Главные вкладки
Урок биологии "Корень. Корневые системы" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Разработка урока биологии по теме "Корень. Корневые системы" для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_6_koren.doc | 560.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Корень. Типы корневых систем». 6кл.
Цель: сформировать представление о строении корня, как функциональной системы.
Задачи урока:
Образовательные: изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем.
Развивающие: развивать умение исследовать, сравнивать, обобщать, формировать навыки работы с биологическими терминами, учебником.
Воспитательные: воспитывать информационную культуру и коммуникативную компетентность.
Личностные
Регулятивные:
1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Познавательные:
2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)
Метапредметные:
1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.
2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках.
Тип урока: Комбинированный.
Базовые понятия: корень, функции корня, виды корней, корневые системы, пикировка.
Методы: поисковые, наглядные, словесно – репродуктивные.
Оборудование и материалы: компьютер, доска, проектор, презентация, учебник.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие, готовность к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Блиц-опрос «Угадай термин»
1). Оптический прибор, позволяющий изучать одноклеточные объекты.(Микроскоп)
2). Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки (Цитоплазма)
3). Пластиды зеленого цвета (Хлоропласты)
4). Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды (Плазматическая мембрана)
5). Органоид клетки, где хранится наследственная информация (Ядро)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности .
1.Прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним уровни организации жизни ( на доске):
клетка ткань ? (орган) организм
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать? Правильно, орган растений.
2. А вот какой, нам поможет узнать следующее задание.
Определите, что общего у всех этих объектов ( записаны на доске):
ЗУБ СЛОВО ВОЛОС УРАВНЕНИЕ НОГОТЬ
Правильно: корень. Значит, какую тему урока мы будем записывать?
Корень. Типы корневых систем.
IV. Изучение нового учебного материала.
1. Постановка задач. Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Ответы детей : (Растения выполняют космическую роль ( в буквальном и переносном смысле): благодаря энергии солнца, они образуют питательные вещества для всех обитателей планеты; выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль; укрепляют почву; выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).
Как мы выяснили, без растений жизни нет! Как же мы должны относится к тем, без которых жизнь немыслима? ( Заботится, беречь, и просто любить)!
А чтобы любить, надо ЗНАТЬ! Что же мы должны знать о корне?
- Функции
- Строение
- Типы корневых систем
Попробуйте дать определение, что такое корень.
Итак,корень –подземный, вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину. (Запись в тетерадь)
2. Составление кластера. А). Используя свой жизненный опыт, знания , которые приобрели в начальной школе, в 5кл по биологии, вы без труда определите, какую ответственную работу поручила природа этому подземному органу. Вы можете пользоваться учеником. Кластер выполняем на доске и в тетрадях, количество стрелок определяйте сами, в зависимости от того, сколькими функциями вы наделите корень :
?
Б). Теперь по слайду презентации проверьте себя.
Функции корня: - Опорная, закрепление в почве
- Минеральное питание
- Запасающая
- ?
В). Кто заполнил четвертую стрелку? ( если такие есть, значит им слово). Если никто не заполнил,задаю вопрос : Что же мы будем с ней делать, сотрём или будем думать, какую ещё работу могут выполнять корни? (Версии детей). Пользуясь учебником, таблицей, презентацией, давайте сравним ваши версии с написанным.
Дополнительные функции:
- вегетативное размножение
- дыхательная (дыхательные корни болотного кипариса);
- корни-подпорки (баньян);
- корни-прицепки (плющ, ваниль);
- корни- присоски (омела, повилика)
- поглощение воды воздушными корнями (орхидея)
- фиксация азота (клубеньки на корнях гороха, сои и др. бобовых)
- микориза (симбиоз гриба и корней дерева).
Для выполнения основных функций, корень должен иметь соответствующее …? (Строение)
3. Виды корней. Перед вами таблица, предложите задание, которое вам надо выполнить. (Сделать в тетрадях рисунок и подписать названия корней). Где вы будете искать нужную информацию? (В учебнике). На доске написать название корней. Кто быстрее выполнит это задание? ( Главный, боковые, придаточные).
Важно знать, из чего или где развиваются данные корни. Я буду давать вам эту информацию, ваша задача – определить, о каком из них я говорю (в единственном числе):
1). Это корень, развивающийся на главном и придаточных корнях (горох, фасоль). (Боковой)
2).Это корень, развивающийся из зародышевого корешка семени (морковь, редис). (Главный корень)
3). А откуда развивается придаточный корень, как у картофеля, подсолнечника, вы скажите сами. (От стеблей).
4. Корневые системы. Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Запишем в тетрадь.
Физминутка
Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая.
КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
стержневая мочковатая
(образуют главный и боковые корни) (образуют придаточные и боковые)
Перенесите схему в тетрадь. Ещё раз прочитайте схему, рассмотрите настенную таблицу, сравните эти корневые системы и сделайте вывод: чем стержневая система отличается от мочковатой. (Хорошо выражен главный корень).
Какие вы знаете растения со стержневой корневой системой? Как по внешнему виду растения определить его корневую систему? (Как правило, стержневая к.с. у двудольных растений, а у них сетчатое жилкование. Соответственно, растения с дуговым или параллельным расположением жилок, имеют мочковатую к.с.)
А сейчас мы проведем небольшую экскурсию. В нашем кабинете очень много цветов. Пройдитесь по кабинету и отберите растения с мочковатой к.с.
5. Практические знания. Говорят, что ростом растений можно управлять. Вы согласны с этим выражением? (Высказывания детей). Можете подтвердить своё мнение примерами? (Ответы детей).
Вы не раз, наверно, наблюдали, как ваши мамы, бабушки пересаживают рассаду помидор, цветов и называют это занятие смешным словом «пикировка», а вовсе не «пересадка». В чем смысл пикирования? Кто может ответиь? (Варианты детей). Если не догадались смотрим слайд презентации.
Пикировка – прищипка главного корня. Запись в тетради. Давайте попрогнозируем, какие изменения произойдут с корнями после этого процесса и что это даст всему растению. (Пикировка проводится с целью стимулирования разрастания корневой системы за счет образования боковых и придаточных корней, чем увеличивается площадь питания растений, а следовательно, и повышается их урожайность.
Закрепление и проверка уровня усвоения знаний. (Раздаются карточки с заданиями 1 и 2)
1. Найдите для каждого понятия соответствующее определение. Ответы запишите в тетрадь
Основные понятия | Определение понятий |
1.Корни | А) корни, отходящие по бокам от стебля |
2.Корневая система | Б) система, состоящая из главного и боковых корней |
3.Главный корень | Г) корень, уходящий в почву глубже всех |
4.Боковые корни | В) система, состоящая из придаточных и боковых корней |
5.Придаточные корни | Д) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве |
6.Стержневая корневая система | Ж) система всех корней растений |
7.Мочковата корневая система | Е) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней |
Ответы: 1-Д; 2- Ж; 3- Г; 4- Е; 5- А; 6- Б; 7- В
Оцените себя: Если справились без проблем- 5
Одна ошибка – 4
Две ошибки – 3
2. Заполните схему, записав в обозначенные фигурки только заглавные буквы понятий.
Функции корней Виды корней Типы
корневых систем
Проверка. Функции: О;М.п.; З. Виды корней: Г; Б; П. Типы к.с.: С; М.
3. Проверь себя ( для тех ребят, которые предыдущие задания выполнили вперед всех):
Подведение итогов.
- Ребята,какие задачи мы ставили на сегодняшний урок?
- Справились мы с ними?
- Какие понятия мы сегодня использовали ?
- Какие новые знания вы приобрели?
Д.З.: 1. Выучить записи в тетради. 2. Записать в словарик и выучить новые термины. 3. Подумать: почему у верблюжьей колючки корни растут в глубину до 20 м и больше? Дополнительное: приготовить тест или любое другое творческое задание.
Выставление оценок.
Кто, по вашему мнению, заслужил сегодня оценку «5»? «4»? «3»?
Рефлексия: У вас на столах карточки от 1 до 5, на какой балл вы оцениваете своё состояние от прошедшего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"
нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"
В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Конспект открытого урока "Строение корневой системы"
Конспект прилагается...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....