Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок географии проводится в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_6_klass.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии на тему: «Водоросли»
Составила: учитель географии и биологии Егорова С.С.
ТИП УРОКА
Комбинированный с применением технологии развивающего обучения и новых информационных технологий.
ТЕМА УРОКА
«Водоросли»
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел 3 Царство Растения.
ЦЕЛЬ УРОКА
Характеристика особенностей распространения и строения водорослей. Определить уникальность водорослей как древнейших и простоорганизованных растений.
ЗАДАЧИ УРОКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: выделить своеобразие организма водорослей, углублять знания о многообразии живых организмов; познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности, размножения, распространения и многообразия водорослей; сформировать знания о низших и высших растениях; их значение в природе и жизни человека.
РАЗВИВАЮЩИЕ: вызвать познавательный интерес к предмету биология и растительным организмам населяющим нашу планету; продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником биологии; стимулировать любознательность и наблюдательность при выполнении самостоятельных работ; работать над умениями анализировать и обобщать полученные знания; находить причинно – следственные связи; способствовать развитию у учащихся памяти, воображения, внимания, речи.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание чувств любви к растительным сообществам Нашей Родины и Земли в целом; продолжить формирование ответственного отношения школьников к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Одноклеточные и многоклеточные водоросли», гербарный материал с образцами разных видов водорослей; демонстрационные материалы, учебник мультимедиа; раздаточный материал – таблицы для выполнения практической работы, тесты, схемы.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- что водоросли – самые древние растения на Земле;
- водоросли – низшие растения;
- особенности строения одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей;
-способы размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- значение водорослей в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- называть признаки, характерные для водорослей;
- различать одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.
План урока.
- Общая характеристика водорослей как низших растений.
- Внешнее и внутреннее строение хламидомонады.
- Внешнее и внутреннее строение хлореллы.
- Лабораторная работа «Изучение строения зеленых водорослей».
- Бесполое и половое размножение хламидомонады и хлореллы.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Психологический настрой учащихся на урок.
II Актуализация знаний.
1 Фронтальный опрос.
1 Что изучает ботаника?
2 Что характерно для строения низших растений?
3 Какое строение имеют высшие растения?
4 Какое значение имеют растения в природе?
5 Какое значение имеют растения в жизни человека?
6 Почему нужно охранять растения?
7 Как распространены растения в природе, что является причиной неравномерного распределения растений?
Индивидуальный опрос
Карточка № 1
Чем высшие растения отличаются от низших?
Карточка № 2
Для чего нужно изучать ботанику?
Карточка № 3
Какие растения вы знаете? Где обитают растения?
Карточка № 4
Чем растения отличаются друг от друга?
Карточка № 5
Какое значение растения имеют в жизни человека?
Карточка № 6
Что угрожает растениям и растительному покрову?
Карточка № 7
Что могут сделать школьники в деле охраны растительного мира?
III Определение темы и цели урока
Мотивационная установка
Учитель: Перед вами таблицы и иллюстрации с разными представителями отдела водорослей, скажите, почему водоросли относят к древнейшим простоорганизованным растениям? Что общего у одноклеточных водорослей с зелеными цветковыми растениями и каково их самое главное отличие?/слайд 3/. Ответы учащихся.
Таким образом вы определили тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, что нового о водорослях вы узнаете на уроке?
IV Изучение нового материала.
1. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды. Для этого вспомним что такое пластиды? Какой процесс называется фотосинтезом? В какой среде появились первые растения? Какое строение имеет растительная клетка? Ответы учащихся.
И так ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли - первые растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные наземные растения произошли от древних водорослей.
Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу?/слайд 3-4/. Чтобы точнее ответить на этот вопрос вы выполните задание № 1.
Задание 1. На основе текста учебника параграфа № 12 стр. 58 прочитайте и выпишите основные признаки водорослей/ слайд 4/.
Общая характеристика водорослей
1. Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.
2. В природе существует около 30 тысяч водорослей.
3. Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.
4. Относятся к низшим растениям.
5. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
6 . Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.
7 . Самые древние растения на Земле.
8. Способность к фотосинтезу.
Учитель проверяет вместе с классом правильность выполнения задания, а затем приступает к объяснению нового этапа урока.
3. Среда обитания хламидомонады и хлореллы.
Учитель ведёт объяснение используя демонстрационный материал в виде таблицы и слайдов электронного учебника.
Ребята вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариумах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Что же вызывает «цветение» воды? В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок /Слайд 5/.
4. Строение хламидомонады и хлореллы.
А сейчас ребята мы с вами познакомимся с особенностями внешнего и внутреннего строения одноклеточных водорослей на примере хламидомонады и хлореллы.
Во время цветения мелких луж или водоёмов в воде чаще всего встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль грушевидной формы. На её переднем вытянутом конце находятся два жгутика, с помощью которых водоросль передвигается. Это, несомненно, черта, родственная животным организмам. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находятся цитоплазма, ядро и крупный чашевидный хлоропласт. У водорослей хлоропласты называют ещё хроматофорами. Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придает зеленую окраску всей клетке.
В передней части клетки расположены красный светочувствительный глазок и пульсирующие вакуоли. Светочувствительный глазок воспринимает свет, и с помощью жгутиков хламидомонада движется в сторону освещённого места.
Пульсирующие вакуоли служат для выделения избытка воды. Хламидомонада может питаться не только продуктами фотосинтеза, но и готовыми органическими веществами, поглощая их всей поверхностью клетки/ слайд 9/.
Ещё одна одноклеточная зелёная водоросль – хлорелла широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах, а также на стволах деревьев, где скопления хлореллы и других одноклеточных водорослей заметны в виде зелёного налёта /слайд 8/.
Снаружи шаровидная клетка хлореллы покрыта оболочкой, под оболочкой находятся цитоплазма, ядро, крупный хроматофор, придающий всей клетке зелёную окраску. Фотосинтез у этой водоросли идёт очень интенсивно. Она способна выделять много кислорода и давать большое количество органического вещества /слайд 6/.
5. Задание № 2
А сейчас вы подробнее познакомитесь со строением одноклеточных водорослей на примере хламидомонады и хлореллы. Для этого вы сейчас приступите к выполнению лабораторной работы.
Лабораторная работа: «Изучение строения зелёных водорослей».
6. Проверка лабораторной работы.
ВОПРОС № 1
Какова среда обитания водорослей? (стр. 59 учебника)
Почему, вода в лужах и прудах имеет изумрудный оттенок?
ВОПРОС № 2
Какое внешнее строение имеет хламидомонада? (стр. 60 рис 35). Для чего хламидомонаде нужны жгутики?
ВОПРОС № 3
Какое внутреннее строение имеет хламидомонада? (стр. 60 рис 35).
Для чего хламидомонаде нужен красный глазок?
ВОПРОС № 4
Что такое хроматофор? (стр. 60 рис 35). Какую функцию выполняет хроматофор в клетке хламидомонады?
ВОПРОС № 5
Где обитает одноклеточная водоросль – хлорелла? (стр. 60 рис 35). Какое строение имеет хлорелла?
ВОПРОС № 6
В чем сходство хлореллы и хламидомонады? (рис 35 стр.60)
ВОПРОС № 7
Чем строение хламидомонады отличается от строения хлореллы? (рис35 стр. 60)
ВОПРОС № 8
Чем среда обитания плеврококка отличается от среды обитания хлореллы?
(стр.61 рис 36)
ВОПРОС № 9
Почему хлореллу, плеврококка и хламидомонаду относят к одноклеточным
зеленым водорослям?
ВОПРОС № 10
Что общего у одноклеточных водорослей с зелёными цветковыми растениями и
каково их самое главное отличие?
ВОПРОС № 11
Почему водоросли считаются самыми древними растительными организмами на Земле?
ВОПРОС № 12
Почему водоросли относят к низшим растениям?
ВОПРОС № 13
Чем водоросли отличаются от бактерий?
ВОПРОС № 14
В чем сходство водорослей с бактериями?
После лабораторной работы учащиеся выполняют задание № 3.
Задание № 3.
I ВАРИАНТ
Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные.
1. Все растущие в воде растения - водоросли.
2. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (коре деревьев, почве).
3. Одноклеточная водоросль хламидомонада хорошо видна невооруженным глазом.
4. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.
5. Оболочка хламидомонады имеет зелёную окраску.
6. Хламидомонада питается как зелёное растение - образует органические вещества из неорганических, используя солнечный свет.
7. При наступлении неблагоприятных условий хламидомонада образует гаметы.
8. Хлорелла имеет жгутики.
9. Хлорелла может поглощать из воды растворённые в ней органические вещества.
10. Водоросли – древнейшие представители растительного мира.
11. Большинство водорослей – автотрофы.
II ВАРИАНТ
Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные.
- Хлорелла имеет светочувствительный красный «глазок»;
- Хламидомонада имеет жгутики для передвижения в воде;
- Хламидомонада способна к фотосинтезу;
- Хлорелла имеет шарообразную форму;
- Хламидомонада - обитает на коре деревьев;
- Хлорелла окрашивает воду в зеленый цвет;
- В клетке хлореллы содержится хроматофор;
- Хламидомонада имеет грушевидную форму с заостренным концом;
- Клетка хлореллы имеет цитоплазму и ядро;
10 Хлорелла одноклеточная водоросль;
11 Хламидомонада - многоклеточная водоросль;
IX. Особенности бесполого и полового размножения водорослей.
Далее учитель рассказывает об особенностях бесполого и полового размножения
водорослей. Вначале задаёт вопросы: Какие способы размножения вам известны?
В чём сущность бесполого размножения? Каковы особенности полового размножения?
Что такое гаметы? Где они образуются? Конкретизировав и обобщив ответы учеников, учитель обращает внимание класса на демонстрационные таблицы и мультимедийные изображения на доске /слайд7- 10- 11/, по которым объясняет как размножаются хламидомонада и хлорелла.
Хламидомонада имеет два способа размножения – бесполый и половой. Хлорелла размножается только бесполым путём. Как же происходит бесполое размножение у хламидомонады и хлореллы.
При бесполом размножении в благоприятных условиях летом хламидомонада останавливается и теряет жгутики. Ее содержимое делиться на 2, 4, а иногда и восемь клеток. Каждая из клеток вырабатывает жгутики и покрывается собственной оболочкой. Под оболочкой материнской клетки образуется несколько клеток -спор, предназначенных для размножения и расселения .Споры, снабженные жгутиками, называются зооспорами. Споры хламидомонады имеют жгутики и способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, у хламидомонады бесполое размножение происходит при помощи спор. Споры, после разрыва оболочки материнской клетки, выплывают в воду в виде маленьких хламидомонад. Проплавав в воде некоторое время, клетки дорастают до размеров материнской и приступают к бесполому размножению / слайд 10/. Хлорелла размножается бесполым путем также как хламидомонада /слайд 7/.
При наступлении неблагоприятных условий для жизни (похолодание, пересыхание водоёма) наступает половое размножение хламидомонады. В материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы. Они выходят из оболочки материнской клетки и сливаются попарно с гаметами других особей хламидомонады, в результате чего образуется зигота, покрытая плотной оболочкой. При наступлении благоприятных условий зигота делиться и из неё образуется 4 хламидомонады.
V. Закрепление изученного материала.
В конце урока для обобщения знаний учащихся об особенностях размножения одноклеточных водорослей проводится беседа: В чем отличие бесполого размножения хлореллы и хламидомонады? При каких условиях у хламидомонады
Происходит бесполое размножение? При каких условиях – половое? На примере хламидомонады, объясните, в чем преимущество полового размножения по сравнению с бесполым?
VI Домашнее задание: 1. Изучите текст учебника об особенностях строения и биологии одноклеточных водорослей ответьте на вопросы в конце параграфа. 2. В тетради заполните таблицу «Многообразие одноклеточных зелёных водорослей». 3. По желанию - приготовьте небольшую презентацию о плеврококке.
Задание 1
1. Почему водоросли относят к низшим растениям?
2. Где обитают одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли?
3. Чем строение одноклеточных зелёных водорослей отличается от многоклеточных?
4. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?
5. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?
6. Что такое слоевище? Хроматофор?
7. Что такое ризоиды и почему их нельзя называть корнями?
8. Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?
9. Почему бурые и красные водоросли способны жить на большей глубине, чем зеленые?
10. Какую роль играют водоросли в природе?
11. Как человек использует водоросли? Что получают из морских водорослей?
12. Почему морские водоросли нуждаются в охране?
Задание 2. Многообразие одноклеточных зеленых водорослей
Название водоросли | Место обитания | Особенности строения | Особенности размножения |
1 Хламидомонада | |||
2 Хлорелла | |||
3 Плеврококк |
Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОРОСЛЕЙ
На основе текста учебника параграфа № 12 стр.58 прочитайте и выпишите под указанными цифрами общие признаки водорослей.
1
2
3
4
5
6
7
Приложение - 2
Лабораторная работа:
« Изучение строения зелёных водорослей».
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите внимательнее внешнее и внутреннее строение водоросли хламидомонады и хлореллы на рис 35 стр. 60 и изображение на доске /слайд 5/.
2.Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
3.Зарисуйте клетку хламидомонады и подпишите названия ее частей
стр. 60 рис 35 / слайд 9/.
4. Зарисуйте клетку хлореллы и подпишите названия её частей стр. 60 рис 35 /слайд 6/.
5. Чем по внешнему и внутреннему строению отличаются хлорелла и хламидомонада? Смотрите рисунок 35 на стр. 60 учебника.
6.Сделайте вывод - что общего у одноклеточных водорослей с зелеными цветковыми растениями и каково их самое главное отличие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"
Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....
Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"
Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...
Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...
открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс
открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс...
Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс
Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс...
Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"
Урок изучения нового...
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...