Адаптированная программа для детей VIII вида
презентация к уроку по биологии (5 класс)
Программа по природоведению для 5 класса. Рабочая программа по природоведению в 5 классе предусматривает изучение конкретных явлений в окружающей природе, устанавливаются простейшие связи между обитателями природы (растения — животные, растения — человек, животные — человек). Знакомство с основными правилами по охране и поведению в природе. Изучение основных правил по ведению здорового образа жизни.
В программу учебного предмета внесён материал этнокультурного содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_5_kl_8_vid.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от « » 2020 г. _______________/________/ подпись руководителя МО | Согласовано с зам. директора по УВР _____________ /__________/
« » 2020 г. | «Утверждаю»: Директор школы _____________ / / Приказ № от « » 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (VIII вид)
Класс: 5
Кол-во часов в неделю: 1
Кол-во часов в году: 35
Составитель: учитель биологии ВКК Долгова Н. В.
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по природоведению для 5 класса создана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования»
2. Адаптированная образовательная программа МБОУ Туимская средняя общеобразовательная школа №3 (Приказ № 99 от 31.08.2015)
3. Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов предметов, дисциплин (модулей). (Приказ № 104 от 30.08.2014)
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Просвещение». 2009 г.
Предмет «Природоведение» входит в учебный план для 5, 9 классов по адаптированной образовательной программе на 2020-2021 учебный год.
Учебник Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина для 5 класса «Природоведение» специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
Цель: обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в природе.
Задачи:
1. Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
2. Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
3. Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и охранять природу.
Характеристика класса по уровням обучения
В 5-х классах по адаптированной программе 8 вида обучается 2 ученика. По возможностям обучения их можно отнести ко II-ой группе. Учащиеся неплохо запоминают изучаемый материал, но выводы самостоятельно сделать не могут. Нуждаются в помощи учителя для объяснения учебного материала, иногда неплохо отвечают письменно на вопросы после параграфа. Прочитанное понимают, но пересказывают или с трудом или молчат. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по природоведению в 5 классе предусматривает изучение конкретных явлений в окружающей природе, устанавливаются простейшие связи между обитателями природы (растения — животные, растения — человек, животные — человек). Знакомство с основными правилами по охране и поведению в природе. Изучение основных правил по ведению здорового образа жизни.
В программу учебного предмета внесён материал этнокультурного содержания.
Данная дисциплина связана с историей, биологией, географией, химией, физикой, обществознанием, окружающим нас миром.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на 2020-2021 учебный год на изучение природоведения в 5 классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание учебной дисциплины (5 класс)
№ темы | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
1 | Вселенная | Небесные тела: планеты, звёзды. Солнце. Солнечная система | 2 |
2 | Наш дом - Земля | Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва. Полезные ископаемые. Вода в природе. Моря и океаны. Использование и охрана воды | 7 |
3 | Растительный мир Земли | Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные, хвойные деревья. Лекарственные, комнатные и декоративные растения. Охрана растений | 8 |
4 | Животный мир Земли | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Певчие птицы. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники | 7 |
5 | Человек | Как устроен наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи | 5 |
6 | Есть на Земле страна Россия | Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки | 6 |
Итого | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучения природоведения
учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь
учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Отметка «5»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
- четко и правильно даны определения;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
- ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
- усвоено основное содержание материала;
- определения понятий не четкие;
- допущены ошибки и неточности в изложении.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка «5»
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
-логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса);
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»
-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
-допущены ошибки (1-) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка практических умений учащихся
Отметка «5»
-правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»
-правильно определена цель опыта;
-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке допускаются 1-2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»
-правильно определена цель опыта;
-подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
-допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы учебно-методического комплекта:
Для учащихся:
1. Природоведение.5 класс: учебник для 5 кл специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. : ил.
Для учителя:
1. Природоведение.5 класс: учебник для 5 кл специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. : ил.
2. Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида В.В.Воронкова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2000 г.
Средства обучения:
- приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов;
- карта звездного неба;
- модель Солнечной системы;
- фотографии планет Солнечной системы;
- глобус;
- примеры простых и сложных веществ, смесей;
- гербарии растений;
- коллекция полезных ископаемых;
- микроскоп;
- компасы;
- барометр, термометр;
- коллекция почв;
- компьютер
Календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс)
Дата | Тема урока | Число часов | |||
По плану | Фактически | Рекомендовано | Запланировано | ||
Вселенная (2 часа) | |||||
1 | Небесные тела: планеты, звёзды | 1 | 1 | ||
2 | Солнце. Солнечная система | 1 | 1 | ||
Наш дом - Земля (7 часов) | |||||
3 | Планета Земля | 1 | 1 | ||
4 | Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | 1 | ||
5 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги | 1 | 1 | ||
6 | Поверхность суши. Горы. Почва | 1 | 1 | ||
7 | Полезные ископаемые | 1 | 1 | ||
8 | Вода в природе | 1 | 1 | ||
9 | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | 1 | ||
Растительный мир Земли (8 часов) | |||||
10 | Разнообразие растительного мира | 1 | 1 | ||
11 | Среда обитания растений | 1 | 1 | ||
12 | Части растения | 1 | 1 | ||
13 | Деревья, кустарники, травы | 1 | 1 | ||
14 | Лиственные, хвойные деревья | 1 | 1 | ||
15 | Лекарственные, комнатные и декоративные растения | 1 | 1 | ||
16 | Охрана растений | 1 | 1 | ||
17 | Разнообразие животного мира | 1 | 1 | ||
Животный мир Земли (7 часов) | |||||
18 | Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов | 1 | 1 | ||
19 | Насекомые, рыбы, птицы, звери | 1 | 1 | ||
20 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне | 1 | 1 | ||
21 | Певчие птицы. Аквариумные рыбки | 1 | 1 | ||
22 | Собаки. Домашние кошки | 1 | 1 | ||
23 | Охрана животных. Заповедники и заказники | 1 | 1 | ||
24 | Как устроен наш организм. Здоровье человека. Осанка | 1 | 1 | ||
Человек (5 часов) | |||||
25 | Органы чувств. Здоровое питание | 1 | 1 | ||
26 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | 1 | ||
27 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | 1 | ||
28 | Россия – Родина моя. Москва – столица России | 1 | 1 | ||
29 | Растительный мир России. Полезные ископаемые Воронежской области. | 1 | 1 | ||
Есть на Земле страна Россия (6 часов) | |||||
30 | Животный мир России. Заповедники и национальные парки Воронежской области. | 1 | 1 | ||
31 | Повторение по теме. | 1 | 1 | ||
32-35 | Резерв |
Лист корректировки календарно-тематического плана
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об обучении детей по специальным (коррекционным) программам VII и VIII вида в МБОУ Ольховская СОШ.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонен...
Рабочая программа "Чтение и развитие речи" (адаптированная) для 5 класса VIII вида
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, предусмотрена работа с текстом и аналитические задания....
"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»
"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»...
Сообщение на МО. Обучение чтению детей VIII вида
Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:1.Нев...
Адаптированное календарно-тематическое планирование по музыке для детей VIII вида
Рабочая программа по музыке и пению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами по музыке Федерального гос...
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...
Рабочая программа для обучения детей VIII вида 5-9 классов
Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 кл.) под ...