Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Скляренко Антонина Николаевна

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_otkrytyy.docx29.21 КБ
Office presentation icon prez_dyhanie.ppt663.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок в 8 классе на тему: "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цели урока:

  1. Образовательные: 
  1. изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  2. раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  3. выяснить механизмы голосообразования;
  1. Развивающие: 
  1. формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  2. развитие логического мышления, внимания;
  3.  успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
  1. Воспитательные: 
  1. воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  2. провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование и материалы: 1.компьютер, проектор;  2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5.диск «Биология. Человек»; 6.учебники; 7.тетради, ручки; 8.плакат «Дыхательная система».

Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи.  Лёгочные пузырьки – альвеолы.

Пока дышу, надеюсь.

                                                             ХОД УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

 обуч-ся

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Деление класса на две группы.

Организация рабочих мест, приветствие.

1 мин

2

Проверка знаний обучающихся

1.Работа по карточкам. (одна группа)

Организуется работа в паре.

Выдаются карточки с  вопросами.

А) Строение сердца.

Б) Кровеносные сосуды.

В) Большой круг кровообращения.

Г) Малый круг кровообращения.

2.Тестовые задания. (вторая группа) (слайд 2)

Выдаются карточки с номерами вопросов. В  группе назначается уч-ся, кто проверит задания у остальных.

Выберите номера с правильными суждениями:

А) Доноры – люди, принимающие кровь.

Б) Люди IV группы крови – универсальные реципиенты.

В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза.

Г) Капилляры – крупные сосуды организма.

Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек.

Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны.

Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.

Проверяющий озвучивает результаты тестирования  в своей группе.

5 мин

3

Актуализация знаний обучающихся

Без пищи животное и человек может прожить около месяца. Без воды они могут прожить 3 дня. А без воздуха никто не может прожить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?

Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (слайды 3, 4).

2 мин

4

Этап изучения нового материала

1.Определение дыхания (слайд 5)

Дыхание 

совокупность физиологических процессов,

включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

2.Значение дыхания. (слайд 6)

  1. обеспечение организма О2 
  2. образование и удаление из организма СО2 
  3. окисление органических соединений с высвобождением энергии
  4. удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ

3.Внешнее, внутреннее дыхание и транспорт газов кровью.

Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью. (слайд 7)

Внешнее дыхание (легочное) -

газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких.

 Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения.

Внутреннее дыхание (тканевое) –

дыхание, протекающее в клетках.

 В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее - в клетки. Выделяемый клетками CO2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью - с водой. Артериальная кровь превращается в венозную.

 Транспорт газов кровью –

В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.

4.Органы дыхания. (слайд 8)

Органы дыхания делятся на 2 группы:

1.Лёгкие.

2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

А) Нос

Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица?  У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» 

При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)

  1. защитная (очищает и обеззараживает воздух);
  2. согревание воздуха;
  3. увлажнение воздуха;
  4. обонятельная.

Б) Гортань (слайд 10)

Функции

  1. Обеспечивает прохождение воздуха
  2. Голосовой аппарат
  3. Участвует в акте глотания

Строение гортани

  1. Хрящи.
  2. Эластичная мембрана,  (ее волокна образуют голосовые связки).
  3. Поперечно-полосатые мышцы.
  4. Слизистая оболочка

В) Трахея (слайды 10-11)

Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец.

Трахея делится на два главных бронха – левый и правый

Г) Бронхи (слайды 10- 11)

Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

Д) Лёгкие. (слайд 12)

Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие  имеют форму конуса:

верхняя - суженная часть -  верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким. Между листками плевры есть узкая замкнутая  щель – плевральная полость, содержащая жидкость,  которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань  лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу  и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м.

Определение дыхания дети записывают в тетрадь.

Самостоятельное прочтение слайдов

Функции дыхания дети записывают в тетрадь

Самостоятельное прочтение слайдов

Самостоятельное чтение слайдов

20 мин

5

Первичное закрепление материала

1.Составить схему строения лёгких.

2.Ответить на тесты.

Эти два задания выполняются выбранным учеником. (Информация на диске «Биология. Человек)

Ответы двух учеников по желанию.

6

Продолжение этапа изучения нового материала

5.Газообмен в лёгких и тканях.

Объяснение материала с использованием диска «Биология. Человек».

Прослушивание материала с компьютера

4 мин

7

Первичное закрепление материала

3.Вопрос: «Газы плохо растворяются в тёплой и солёной воде. Чем же объяснить, что кислород проникает в кровь, несмотря на то, что кровь – тёплая и солёная жидкость?»

4.Проверьте себя (слайды 15, 16)

Работа с учебником

Индивидуальная работа

4 мин

8

Домашнее задание

Слайд 14

Запись д/з в дневник

1 мин

9

Подведение итогов

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

3.Как вы оцениваете свою работу на уроке?

4.Выставление оценок.

Ответы на вопросы учителя

4 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...