Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_biologii_v_8_klasse.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе.
Тема: «Витамины и их роль в организме человека».
Дата:22.01.2022
Учитель: Есионова О.Н.
Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего обучения, ИКТ.
Цель урока: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека.
Задачи:
- Образовательные:
Углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях хранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
- Развивающие:
- Развивать знания учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды;
- Развивать способности к размышлению, умение делать вывод.
- Воспитательные:
- Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
- Способствовать гигиеническому воспитанию школьников.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Витамины», ММК, тестовые задания для закрепления материала, препараты витаминов, выставка овощей и фруктов, картинки с названиями страниц устного материала «Азбука витаминов»
Ход урока.
I Организационный момент. (Слайд 1)
Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу, сообщение темы, цели урока, осуждение эпиграфа урока, плана урока.
«Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».
В.Шененберг.
II Актуализация знаний.
Учитель: Ответьте на вопросы: (Слайд 2)
- Что такое пища?
- Какие продукты питания вам известны?
- Какие питательные вещества содержат продукты питания?
- Всегда ли можно считать питание правильным и полезным, если в пище содержатся только белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли?
III Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с особой группой органических веществ – витаминами. Запишем в тетрадях число, тему урока, определение.
Витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.
План урока (на доске)
- Значения витаминов.
- История открытия витаминов.
- Анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов.
- Сохранение витаминов при кулинарной обработке.
Учитель: Витамины – биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. Обмену веществ.
- Вспомните, что такое ферменты?
- Какую роль они играют в обмене веществ?
Ферменты – белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов – ферментов. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
- Значение витаминов
- Витамины участвуют в поддержании защитных сил организма, в повышении его устойчивости к действию различных неблагоприятных факторов – к охлаждению, интоксикации.
- Витамины способны ослаблять и даже полностью устранять побочное действие антибиотиков и других медикаментозных средств.
- Витамины рассматривают как эффективное профилактическое средство против токсического действия малых доз химических веществ, ионизирующих излучений.
- Витаминами лечат болезни крови. Славную страницу в историю медицины вписали витаминологии, открыв способ лечения губительной болезни – злокачественного малокровия (анемии). Эта болезнь связана, прежде всего, с недостатком витамина В.
В природе существует более 20 витаминов. (Слайд 3)
Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде и растворимые в жирах.
Водорастворимые витамины – это 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).
Жирорастворимые – А, Д, Е, К. Эти витамины попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.
- Авитаминоз – отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.
- Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.
- Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.
(Слайд № 4)
Чтобы более подробно познакомиться со значением важнейших витаминов для организма человека, вашему вниманию предлагается устный журнал «Азбука витаминов», каждую страницу которого подготовила одна из групп учащихся.
Учитель просит учащихся в тетради начертить таблицу, которую они будут заполнять в ходе изучения темы.
Слайд 5 (таблица).
Витамины | Функции | Проявление гипо- или авитаминоза |
Ведущий. Сегодня мы познакомимся с азбукой (указывает на книгу большого формата, на которой написано «Азбука витаминов»), но не обычной. Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Итак, вашему вниманию предлагается первая страница нашего журнала.
- История открытия витаминов. (Слайд 6)
Ученик. В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н.И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Через 16 лет после работы Н.И. Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. / Когда в нервной и мышечной тканях происходит накопление ядовитых соединений и, которое сопровождается параличами и судорогами/. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.
(Слайд 7) В 1911 г. польский ученый Казимир Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество «Витамин», от латинского слова «vita» - жизнь, «amin» - содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
- Анализ отдельных витаминов, их авитоминозов, гипо- и гипервитоминозов.
Ведущий.(Слайд 8) Следующая страница нашего журнала называется «Жизненно необходимые», где мы вам расскажем об основных витаминах (А,Д,Е,В,С), признаках гипо- и авитаминозах, заболеваниях, вызванных их недостатком в организме.
(Слайд 9) Ученик. Водорастворимые витамины.
(Слайд 10) Витамин С (аскорбиновая кислота). Многие его любят за приятный вкус, но не все знают, насколько он важен для здоровья.
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.
В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. Морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя-полярника Г.Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.
Особенно страдали моряки в северных экспедициях. В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, «сосновым пивом» - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из жизненного опыта люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину. Витамина С много в листьях салата, молодом картофеле, человеку ежедневно необходимо получать с пищей 50-100 мг этого витамина. Во время инфекционных заболеваний эту дозу следует увеличить в 3-5 раз, так как витамин С учавствует в работе ферментов, способствующих образованию антител. Витамин С предохраняет от ненужного окисления клеточные мембраны и другие органоиды клетки. Много расходуется витамина С при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой физической работы.
(Слайд 11) Витамины группы В насчитывают свыше 15 витаминов, номера давались в порядке открытия.
Витамин В1, или тиамин В 1890 г. голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает «оковы». В конце концов, наступал паралич и смерть. Еще за 20 лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1 . Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день. Содержится витамин В1 в семенах бобовых растений, а также в семенах злаков – но в основном в их зародышах, и в оболочках. В очищенном, обработанном зерне этого витамина остается очень мало. Кроме того, витамина В1 много в дрожжах, в яичном желтке, в печени.
Дополнение учителя: При дефиците В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца.
Ранними признаками В1 - гиповитаминоза является повышенная возбудимость, раздражительность, нарушение сна, снижение памяти, внимания, работоспособности.
(Слайд 12,13) Витамин В2 входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия, особенно эпителия пищеварительного канала, в окислительно-восстановительных реакциях, которые влияют на функции слизистой оболочки ротовой полости, языка и других пищеварительных органов. При недостатке в пище витамина В2 воспаляется слизистая оболочка ротовой полости, появляются трещинки в углах рта, нарушается зрение, воспаляются белки глаз и внутренняя поверхность век. Кроме того, появляется малокровие, поскольку витамин В2 участвует в процессах кроветворения. Витамин В2 содержится в молоке, сыре и других молочных продуктах, яйцах, печени, почках, гречневой крупе. Эти продукты лучше держать в темноте, так как ультрафиолетовые лучи разрушают витамин В2.
Витамин В12. До его открытия не было эффективных способов лечения злокачественного малокровия – тяжелой болезни, быстро приводившей к смерти. Выяснилось, что при дефиците витамина В12 не образуются ферменты, ответственные за созревание клеток крови в костном мозге. Витамин В12 содержится исключительно в продуктах животного происхождения – печени, яичных желтках, в кисломолочных продуктах. В своем составе витамин В12 содержит микроэлемент кобальт. Потребность в этом витамине не превышает 0,2 мг в день.
(Слайд 14) Ведущий: Дальше участники устного журнала расскажут о жирорастворимых витаминах.
Ученик: Среди жирорастворимых витаминов большое значение имеет витамин А или ретинол. Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз - родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – «куриная слепота». Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото- и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.
Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, в сметане, твороге, молоке.
Растительные продукты содержат провитамины А, или каротины, из которых в организме (в тонком кишечнике, печени) образуется витамин А. Каротины содержатся в растительных продуктах, имеющих красный цвет: моркови, помидорах, шиповнике, апельсинах. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов со сметаной, майонезом, растительным маслом.
(Слайд 15) Витамин Д. Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин Д играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей; задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит.
Дети и взрослые витамин Д получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.
Витамин Д может синтезироваться в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть солнце.
(Слайд 16) Витамин Е. Содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле. Этот витамин необходим для нормального функционирования органов размножения, а также он влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток.
- Сохранение витаминов при кулинарной обработке.
(Слайд 17) Ведущий: Следующая страница – кулинарная.
Ученик: Во время хранения овощей фруктов и ягод мы теряем очень много витаминов. Например, в 100 г молодого картофеля содержится 20 мг витамина С, а через 3-4 месяца всего 10 мг, а к весне остается уже не более 50%. Еще быстрее уменьшается количество этого витамина в зелени. Для повышения сохранности витаминов в овощах и картофеле необходимо соблюдать правила их хранения и упаковки. Для каждого овоща есть свой оптимальный температурный режим хранения. Витамины В1, В2, С растворяются при нагревании. Поэтому при варке овощей их лучше класть не в холодную воду, а в уже закипевшую, закрыть крышкой и не кипятить долго. Витамин С разрушается при соприкосновении с медной и железной посудой. Потеря витаминов происходит и при длительном хранении заранее приготовленной пищи. В течение всего года следует, по возможности, разнообразить рацион за счет свежей зелени – салата, укропа, петрушки.
Специалисты советуют, помимо хорошо «витаминизированного» питания, принимать в осеннее-зимний период еще и поливитамины. Их разделяют на профилактические – до 50 % суточной дозы (остальные с пищей) и лечебные – 100 % суточной дозы. Многие витаминные комплексы содержат также микроэлементы и минеральные соли, необходимые для лучшей усвояемости витаминов. Современные витаминные препараты содержат также экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки и различные ферменты.
При их использовании необходимо руководствоваться указанными суточными дозами, так как многие из них при неумеренном потреблении вредны.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и Д, которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин В1. большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина В6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
Здоровое питание – одно из важнейших условий здоровья человека. Массовые обследования, проведенные Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики – обогащение витаминами массовых продуктов питания.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:
- мука и хлебобулочные изделия – витамины группы В;
- продукты, детское питание – все витамины;
- напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А,Д;
- молочные продукты – витамины А,Д,Е,С;
- маргарин, майонез – витамины А,Д,Е;
Фруктовые соки – все витамины, кроме А,Д.
Учитель: Итак, мы стараемся есть побольше продуктов, содержащих витамины, покупаем витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве.
- Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
- Это стрессы – при них интенсивно расходуются витамины В1, В2, В3, В6.
- Это загрязненная окружающая среда.
- Воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов.
- Это недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Алкоголь – разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин – разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, кальция, цинка…
Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – разрушают витамины группы В, железо, кальций, магний.
Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Ведущий: В заключении нашего устного журнала «Азбука здоровья» я ещё раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма.
Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов, ягод.
(Слайд 18) Спасибо за внимание!
IV Общие выводы урока.
- Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.
- Они необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами – ускорителями процессов обмена веществ.
- Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
V Закрепление изученного материала.
Тестовая работа для закрепления материала.
I вариант
- Витамины это…
- минеральные вещества;
- органические вещества;
- белки.
- Авитаминоз – это…
- переизбыток витамина;
- недостаток витамина;
- нормальное содержание витамина.
- К водорастворимым витаминам относятся:
- С, группы В;
- Д, А, К;
- только группа В.
- В цитрусовых в большом количестве содержится:
- витамина А;
- витамина Е;
- витамина С.
- Отсутствие какого витамина приводит к заболевания бери-бери?
- витамина К;
- витамина В;
- витамина С.
- Недостаток витамина Д приводит к заболеванию:
- куриная слепота;
- рахит;
- бери-бери.
II вариант
- Переизбыток витаминов вызывает:
- гипервитаминоз;
- авитаминоз;
- головокружение.
- Витамины были открыты:
- Эйкманом;
- Луниным;
- Фрунком.
- Источниками витамина Д являются:
- жирная рыба, масло, солнечный загар;
- свежие овощи, фрукты, молоко;
- водоросли, мясо, яйца.
- У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
- недостаток витамина В;
- недостаток витамина А;
- недостаток витамина Е.
- Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
- Цинга;
- Пеллагра;
- Рахит.
- Источниками витамина С являются:
- Продукты растительного происхождения;
- Продукты животного происхождения;
- Продукты растительного и животного происхождения;
VI Выучить §31, устно отвечать на вопросы в конце параграфа.
М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (химия-биология) по теме: «Витамины».
Низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме...
Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".
Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...
Конспект открытого урока в 10 классе «Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель».
Данный урок проводится в 10 классе перед изучением произведений Л.Н.Толстого. Цель урока - показать личность великого писателя, его многогранность....
Презентация к уроку по биологии на тему "Витамины"
Данная презентация рассматривает общие сведения о витаминах. Раскрывает историю появления,значения и их влияния на здоровье человека....
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Обращение и его роль в речи"
Методическая разработка урока в 5 классе по теме"Обращение и его роль в речи"...