Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа адресована для изучения биологии в общеобразовательной школе, для учащихся 5 класса по классно-урочной системе, рассчитана на 34 часа. За основу взята примерная программа основного общего образования по биологии, в соответствии со стандартом общего образования Министерства образования Российской Федерации. При изучении курса биологии используется учебник И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Биология: 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 128 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.docx | 57.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» на заседании МО Учителей ______________________ Руководитель МО __________________________ Протокол № ___ от «____»____________2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Цыремпилова Б.Ц. «____»________2020 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________________ Дониров БА Приказ № ___ от «____»__ ____ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет БИОЛОГИЯ
Класс 5 А, 5 В, 5Г
Учитель Чимитова Б.Б.
Количество часов по программе 34 ч.
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Данный учебный предмет входит в образовательную область естествознание.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе являются:
•социализация обучаемых.
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•Формирование научного мировоззрения ; формирование ценностного отношения к живой природе : гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни.
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений для применения полученных знаний в повседневной жизни.
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование экологической грамотности учащихся .
Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса составлена с учетом следующих документов;
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. Обязательный минимум содержания учебной программы;
2. Программы по биологии для 5-9 классов авторов Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. и др.
3. Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС. Биология. Издательский центр «Вентана-Граф» 2020год
4. Объем часов учебной нагрузки, определяемый учебным планом школы. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Бурятская гимназия №29».
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
5 класс – 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа адресована для изучения биологии в общеобразовательной школе, для учащихся 5 класса по классно-урочной системе. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультаций, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, дистанционное обучение. Для реализации модели дистанционного обучения в 5- 11 классах, согласно рекомендациям комитета образования г. Улан- Удэ на заседании методического объединения протокол № 4 от 20.03.2020 г. принято решение, использовать в 2020-2021 уч. году следующие образовательные платформы; 1. РЭШ. 2. ЯКЛАСС.
Принцип отбора материала: за основу взята примерная программа основного общего образования по биологии, в соответствии со стандартом общего образования Министерства образования Российской Федерации. При изучении курса биологии используется учебник И.Н. Пономарева, Николаев И.В., О.А. Корнилова, Биология: 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 128 с.
Содержание учебников освещает все предусмотренные школьной программой для 5 класса вопросы биологии. Учебник соответствуют требованиям государственного стандарта биологического образования, обязательному минимуму содержания образования. Они включают необходимый фактический и теоретический материал, снабжены иллюстрациями, рисунками, вопросы для повторения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Актуальность программы: Биология как учебный предмет – это одновременно и средство, позволяющее учащимся структурировать информацию об окружающем мире и о самих себе, и уникальный методический аппарат, обеспечивающий уникальные возможности познания и анализа окружающего мира. Любой человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с объектами живой природы, изделиями из них, прямыми или опосредованными результатами взаимодействия природы и человеческого сообщества. Наконец, человек сам является живым организмом. В современном сложном и интенсивно меняющемся мире невозможно определить стандартный набор знаний, который был бы достаточен для решения даже простейших биологических проблем. Даже в вопросах здоровой и безопасной пищи и повседневной гигиены (которые, как казалось всего-то поколение назад, для обывателя уже окончательно решены) постоянно появляются новые научные сведения, околонаучные домыслы, число рекламные утверждения, адекватное отношение к которым требует серьезных биологических знаний.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Национально-региональный компонент: Введение данного компонента является обязательным, так как формируется понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений и животных, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 20% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки.
Здоровьесберегающие технологии и работа с детьми с ОВЗ. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- посадка учащихся с нарушениями зрения, слуха за парты, ближние к доске;
- посадка часто болеющих детей за парты, далеко стоящие от наружной стены;
- проведение физкультминуток, офтальмотренажеров;
- соблюдение режима работы с интерактивными досками, компьютерами;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
2. Планируемые результаты усвоения учебного курса. Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего, продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Основные компоненты содержания:
Содержание курса биологии в 5 классе:
- Введение (1ч)
- Биология —наука о живом мире (8 ч)
- Многообразие живых организмов (11 ч)
- Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
- Человек на планете Земля (6 ч)
Всего: 34 ч, из них 1 ч. – резервное время, из них 4 ч – контрольная работа.
3. Содержание учебного курса
№ | Разделы | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами Биология — наука о живом мире (8 часов) | 1 | Наука о живой природе. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология. |
1 | Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | ||
1 | Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. | ||
1 | Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркало. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». | ||
2 | Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | ||
1 | Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. | ||
1 | Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной структуры. | ||
1 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника и рабочей тетради Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||
2 | Многообразие живых организмов (11 часов) | 1 | Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. |
1 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. | ||
1 | Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерийс растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями. НРК: Бактерии в естественных сообществах Бурятии. | ||
1 | Растения. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека. НРК: Флора Бурятии. | ||
1 | Царство Животные. Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных —гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. НРК: Фауна позвоночных животных Бурятии. | ||
1 | Значение растений и животных в природе и жизни человека. | ||
1 | Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). НРК: грибы Бурятии. | ||
1 | Многообразие и значение грибов. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. НРК: Редкие виды грибов РБ | ||
1 | Лишайники. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. | ||
1 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. | ||
1 | Обобщение и систематизация знаний по теме 2. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||
3 | Жизнь организмов на планете Земля (7 часов) | 1 | Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни. |
1 | Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. | ||
1 | Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. НРК: Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений (на примере местной флоры и фауны). | ||
1 | Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ. | ||
1 | Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. НРК: Редкие и исчезающие виды природных зон Бурятии и России, требующие охраны. | ||
1 | Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков. | ||
1 | Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. НРК: Уникальная Флора и фауна озера Байкал Обобщение и систематизация знаний по теме 3. | ||
1 | Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка | ||
4 | Человек на планете Земля (6 часов) | 1 | Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. |
1 | Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека. | ||
1 | Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. НРК: Особо охраняемые природные территории РБ, Красная книга РБ. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. | ||
1 | Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Обобщение и систематизация знаний по теме 4. Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4. | ||
1 | Итоговый контроль. Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. |
4 Тематическое планирование.
Содержание курса биологии в 5 классе:
Введение (1ч)
Биология —наука о живом мире (8 ч)
Многообразие живых организмов (11 ч)
Жизнь организмов на планете Земля (7 ч) Человек на планете Земля (6 ч)
Календарно-тематический план | |||||
№ п/п | Тема урока | Кол–во часов | Планируемые предметные результаты | Электронные ресурсы | Дата |
1 | Введение. Наука о живой природе | 1 | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7842/start/ | |
2 | Свойства живого | 1 | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | ||
3 | Методы изучения природы | 1 | Знать методы изучения природы. Уметь проводить наблюдения за живыми объектами, описывать процессы и явления, сравнивать, ставить несложные биологические эксперименты | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/start/232162/ | |
4 | Увеличительные приборы | 1 | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | https://resh.edu.ru/subject/lesson/50/ | |
5,6 | Строение клетки. Ткани | 1 | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции | https://resh.edu.ru/subject/lesson/56/ | |
7 | Химический состав клетки | 1 | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. Анализировать представленную на рисунках учебника | https://resh.edu.ru/subject/lesson/53/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7847/ | |
8 | Процессы жизнедеятельности | 1 | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7845/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7849/ | |
9 | Контрольная работа | 1 | Выявление уровня усвоения материала | ||
10 | Царства живой природы | 1 | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Объяснять сущность понятия - неклеточная форма жизни. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7851/ | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7852/ | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека НРК: Бактерии в естественных сообществах Бурятии. | 1 | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий | ||
13 | Царство Растения НРК: Флора Бурятии. | 1 | Характеризовать главные признаки растений. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Различать части цветкового растения Знать основные признаки представителей царства растений, основных групп растений, значение растений в жизни человека. Уметь определять принадлежность объекта к растениям | ||
14 | Царство Животные. НРК Фауна позвоночных животных Республики Бурятия | 1 | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных | ||
15 | Значение растений и животных в природе и для человека | 1 | Знать роль растений и животных. Уметь объяснять роль растений и животных. | ||
16 | Царство Грибы | 1 | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами | ||
17 | Многообразие и значение грибов НРК: Грибы Бурятии. | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7853/ | |
18 | Лишайники. НРК Лишайники Республики Бурятия | 1 | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | ||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человек | 1 | Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | ||
20 | Контрольная работа | 1 | |||
21 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Знать особенности сред обитания, обитателей сред, черты приспособленности. Уметь сравнивать, выделять черты приспособленности к определенным условиям | https://resh.edu.ru/subject/lesson/459/ | |
22 | Экологические факторы среды | 1 | Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор | ||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе НРК: Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений (на примере местной флоры и фауны). | 1 | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника | ||
24 | Природные сообщества НРК Природные сообщества окрестностей г. Улан-Удэ | 1 | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе | ||
25 | Природные зоны России НРК: Редкие и исчезающие виды природных зон Бурятии и России, требующие охраны. | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством | https://resh.edu.ru/subject/lesson/560/ | ||
26 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле | ||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. НРК: Уникальная флора и фауна озера Байкал | 1 | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/ | |
28 | Контрольная работа | 1 | |||
29 | Как появился человек на Земле | 1 | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития | https://resh.edu.ru/subject/lesson/561/ | |
30 | Как человек изменял природу | 1 | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | ||
31 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Называть животных, истреблённых человеком. Оценивать роль деятельности человека в природе. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. | ||
32 | Сохраним богатство живого мира НРК Особо охраняемые природные территории РБ. Красная книга Республики Бурятия | 1 | Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | ||
33 | Контрольная работа | 1 | |||
34 | Резервное время | 1 | Предметные: знать определение биологии как науки. Уметь выявлять взаимосвязь человека и других организмов, оценивать их значение. Приводить примеры организмов. Соблюдать правила работы в кабинете |
5 Формы контроля: Тестирование, опрос, терминологический диктант, письменные задания.
Система оценивания: Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
- Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- -текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- -аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- -аттестация по итогам года;
- -формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной инструментарий для оценки результатов: понятийные диктанты; задания на нахождение общего и различного; тестирования; решение кроссвордов; составление сообщений, презентаций; творческие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...