Урок на тему:"Корень и корневые системы"
план-конспект урока по биологии
Урок на тему:"Корень и корневые системы" для 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_7_klasse_koren_i_kornevye_sistemy.docx | 28.13 КБ |
koren._kornevye_sistemy._vidoizmeneniya_korney.ppt | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Астахова Т.Е.
Класс: 7
Тема: «Корень. Корневые системы. Видоизменения корней»
Цель:
- изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня, видоизменение корней;
- развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;
- воспитание бережного отношения к природе.
УУД:
Предметные – чётко называть виды корней и типы корневых систем;
Метапредметные – объяснять связь между всеми органами растений;
Личностные – уметь характеризовать растения по типу корневой системы.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат «корневой волосок», проростки пшеницы и гороха, презентация, инструкции к лабораторной работе, раздаточные карточки.
Тип урока: урок новых знаний.
Базовые понятия: главный, боковой, придаточный корни, мочковатая и стержневая корневые системы, геотропизм, пикировка.
Ход урока:
I. Орг. момент: (Слайд 1)
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых
А потом цветов нам стало жалко
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без …. расти они не станут.
Учащиеся называют тему урока и формулируют цели (Слайд 2).
II. Изучение нового материала.
Учитель: что вы уже знаете о корне?
Учащиеся: это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.
Формируем понятие геотропизм - рост корня к центру земли.
Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом: определяют сходство и отличия в корневых системах.
Виды корней: главный, боковой, придаточный (Слайд 3).
- Из чего развивается корень?
Творческий отчёт ученика по результатам проращивания семян пшеницы и гороха.
Обобщение и вывод по видам корней
Самостоятельная работа учашихся с карточками: объединить растения по типу корневых систем.
Сделать вывод о типах корневых систем. (Слайд 4,5,6)
Учащиеся: всасывают из почвы воду и минеральные вещества, удерживают растение в почве
Учитель: какая же часть корня помогает функции всасывания (Слайд 7).
Самостоятельная работа учащихся с натуральными объектами и микропрепаратом.
Вывод: корневой волосок – это одна клетка, которая обеспечивает функцию всасывания.
Учитель: рассмотрите кончик корня, есть ли какие-то заметные отличительные признаки (Слайд 5).
Учащиеся: находят корневой чехлик и определяют его функции.
Учитель: что произойдёт, если отщипнуть кончик корня? (Слайд 8).
Пинцировка и пикирование и их значение
Учитель: что вы думаете о длине корней разных растений (Слайд 9).
Обобщение и выводы по видам корней и типам корневых систем.
Учитель: Какие существуют видоизменения корней?
Учащиеся дают свои ответы. Учитель дополняет и демонстрирует слайды 10-14
III. Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности (слайд 15)
Оформление учащимися лабораторной работы по теме «Корень и корневые системы, строение корневого волоска».
Инструктивная карточка (слайд 16):
Лабораторная работа № ___
«Корень и корневые системы, строение корневого волоска»
Цель: знакомство с характерными признаками разных корневых систем.
Оборудование: корневые системы одуванчика и мятлика
Ход работы
- Рассмотрите данные вам корневые системы.
- Найдите среди них стержневую корневую систему по следующим признакам: хорошо развит главный корень, от которого отходят боковые корни.
- Выполните рисунок стержневой корневой системы. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие стержневую корневую систему.
- Зарисуйте мочковатую корневую систему. Вспомните, какие виды корней её образуют. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие мочковатую корневую систему.
- Зарисуйте корневой волосок. Подпишите рисунок.
- Оформите вывод.
IV.Закрепление (Слайд17).
Самостоятельная работа учащихся:
I. Вставьте пропущенные слова.
1. Совокупность корней растения называется … системой.
2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .
3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.
4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .
5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.
6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.
7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.
8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .
9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …
10. Из зародышевого корешка развивается … .
II. Найди соответствие. (Слайд 18)
А. Мочковатая | 1. Есть главный корень. |
Б. Стержневая | 2. Нет главного корня. |
В. Главный корень. | 3. Есть боковые и придаточные корни. |
Г. Боковые корни. | 4. Отрастает от главного корня. |
Д. Придаточные корни. | 5. Отрастает от стебля, листа. |
6. Развивается из зародышевого корешка. |
III. Выберите правильные утверждения (слайд 19).
- Рост корня неограниченный.
- Корневой волосок многоклеточный.
- Зона роста находится на кончике корня.
- Длина корня не зависит от условий среды обитания.
V. Взаимопроверка и оценивание
VI.Домашнее задание: Слайд 20
Стр. 142 учебника
Подготовить сравнительную характеристику двух растений, прочитать сообщение «Использование корней растений в пищу, в медицине»
VII. Рефлексия
Вопросы к обучающимся:
- Что было известным Вам ещё до нашего урока?
- Что нового Вы узнали?
- Что Вас удивило?
- Что было самым простым на уроке?
- Что было самым сложным?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Корень. Корневые системы. Видоизменения корней» Цель : изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня; развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока; воспитание бережного отношения к природе..
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений. Типы корневых систем
Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений. Типы корневых систем
Внутреннее строение корня: Какими тканями образованы данные зоны?
Пинцировка – удаление верхушки побега или части главного корня молодого растения. После пинцировки активно растут боковые ветви или боковые корни растения. Пикировка – пересадка растений в молодом возрасте. После пикировки растения получают большую площадь питания, что способствует их лучшему росту и развитию.
Видоизменения корней:
Воздушные корни
Выполните лабораторную работу « Корень и корневые системы, строение корневого волоска »
Лабораторная работа № ___ «Корень и корневые системы, строение корневого волоска» Цель : знакомство с характерными признаками разных корневых систем. Оборудование : корневые системы одуванчика и мятлика Ход работы Рассмотрите данные вам корневые системы. Найдите среди них стержневую корневую систему по следующим признакам: хорошо развит главный корень, от которого отходят боковые корни. Выполните рисунок стержневой корневой системы. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие стержневую корневую систему. Зарисуйте мочковатую корневую систему. Вспомните, какие виды корней её образуют. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие мочковатую корневую систему. Зарисуйте корневой волосок. Подпишите рисунок. Оформите вывод. Материал: Растения с корнями, учебник Ход работы: Рассмотрите корневые системы растений. 2. Как называются корневые системы растений? Зарисуйте и надпишите их части. Сделайте вывод , в котором сравните два типа корневых систем и укажите преимущества каждой из них.
Закрепление I . Вставьте пропущенные слова. 1. Совокупность корней растения называется … системой. 2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … . 3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней. 4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … . 5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней. 6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему. 7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему. 8. Корни, которые отрастают от главного, называются … . 9. Придаточными называются корни, которые отрастают от … 10. Из зародышевого корешка развивается … .
А. Мочковатая 1. Есть главный корень. Б. Стержневая 2. Нет главного корня. В. Главный корень. 3. Есть боковые и придаточные корни. Г. Боковые корни. 4. Отрастает от главного корня. Д. Придаточные корни. 5. Отрастает от стебля, листа. 6. Развивается из зародышевого корешка. II . Найди соответствие .
III. Выберите правильные утверждения. Рост корня неограниченный. Корневой волосок многоклеточный. Зона роста находится на кончике корня. Длина корня не зависит от условий среды обитания.
Домашнее задание: Стр. 142 учебника Подготовить сравнительную характеристику двух растений, прочитать сообщение «Использование корней растений в пищу, в медицине»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."
При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...
Обобщающий урок по теме "Корень" (урок-игра)
Уроки проводимые в игровой форме способствуют повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же более быстрому и легкому закреплению пройденного материала....
Заключительный урок по теме "Корень" с презентацией.
Подобный урок пригодится коллегам при проведении открытого урока. Урок подготовлен в форме игры. Ребята делятся на команды и пройдя станцию получают завоёванные баллы. В презентации вы може...
разработка урока по теме "Коренной перелом в войне"
Урок с применением ИКТ - технологий. Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны. Интерес к Сталинграду не ослабевает, ...
Урок по теме "Корень", Ботаника
Презентация подготовлена для учащихся 6 класса, к уроку по теме "Корень"...
Проверочная работа по биологии по теме "Корень. Типы корневых систем», 6 класс
Проверочная работа проводится после изучения темы "Корень. Типы корневых систем"...
Презентация по биологии на тему "Корень. Виды корневых систем."
Строение корня. Функция корня. Виды корневых систем....