Адаптированная программа для детей VIII вида
презентация к уроку по биологии (5 класс)

Долгова Наталья Викторовна

Программа по природоведению для 5 класса.       Рабочая программа по природоведению в 5 классе предусматривает изучение конкретных явлений в окружающей природе, устанавливаются простейшие связи между обитателями природы (растения — животные, растения — человек, животные — человек). Знакомство с основными правилами по охране и поведению в природе. Изучение основных правил по ведению здорового образа жизни.
В программу учебного предмета внесён материал этнокультурного содержания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_5_kl_8_vid.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от «     »               2020 г.

_______________/________/

подпись руководителя МО

               Согласовано

               с зам. директора по УВР

               _____________  /__________/

                   

                «    »               2020 г.

        «Утверждаю»:

              Директор школы

                                   _____________ /                  /

    Приказ №

                                   от «  »              2020 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии (VIII вид)

Класс:  5

Кол-во часов в неделю: 1         

Кол-во часов в году: 35

Составитель: учитель биологии ВКК  Долгова Н. В.

2020- 2021 учебный год

Пояснительная записка

 Настоящая программа по природоведению для 5 класса создана  на основании следующих нормативно-правовых  документов:                                                                                                                                                      

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования»  
2. Адаптированная образовательная программа  МБОУ Туимская средняя общеобразовательная школа №3 (Приказ № 99 от 31.08.2015)
3. Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов предметов, дисциплин (модулей).  (Приказ № 104 от 30.08.2014)
    Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена на основе  Примерной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
, Москва « Просвещение». 2009 г.
   Предмет «Природоведение»  входит в  учебный план для 5, 9 классов по адаптированной образовательной программе на 2020-2021 учебный год.
   Учебник Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина   для 5 класса «Природоведение» специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.  
   
Цель: обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в природе.
     Задачи:
1. Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
2. Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
3. Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и охранять природу.
     Характеристика класса по уровням обучения
 В 5-х  классах по адаптированной  программе 8 вида обучается 2 ученика. По возможностям обучения их можно отнести ко II-ой группе. Учащиеся неплохо запоминают изучаемый материал, но выводы самостоятельно сделать не могут. Нуждаются в помощи учителя для объяснения учебного материала, иногда неплохо отвечают письменно на вопросы после параграфа. Прочитанное понимают, но пересказывают или с трудом или молчат. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей.
     
Общая характеристика учебного предмета
     
Рабочая программа по природоведению в 5 классе предусматривает изучение конкретных явлений в окружающей природе, устанавливаются простейшие связи между обитателями природы (растения — животные, растения — человек, животные — человек). Знакомство с основными правилами по охране и поведению в природе. Изучение основных правил по ведению здорового образа жизни.
В программу учебного предмета внесён материал этнокультурного содержания.
     Данная дисциплина связана с историей, биологией, географией, химией, физикой, обществознанием, окружающим нас миром. 
    Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану  на 2020-2021 учебный год на изучение природоведения  в 5 классе отводится  35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

                       
                       

                           Содержание  учебной дисциплины (5 класс)        

                                   

№ темы

Название темы

Содержание темы

Количество часов

1

Вселенная

  Небесные тела: планеты, звёзды. Солнце. Солнечная система

2

2

Наш дом - Земля

Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва. Полезные ископаемые. Вода в природе. Моря и океаны. Использование и охрана воды

7

3

Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные, хвойные деревья. Лекарственные,  комнатные и декоративные растения. Охрана растений

8

4

Животный мир Земли 

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Певчие птицы. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники

7

5

Человек

Как устроен наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи

5

6

Есть на Земле страна Россия

Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки

6

               Итого

35

Требования к уровню подготовки  обучающихся 5 класса

В результате изучения природоведения

 учащиеся должны знать:

  •  обобщенные и конкретные названия предметов и явлений  природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  •  где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  •  основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  •  основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь

учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
  •  связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  •  выполнять рекомендуемые практические работы;
  •  приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
  •  соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
  •  соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Отметка «5»
-  правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
- четко и правильно даны определения;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
- ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
- усвоено основное содержание материала;
- определения понятий не четкие;
- допущены ошибки и неточности в изложении.



                                   Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5»
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
-логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса);
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»
-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
-допущены ошибки (1-) в оформлении наблюдений и выводов.

                           Оценка практических умений учащихся

Отметка «5»
-правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»
-правильно определена цель опыта;
-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке допускаются 1-2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»
-правильно определена цель опыта;
-подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
-допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материалы учебно-методического комплекта:

Для учащихся:

1. Природоведение.5 класс: учебник для 5 кл специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/   Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. : ил.

Для учителя:
1. Природоведение.5 класс: учебник для 5 кл специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/  Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. : ил.

2. Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида В.В.Воронкова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2000 г.

Средства обучения:

- приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов;

- карта звездного неба;

- модель Солнечной системы;

- фотографии планет Солнечной системы;

- глобус;

- примеры простых и сложных веществ, смесей;

- гербарии растений;

- коллекция полезных ископаемых;

- микроскоп;

- компасы;

- барометр, термометр;

- коллекция почв;

- компьютер

                                                             Календарно-тематическое планирование по природоведению (5   класс)

                  Дата

Тема урока

Число часов

По  плану

Фактически

Рекомендовано

Запланировано  

                                                                                     Вселенная  (2 часа)

  1

Небесные тела: планеты, звёзды

1

1

2

Солнце. Солнечная система

1

1

                                                                                       Наш дом - Земля  (7 часов)

3

Планета Земля

1

1

4

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле

1

1

5

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги

1

1

6

Поверхность суши. Горы. Почва

1

1

7

Полезные ископаемые

1

1

8

Вода в природе

1

1

9

Моря и океаны. Использование и охрана воды

1

1

                                                                              Растительный мир Земли (8 часов)

10

Разнообразие растительного мира

1

1

11

Среда обитания растений

1

1

 12

Части растения

1

1

13

Деревья, кустарники, травы

1

1

14

Лиственные, хвойные деревья

1

1

15

Лекарственные,  комнатные и декоративные растения

1

1

16

Охрана растений

1

1

17

Разнообразие животного мира

1

1

                                                                        Животный мир Земли  (7 часов)

18

Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов

1

1

19

Насекомые, рыбы, птицы, звери

1

1

20

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне

1

1

21

Певчие птицы. Аквариумные рыбки

1

1

22

Собаки. Домашние кошки

1

1

23

Охрана животных. Заповедники и заказники

1

1

24

Как устроен наш организм. Здоровье человека. Осанка

1

1

                                                                             Человек (5 часов)

25

Органы чувств. Здоровое питание

1

1

26

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

1

27

Оказание первой медицинской помощи

1

1

28

Россия – Родина моя. Москва – столица России

1

1

29

Растительный мир России.  Полезные ископаемые Воронежской области.

1

1

                                                           Есть на Земле страна Россия (6 часов)

30

Животный мир  России. Заповедники и национальные парки Воронежской области.

1

1

31

Повторение по теме.

1

1

32-35

Резерв

Лист корректировки календарно-тематического плана

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об обучении детей по специальным (коррекционным) программам VII и VIII вида в МБОУ Ольховская СОШ.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонен...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи" (адаптированная) для 5 класса VIII вида

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, предусмотрена работа с текстом и аналитические задания....

"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»...

Сообщение на МО. Обучение чтению детей VIII вида

Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:1.Нев...

Адаптированное календарно-тематическое планирование по музыке для детей VIII вида

Рабочая программа по музыке и пению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами по музыке Федерального гос...

Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

Рабочая программа для обучения детей VIII вида 5-9 классов

Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 кл.) под ...