбору для учащихся 10-11 класса "Хромосомы и пол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 11 классов в форме государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, внеурочной деятельности, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать наследственность организмов на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.
В 10 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6- 10 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков «Менделевской генетики», «Взаимодействие генов», «Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола», «Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты», «Родословная человека» был составлен план курса по выбору «Хромосомы и пол».
Курс «Хромосомы и пол» составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Курс «Хромосомы и пол» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных законов наследственности растений, животных, человека.
Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Курс по выбору рассчитан на 34 часа учебных занятий по 17 часов в 10 и 11 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом коде, родословной живых организмов.
2. углубление теоретических знаний по генетике;
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения;
- Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике,
- Научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике;
- Составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно – популярной литературой.
Учащиеся должны уметь:
- Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Тема 1. Введение(1 ч)
Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка.
Тема 2. .Генетика и современность (5 ч.)
- «Международный проект «Геном человека».
- «Методы изучения генетики человека».
- «Механизмы наследования различных признаков у человека».
- «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
- «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».
Тема 3. Менделеевская генетика (10 ч).
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.
Практические работы:
- Решение задач на моногибридное скрещивание.
- Решение задач на Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Тема 4. Взаимодействие генов (4 ч).
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
Практическая работа:
- Решение задач на взаимодействие генов.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).
Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Практическая работа:
- Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Тема 6. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.
Практическая работа:
1. Решение задач на сцепленное наследование генов.
Тема 7. Анализ родословных (6 ч).
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.
Практическая работа:
- Решение задач по теме: «Анализ родословных».
Темы проектов:
- «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
- «Родословные древа известных людей».
Тема 8. Заключение (1 ч).
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита практических работ.
- Защита рефератов и творческих проектов.
Календарно – тематическое планирование 10 класс
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Практические работы, защита проектов |
Введение (1 час) | ||||||
1. | 1. | Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка. Генетика и современность. | ||||
Генетика и современность (5 ч.) | ||||||
2. | 1. | «Международный проект «Геном человека». | ||||
3. | 2. | «Методы изучения генетики человека». | ||||
4. | 3. | «Механизмы наследования различных признаков у человека». | ||||
5. | 4. | «Достижения и перспективы развития медицинской генетики». | ||||
6. | 5. | «Генотип как целостная система взаимодействующих генов». | ||||
Менделеевская генетика (10 ч). | ||||||
7-8 | 1.-2 | Моногибридное скрещивание. | Практическая работа № 1 Решение задач по моногибридному скрещиванию | |||
9-10 | 3-4. | Полное и неполное доминирование. | Практическая работа № 2 Решение задач «Полное и неполное доминирование». | |||
11-12 | 5-6 | Анализирующее и возвратное скрещивание. | Практическая работа № 3 Решение задач по анализирующему скрещиванию | |||
13-14 | 7-8. | Дигибридное и полигибридное скрещивание. | Практическая работа № 4 Решение задач по теме «Дигибридное и полигибридное скрещивание» | |||
15-16 | 9-10. | Статистический характер наследования. | ||||
17 | 11 | Решение генетических задач. Подведение итогов курса 10 класса. | ||||
Календарно – тематическое планирование 11 класс | ||||||
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Практические работы, защита проектов |
Взаимодействие генов (4 ч). | ||||||
1. | 2. | Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, | ||||
2. | 3. | Модифицирующее действие генов. | ||||
3. | 4. | Практическая работа: Решение задач на взаимодействие генов. | Практическая работа № 5 Решение задач на взаимодействие генов | |||
Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч). | ||||||
4. | 1. | Варианты определения пола. | ||||
5. | 2. | Хромосомное определение пола. | ||||
6. | 3. | Наследование признаков, сцепленных с полом. | ||||
7. | 4. | Практическая работа: Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | Практическая работа № 6 Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | |||
Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч). | ||||||
8. | 1. | Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. | ||||
9. | 2. | Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. | ||||
10. | 3. | Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы. | ||||
11. | 4. | Практическая работа: Решение задач на сцепленное наследование генов. | Практическая работа № 7 Решение задач на сцепленное наследование генов. | |||
Анализ родословных (6 ч). | ||||||
12. | 1. | Генеалогический метод и его этапы. | ||||
13. | 2. | Правила составления графического изображения родословной. | ||||
14. | 3. | Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический. | ||||
15. | 4. | Решение задач по теме: «Анализ родословных». Темы проектов: «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». | Проект №1 «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». | |||
16. | 5 -6. | Решение задач по теме: «Анализ родословных». Практическая работа: «Родословные древа известных людей». | Практическая работа № 8 «Родословные древа известных людей». | |||
Заключение (1 ч). | ||||||
17. | 1. | Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса по выбору "Компьютерная графика"
Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий....

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.
В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...