Урок биологии "Корень. Корневые системы", 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок биологии  по теме "Корень. Корневые системы"  , урок-исследование с применением поисковых методов обчения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii_v_6.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6-м классе

Тема урока: "Корень. Корневые системы".

Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения: исследовательский, поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Демонстрационное –компьютер, экран, мультимедиапроектор.

Лабораторное - гербарий “Типы корневых систем”.

Цель урока: ознакомление учащихся с корнем как функциональной структурой растительного организма; формирование знания о  видах корней и типах корневых систем.

Задачи урока:

1. Сформировать у школьников знания о видах корней и типах корневых систем, Познакомить с функциями корня. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

2. Продолжить формирование умений работать с биологическими терминами, учебником, развивать практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы. Развивать творческое мышление и монологическую речь.

3. Продолжить воспитание у учащихся коммуникативных навыков, воспитывать интерес к предмету.

Этапы урока:

  1. Организационный момент                                             (1 мин.)
  2. Актуализация знаний                                                     (5 мин.)
  3. Мотивация, сообщение цели и темы урока                 (2 мин.)
  4. Изучение нового материала                                          (20 мин.)
  5. Обобщение и систематизация знаний                          (4 мин.)
  6. Закрепление изученного материала                             (6 мин)
  7. Домашнее задание                                                          (1 мин.)
  8. Итог урока, рефлексия.                                                  (1 мин.)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Создание доброжелательной обстановки в классе. Психологический настрой учащихся на урок

     Цель:  Развитие умений самооценки готовности к уроку.

2. Этап - актуализация знаний:

Проверка Д/З.

1. Рассказ с биологическими ошибками.

     Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и  питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена – у пшеницы, кукурузы.

Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!

2.    Вставить пропущенные слова

(у каждого учащегося на парте лежит задание, после проверки, которого учитель обращает внимание на то, что этот текст в течение урока понадобится)

    Семя состоит из …, … и содержит запас …. ….. Запас питательных веществ семени находиться в …. В зародыше различают …, …, … и …. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют … если же в зародыше семени две семядоли, то такие растения называют …. Горох и яблоня – это … растения. А лук и кукуруза … растения.

3. Этап мотивации:

Цель: актуализация потребностно - мотивационных состояний

Учитель: Ребята, отгадайте загадку:

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растениям жизнь дают.

Учитель: Что же это?  (Правильно, корни).

Учитель: Как вы думаете: о чем сегодня будет идти речь на уроке? (О корнях)

Тема нашего урока:  «Корень.  Корневые системы»

(Учитель читает стихотворение):

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

                                             (В.Жак)

Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

О каком органе цветкового растения идёт речь?

Формулировка цели урока с учащимися из стихотворения (Изучить функции корня, виды корней, типы корневых систем)

4. Изучение нового материала.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование,   в ходе которого вы будете  выступать в роли исследователей.

А  объектом вашего  исследования будут корни и корневые системы.

Учитель: почему тему «Корень» мы изучаем после темы «Семена однодольных и двудольных растений»?

Мнение учащихся: корень развивается из зародышевого корешка, а зародышевый корешок из семени.

Учитель сообщает учащимся задачу урока:

     1.   Вам необходимо исследовать функции корня строение корня и изучить виды корней.

Функции корня:

Учитель: на слайде предложены картинки, по которым нужно определить функции корня.

Учитель: Корень всасывает из почвы воду и минеральные вещества.

1. Всасывание

Учитель:

      Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми  ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.

2. Укрепляет растение в почве.

3. Запасание питательных веществ

4. Вегетативное размножение

Учитель:      В течение жизни  у растения формируется много корней.

Исследование видов корней по группам

Учитель задает вопросы по группам (3). Учащиеся от каждой группы зарисовывают у доски виды корней

Вопрос 1:

Каким образом развивается главный корень? (Учащиеся работают с учебником.

Уч. стр. 89, 2 обзац).

Вопрос 2:

Каким образом образуются придаточные корни? (См. уч. стр. 90)

Вопрос 3:

Как возникают боковые корни? (Стр. 51)

Рассмотрели рисунок, нашли все виды корней.

Различают следующие виды корней:

Виды корней

                       Главный                                 Боковые                                Придаточные

Учитель вместе с учащимися формулирует вывод

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные.

Типы корневых систем:   Стержневая,        Мочковатая.

Задача 2. Вам необходимо исследовать типы корневых систем (стержневая и мочковатая) и  их строение.

Учитель: Ребята как вы думаете, зная строение семени можно определить тип корневой системы?

Проблема: можно ли по строению семени определить тип корневой системы

Учитель: Для этого нам необходимо вспомнить материал предыдущего урока, где мы все растения делили на однодольные и двудольные  в зависимости от строения семени.

Ребята вспоминают строение семени однодольных и двудольных растений. Приводят примеры однодольных и двудольных растений. (показывают их на слайде)

Гипотеза: зная строение семени однодольных и двудольных растений, мы сможем определить тип корневой системы.

Для этого необходимо выполнить  лабораторную работу:

Лабораторная работа «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем»

Цель: исследовать строение стрежневой и мочковатой корневых систем.

Оборудование: гербарий растений.

Задания.

  1. Рассмотрите на гербарном материале корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
  2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневые, какие – мочковатые.
  3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
  4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
  5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.
  6. Заполните таблицу.

Название растения

Особенности строения корневой системы

Тип корневой системы

Однодольное или двудольное растение

1.

2.

3.

    Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

(мочковатую корневую систему имеют однодольные растения, стержневую корневую систему имеют двудольные растения)

    Подтвердите или опровергните гипотезу.

Физминутка

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река…

Обернулись мы, и вот

Стало всё наоборот.

Слева - шумная дубрава,

Справа - быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

5. Обобщение и систематизация знаний.

        Учитель читает стихотворение. Учащимся необходимо содержанием стихотворения подтвердить изученное на уроке (коллективная работа).

Для чего же служит корень?

Корень нужен для того,

Что бы удержать растение,

В почве укреплять его.

А ещё он как насос

Надо нам решить вопрос:

Как он воду доставляет,

Как он соли добывает?

Знаем, корень мы один.

Есть придаточный и главный

Боковые сверх того.

И система корневая

Тоже разная бывает.

Если в сумме всех корней

Мы увидим главный корень,

То его сравним со стержнем,

Он как стержень, что тут спорить.

Если главного мы корня среди прочих не найдём,

То такую вот систему

Мочковатой назовём.

Стержневая та система

Для двудольных характерна.

Называем мы системой

Сумму всех корней растения

Для гороха и моркови,

Для бобов и для фасоли.

У пшеницы, ржи и риса,

У тюльпана и нарцисса

Главный корень не найдёшь.

К однодольным отнесёшь.

А теперь скажи, дружок,

Коль меня понять ты смог:

Так какая же система

Для пшеницы характерна?

Почему нельзя бобы

К однодольным отнести?

6. Закрепление изученного материала.

       Найдите соответствие (учащимся на парту дается таблица, стрелками необходимо соединить основные понятия с правильным определением понятий).

Учащиеся меняются работами и проверяют друг у друга задание по эталону, предложенному учителем на слайде.

      Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направленного на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1-вариант

Основные понятия

Определение понятий

1. Корневая система        

А. Система, состоящая из главного и боковых корне. В. Совокупность корней одного растения

2. Стержневая корневая система

Б. Корень, развивающийся из зародышевого корешка

3. Мочковатая корневая система

В. Совокупность корней одного растения Г. Система, состоящая из придаточных и боковых

4. Главный корень

Г. Система, состоящая из придаточных и боковых

5. Придаточные корни

Д. Длинные выросты наружных клеток корня, которые находятся в зоне всасывания Е.  Корни, отрастающие от стеблей и листьев, касающихся земли

6. Корневые волоски

Е.  Корни, отрастающие от стеблей и листьев, касающихся земли

(ответ: 1-в, 2-а, 3-г, 4-б, 5-е, 6-д).

2-вариант

Основные понятия

Определение понятий

1. Корни        

А. система всех корней растений

2. Корневая система        

Б. система, состоящая из главного и боковых корней

3. Главный корень        

В. корни, отходящие по бокам от стебля

4. Боковые корни        

Г. корень, уходящий в почву глубже всех

5. Придаточные корни        

Д. подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

6. Стержневая корневая система        

Е. корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней

(ответ: 1-в, 2-а, 3-г, 4-б, 5-е, 6-д).

Дополнительное задание для учащихся имеющих высокие учебные возможности.

*Игра “Кто лишний” (индивидуальная работа).

Фасоль, горох, соя, лук.

Пшеница, морковь, рис, кукуруза.

Одуванчик, щавель, овёс, картофель.

*Закончите предложения.

1.     Через корень растение получает из почвы … и ….

2.     Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3.     Все корни растения составляют его ….

4.     На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

7. Домашнее задание.

(дифференцированное)

1. Изучить параграф 19, знать основные понятия, рис. 59,60.

2. Составьте синквейн с понятием “Корень.

8. Итог урока, рефлексия.

     В конце урока ребятам предлагается небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Анкету необходимо выполнить в виде схемы, соединив необходимые пункты в правом и левом столбиках. Учащиеся оставляют анкету в рабочих тетрадях и сдают учителю.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

     Затем учитель собирает тетради. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет лабораторную работу, задание и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок онлайн. Корни. Корневые системы

Содержание урока:1. Функции корня2. Виды корней3. Типы корневых систем4. Зоны корня5. Видоизменения корней 1. Функции корня1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функци...

Урок "Корневая система растений"

Ключевые понятия:  растительный мир, низшие растения, высшие растения, жизненный цикл растений, корень, главный корень, придаточный корень, корневая система, зоны корня, минеральные удобрения, о...

Урок биологии в 7 классе КОУ "Виды корней. Корневые системы. "

Данный урок  имеет практическую напраленность, новоя тема кратко изложена с помощью опорного конспекта.  Для закрепления использован прием смыслового просмотра и обсуждения видеофр...

Урок на тему:"Корень и корневые системы"

Урок на тему:"Корень и корневые системы" для 7 классов...

технологическая карта урока Разнообразие корней. Корневые системы

Урок биологии в 6 классе по теме "Разнообразие корней. Корневые системы" с использованием цифровых образовательных ресурсов и платформ...