Открытый урок по биологии в 9 классе
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Тема урока "Типы взаимоотношений.Антибиотические взаимоотношения"
Цель урока: расширить знания о антибиотических взаимоотношениях живых организмов и осмыслить важность их значения в экосистеме.
Предметные задачи:
1. Обобщить знания о типах взаимодействиях живых организмов;
2. Сформировать знания о типах антибиотических взаимоотношений, существующих в природе;
3. Познакомиться со значением антибиотических взаимодействий в природе.
Метапредметные задачи:
- Развить способности к анализу, обобщению материала через осмысление особенностей взаимоотношений живых существ и значения их в экосистеме в целом;
- Развить навыки самостоятельной добычи знаний посредством предоставления разных форм источников информации (словари, научно-популярная, художественная литература, Интернет-ресурс).
- Развить навыки использования Интернет как познавательного, учебного ресурса
- Формировать экологическое мышление и мотива применения его в социальной практике;
Личностные задачи:
- Развить навыки учебного сотрудничества, работы в группе
- Развитие коммуникативных навыков через предоставление возможности публичного выступления.
- Развитие бережного отношения к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Типы взаимоотношений организмов. Антибиотические взаимоотношения.
Цель урока: расширить знания о антибиотических взаимоотношениях живых организмов и осмыслить важность их значения в экосистеме.
Предметные задачи:
1. Обобщить знания о типах взаимодействиях живых организмов;
2. Сформировать знания о типах антибиотических взаимоотношений, существующих в природе;
3. Познакомиться со значением антибиотических взаимодействий в природе.
Метапредметные задачи:
- Развить способности к анализу, обобщению материала через осмысление особенностей взаимоотношений живых существ и значения их в экосистеме в целом;
- Развить навыки самостоятельной добычи знаний посредством предоставления разных форм источников информации (словари, научно-популярная, художественная литература, Интернет-ресурс).
- Развить навыки использования Интернет как познавательного, учебного ресурса
- Формировать экологическое мышление и мотива применения его в социальной практике;
Личностные задачи:
- Развить навыки учебного сотрудничества, работы в группе
- Развитие коммуникативных навыков через предоставление возможности публичного выступления.
- Развитие бережного отношения к окружающей среде.
Ход урока.
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лиджиева Анна Зулаевна, я рада возможности поработать с вами сегодня провести урок биологии. Скорее это будет не урок, а небольшая образовательная экспедиция. Хочу представить вам гостя сегодняшнего урока Доцента, Кандидата биологических наук Дорджиеву Викторию Ильиничну.
- Давайте поприветствуем Викторию Ильиничну. (слово гостю). - Виктория Ильинична, спасибо, что нашли время поучаствовать в нашей экспедиции и предлагаем вам сегодня быть нашим экспертом-экологом.
- Представление формы деятельности, темы и целей урока.
- Наша экспедиция (слайд карта) предполагает посещение таких научных станций, как «Приют географов», «Литературная» и, наконец, «Исторические находки». Итак, наш путь начинается со станции «Экологический вестник» на которой мы должны обсудить тему и цель нашей экспедиции. Не так давно просматривая различные образовательные сайты, я «наткнулась» на такой вот интересный, на мой взгляд, видеосюжет. Предлагаю вам его посмотреть
(ВВСвидеосюжет)
- Ребята, возникает вопрос: «Почему такая жестокость присутствует в природе»?
(Ответы детей)
- Итак, давайте предположим тему нашей экспедиции.
(слушает ответы).
- Все ваши предположения верны. Сегодня мы поговорим с вами о типах взаимоотношений организмов. Какие вы уже знаете типы взаимоотношений?
(симбиоз, хищничесво,БЗС)
- Ребята, сегодня, я предлагаю рассмотреть антибиотические взаимоотношения в природе.
(слайд – тема урока)
- Должна вам сказать, что в процессе экспедиции нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о типах взаимодействия, подробно познакомимся с антибиотическими взаимодействиями, осмыслим важность их значения в экосистеме, расширим знания о сложностях связей между видами в живой природе.
- Перед вами на столе лежат маршрутные листы. Прошу вас обратить внимание на этот знак-символ, изображенный в верхнем правом углу, соотносите его с названием станций и так вы найдете «свою» станцию.
(Ребята рассаживаются)
- Работа по повторению, обобщению изученного материала. Поиск и представление новой информации
3.1.Работа в группах. Поиск и анализ информации. Создание отчет-проектов.
- Итак, ребята, задачи ясны, группы сформированы, маршрут проложен… Хочу напомнить, что в природе существует большое количество взаимоотношений между живыми организмами, но мы сегодня с вами остановимся только на антибиотических.
- У вас на столах инструкция, внимательно с ней ознакомьтесь и приступайте к работе. Напоминаю вам о правилах работы в группе, время на работу 7 минут.
(во время работы в группах говоришь подсказку: пазл наклеивается на доску во время объявления типа взаимоотношений )
Инструкция: проговариваю вслух инструкцию.
1. Посмотрите видеосюжет, который содержит вопросы для работы.
2. Используя Интернет-ресурсы, научно-популярную литературу, словари найдите ответы на вопросы.
3. Создайте презентацию к выступлению.
4. Найдите примеры антибиотических отношений и оформите схематично.
5. Подготовьтесь к отчетному выступлению (защитное слово).
Стимульный материал для «географов» - изображения сосны в одиночестве, и много сосен. Биологические характеристики сосны, словарь.
Стимульный материал для «историков» - фото и описание малярийного комара, его среда обитания, жизненный цикл, цепь питания (схематично), фото больных солдат (старое).
Стимульный материал для «литераторов» - изображение автора произведения, история написания произведения, другие упоминания. Строки Лермонтов: «гарун бежал быстрее лани…») словарь
(просмотр видеосюжетов)
- География – конкуренция.
В 1797 году путешественник Петр Симон Паллас описал сосну обыкновенную так: «Сия красивая сосна приземиста. Ветви ее простираются далеко от ствола, як горизонтально. Крона сия дерева округла, широка и раскидиста». Иосиф Петрович Магидович в своей книге «Очерки по истории географических открытий» описывал эту же сосну совсем по другому: «Сосны растут густо. 80% видимой части дерева вообще не содержит листьев и веток и представлена в виде длинного и прямого ствола, устремленного ввысь. Крона высоко вверху, нижние ветви отмерли. В лесу много совсем сухих сосен».
Вопрос первый: «Почему сосны, описанные разными путешественниками отличаются друг от друга? Обоснуйте свой ответ? (Ответ: в первом случае сосна растет одна и ей не приходится бороться за свет с другими растениями, а во втором случае сосны из-за нехватки света борятся друг с другом, тянутся к свету и поэтому выглядят по-другому)
Вопрос второй: Как называется такой тип взаимоотношений сосен в лесу? (Ответ: конкуренция)
2. История - паразитизм
Малярийные комары являются паразитами. Они сосут кровь зверей и заражают их малярией, принося им немалый вред. Так, во время первой мировой войны в одном из корпусов французской армии в Македонии было 60 тысяч больных малярией, в результате чего это соединение уже к лету 1916 года было неспособно вести военные действия. Во вторую мировую войну в ходе военных действий в Бирме англо-американские войска потеряли 40 тысяч человек убитыми и ранеными, тогда как малярией, было выведено из строя около 250 тысяч военнослужащих. Узнав, что малярию распространяют комары, люди, тоже объявили им войну
Вопрос первый:Как называется такой вид взаимодействия? (Ответ: паразитизм)
Вопрос второй:Правильно, ли поступит человек, если полностью уничтожит всех комаров? Обоснуйте свой ответ?(Ответ: Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров- водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания. Например, в результате уничтожения комаров сократится численность некоторыях земноводных… Дальше – больше.)
3.Литература - хищничество.
В конце прошлого века, Владимир Клавдиевич Арсеньев молодым офицером приехал на Дальний Восток. В своем рассказе «Ястреб и заяц» он описал сцену охоты ястреба на зайца.
«Когда заяц поравнялся со мною, крылатый разбойник метнулся вперед и, вытянув одну лапу, ловко схватил ею свою жертву, но поднять добычу на воздух у него не хватило сил.
Хищная птица крыльями старалась сдержать зверька, однако это ей не удавалось.. Тогда ястреб подтянул зверька к ольховнику и нанес ему два сильных удара клювом по голове. Только теперь хищник обеими лапами взобрался на свою жертву». Мне показалось, что природа очень жестока: ястреб не оставляет ни шанса бедному зайцу.
Вопрос первый:Как называется такой вид взаимодействия? (Ответ: хищничество)
Вопрос второй:Что произойдет при массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) с численностью их жертв? Аргументируйте свой ответ?
(Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит сначала увеличение численности, а потом уменьшение численности популяции жертвы)
3.2. Выступление групп. Защита отчет-проектов.
- Экспедиции возвращаются на исходную станцию – станцию «Экологический вестник».
- Сейчас, как это и положено после любой экспедиции, мы должны заслушать отчеты. Одна группа отчитывается – остальные внимательно слушают, по возможности, дополняют. Не забывайте, ребята, что цель экспедиции у нас одна общая. Какая? (изучить типы взаимоотношений живых организмов).
- Мы готовы заслушать отчет первой группы.
Защита групп.
1группа - «Наша группа работала на станции «Исторические находки».Мы прослушали вопросы от преподавателя медицинского колледжа Менкеевой Цаган Горяевны.
(Видеовопрос)
В процессе работы мы использовали Интернет-ресурсы, научно-популярную литературу, словари и свои собственные наблюдения. Все это позволило нам ответить на вопросы:
- этот тип взаимодействия называется…
- комары взаимодействуют с другими живыми организмами как паразиты, но вместе с тем они необходимы в природе, потому что…
Итогом нашей совместной работы был проект под названием «____», куда вошла дополнительная информация о том, в каких условиях протекает «полевая» война, как передается малярия и все ли комары так опасны…..А так же мы можем привести свои примеры такого взаимодействия __________
- Назовите примеры паразитизма в степной природной зоне нашего региона.
- Спасибо, ребята. В ходе своей работы вы сделали правильный вывод о практическом значении паразитизма в живой природе. Действительно, паразиты, тоже нужны, так как: Последовательно питаясь друг другом, все живые организмы (и паразиты) создают условия для круговорота веществ, без которого невозможна жизнь (слайд, фото).
- У вас есть дополнения?
(Ответы детей)
- А теперь предоставляем слово группе, которая работала на станции «Литературная»?
2 группа - Наша группа работала на станции «Литературная».Мы заслушали вопросы от преподавателя Калмыцкого Государственного Университета им.Б.Б. Городовикова Музаева Валентина Манцаевича, доцента, кандидата биологических наук.
(видеовопрос)
В процессе работы мы также использовали Интернет-ресурсы, научно-популярную литературу, словари и свои собственные наблюдения. Все это позволило нам найти ответ на наш вопрос. Ответ такой:1.Этот тип взаимодействия называется…
При массовом отстреле хищных птиц численность их жертв … так как…
Мы так же узнали, что автором этих строк является…..К таким сюжетам, сценам обращались такие писатели, как…. Всем известны такие строки поэта Лермонтова, описывающее этот вид взаимодействия: « ….»А так же мы можем привести свои примеры такого взаимодействия ________________
- Назовите примеры паразитизма в степной природной зоне нашего региона.
- Ребята, какой же тип взаимодействия мы вспомнили сейчас? (да, это хищничество). В ходе своей работы вы сделали правильный вывод о практическом значении хищничества в живой природе: Благодаря этим взаимоотношениям в сообществе осуществляется взаимная регуляция численности видов (слайд, фото).
(Ответы детей)
- Спасибо, ребята! А теперь послушаем третью группу экспедиции.
3 группа: «Наша группа работала на станции «Приют географов». Мы искали ответ на вопросу учителя русского языка и литературы Хулаевой Светланы Владимировны.
(видеовопрос)
Наши размышления, анализ литературы, путевые наблюдения позволили нам сделать вывод, что сосна, которая росла одна,________________________ и поэтому была раскидистой. А сосны, которые росли вместе ________________________, поэтому их кроны были очень высоко, а нижние ветви отмерли. Такой тип взаимоотношений между соснами в лесу называется…..
Такой тип взаимоотношений мы можем встретить и среди ______________ и среди __________». А так же мы можем привести свои примеры такого взаимодействия ________________
- Назовите примеры паразитизма в степной природной зоне нашего региона.
- Спасибо большое этой группе! Из вашего отчета мы можем сделать вывод о значении конкуренции в природе.
Конкуренция – одна из важнейших составных частей борьбы за существование. Победителем в конкурентной борьбе оказывается тот вид (или особь), который в данной экологической обстановке имеет хотя бы небольшие преимущества перед другими, то есть более приспособлен к условиям окружающей среды (слайд, фото).
- Есть дополнения?
(ответы детей)
- Русский учёный Г. Ф. Гаузе (1910 – 1986) в лабораторных условиях изучал конкурентные отношения между двумя видами ресничных инфузорий.
Оказалось, что при выращивании по отдельности с определённым количеством пищи (бактерий) оба вида прекрасно процветают. При совместном выращивании Инфузория-туфелька ушастая погибает. Следовательно, вид Инфузория-туфелька хвостатая оказался более конкурентно способным в захвате пищи, и конкурентно исключил другой вид. Таким образом, если два вида в экосистеме имеют близкие потребности, численность одного из видов начнёт снижаться, и он будет полностью вытеснен. Явление экологического разобщения близкородственных видов получило название принципа конкурентного исключения, или принципа Гаузе: Два вида не смогут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество которого также лимитировано.
Результатом межвидовой конкуренции является или исчезновение одного из конкурирующих видов или сосуществование в результате расхождения по разным экологическим нишам.
- Итак, мы с вами полностью разобрали антибиотические взаимоотношения. Хоть они и имеют отрицательное значение для отдельных сосуществующих особей, в целом для экосистемы есть огромное практическое значение…(обращается к схеме) прикрепляет название «Коэволюция» проговариваю, что такое Коэволюция
- Давайте еще раз проговорим о значениях антибиотических взаимоотношениях (слайд):
1. Все живые организмы, участвуя в цепях питания, создают условия для круговорота веществ, без которого невозможна жизнь.
2. Благодаря антибиотическим отношениям в сообществе осуществляется взаимная регуляция численности видов.
3. Антибиотические отношения играют чрезвычайно важную роль в формировании видового состава и регуляции численности видов в сообществе.
- А сейчас, ребята, мы закрепим знания о проделанной работе на учебной платформе «LearningApps». (один желающий)Разместите слова в соответствующие группы. (работе на смартборде). Остальные заполняем маршрутные листы. Проверяем работу.
- Наша экспедиция подошла к концу. И я хочу предоставить слово нашему эксперту-экологу Виктории Ильиничне.
(слово эксперта-эколога)
- Теперь мы смело можем сказать, что наша экспедиция была продуктивной и полезной.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать проект, в котором вы более подробно и красочно расскажете о типах взаимодействия организмов. Я уже знаю, что для вас это уже не будет сложным.
- Спасибо вам за работу. На мой взгляд, вы сегодня показали хорошие знания о типах взаимодействия организмов, на высоком уровне у вас навыки самостоятельной работы, есть основы для развития экологического мышления.
Все это привело меня к мысли, что мы сможем обсудить вот этот фрагмент.. (отрывок из «Сталинграда»).
- Вы узнали этот фильм? (Ответ детей)
-Правильно, это отрывок из фильма Ф.Бондарчука «Сталинград».
- Как вы думаете, какую еще одну неприглядную сторону войны мы здесь увидели?
- Да, правильно, ребята. Люди ожесточаются, не редко гнев, пусть даже праведный, может привести к ошибочным действиям…Как в этом фрагменте, когда нарушили негласный закон природы – у живительного водного источника все равны.
- В связи с этим, предлагаю вам обратить внимание на вот этот сюжет
(животные на водопое).
- Что вы видите? (ответ детей).
- Но в природе так бывает не всегда, а только во время засухи.
Да, это тот самый случай, когда, как сказал герой фильма, даже животные не убивают друг друга…
- В этой связи можно ли нам, людям брать с них пример?
- Уважаемые ребята! Скоро вы окончите школу, продолжите учебу, пойдете работать… И я, надеюсь, что всегда будете помнить о сложностях и переплетённости связей между видами в живой природе, о законах, которые в ней существуют. Будете помнить о том, что неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые могут привести к неожиданным и нежелательным последствиям.
До свидания, ребята, успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Открытый урок по биологии 7 класс: "Береги свою планету- ведь другой на свете нету!"
Урок КВН по зоологи, приурочен году окружающей среды и к неделе экологии в городе....
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
Открытый урок "Грибы". Биология 5 класс.
Открытый урок....