Урок на тему:"Корень и корневые системы"
план-конспект урока по биологии

Татьяна Егоровна Астахова

Урок на тему:"Корень и корневые системы" для 7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Астахова Т.Е.

Класс: 7

Тема: «Корень. Корневые системы. Видоизменения корней»

Цель:

  • изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня, видоизменение корней;
  • развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;
  • воспитание бережного отношения к природе.

УУД:

Предметные – чётко называть виды корней и типы корневых систем;

Метапредметные – объяснять связь между всеми органами растений;

Личностные – уметь характеризовать растения по типу корневой системы.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «корневой волосок», проростки пшеницы и гороха, презентация, инструкции к лабораторной работе, раздаточные карточки.

Тип урока: урок новых знаний.

Базовые понятия: главный,  боковой, придаточный корни, мочковатая и стержневая корневые системы, геотропизм, пикировка.

Ход урока:

I. Орг. момент: (Слайд 1)

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых

А потом цветов нам стало жалко

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются.

Почему осыпались и вянут?

Без …. расти они не станут.

Учащиеся называют тему урока и формулируют цели  (Слайд 2).

II. Изучение нового материала.

Учитель: что вы уже знаете о корне?

Учащиеся: это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.

Формируем понятие геотропизм  - рост корня к центру земли.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом: определяют сходство и отличия в корневых системах.

Виды корней: главный, боковой, придаточный (Слайд 3).

- Из чего развивается корень?

Творческий отчёт ученика по результатам проращивания семян пшеницы и гороха.

Обобщение и вывод по видам корней

Самостоятельная работа учашихся с карточками: объединить растения по типу корневых систем.

Сделать вывод  о типах корневых систем. (Слайд 4,5,6)

Учащиеся: всасывают из почвы воду и минеральные вещества, удерживают растение в почве

Учитель: какая же часть корня помогает функции всасывания (Слайд 7).

Самостоятельная работа учащихся с натуральными объектами и микропрепаратом.

Вывод: корневой волосок – это одна клетка, которая обеспечивает функцию всасывания.

Учитель: рассмотрите кончик корня, есть ли какие-то заметные отличительные признаки (Слайд 5).

Учащиеся: находят корневой чехлик и определяют его функции.

Учитель: что произойдёт, если отщипнуть кончик корня? (Слайд 8).

Пинцировка и пикирование и их значение

Учитель: что вы думаете о длине корней разных растений (Слайд 9).

Обобщение и выводы по видам корней и типам корневых систем.

Учитель: Какие существуют видоизменения корней?

Учащиеся  дают свои ответы. Учитель дополняет и демонстрирует слайды 10-14

III. Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности (слайд 15)

Оформление учащимися лабораторной работы по теме «Корень и корневые системы, строение корневого волоска».

Инструктивная карточка (слайд 16):

Лабораторная работа № ___

«Корень и корневые системы, строение корневого волоска»

Цель: знакомство с характерными признаками разных корневых систем.

Оборудование: корневые системы одуванчика и мятлика

Ход работы

  1. Рассмотрите данные вам корневые системы.
  2. Найдите среди них стержневую корневую систему по следующим признакам: хорошо развит главный корень, от которого отходят боковые корни.
  3. Выполните рисунок стержневой корневой системы. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие стержневую корневую систему.
  4. Зарисуйте мочковатую корневую систему. Вспомните, какие виды корней её образуют.  Подпишите рисунок и  на рисунке корни, образующие мочковатую корневую систему.
  5. Зарисуйте корневой волосок. Подпишите рисунок.
  6. Оформите вывод.

IV.Закрепление (Слайд17).

Самостоятельная работа учащихся:

I. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

II. Найди соответствие. (Слайд 18)

А. Мочковатая

1. Есть главный корень.

Б. Стержневая

2. Нет главного корня.

В. Главный корень.

3. Есть боковые и придаточные корни.

Г. Боковые корни.

4. Отрастает от главного корня.

Д. Придаточные корни.

5. Отрастает от стебля, листа.

6. Развивается из зародышевого корешка.

III. Выберите правильные утверждения (слайд 19).

  1. Рост корня неограниченный.
  2. Корневой волосок многоклеточный.
  3. Зона роста находится на кончике корня.
  4. Длина корня не зависит от условий среды обитания.

V. Взаимопроверка и оценивание

VI.Домашнее задание: Слайд 20

Стр. 142 учебника

Подготовить сравнительную характеристику двух растений, прочитать  сообщение «Использование корней растений в пищу, в медицине»

VII. Рефлексия

Вопросы к обучающимся:

  • Что было известным Вам ещё до нашего урока?
  • Что нового Вы узнали?
  • Что Вас удивило?
  • Что было самым простым на уроке?
  • Что было самым сложным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без …. расти они не станут.

Слайд 2

Тема: «Корень. Корневые системы. Видоизменения корней» Цель : изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня; развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока; воспитание бережного отношения к природе..

Слайд 5

Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений. Типы корневых систем

Слайд 6

Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений. Типы корневых систем

Слайд 8

Внутреннее строение корня: Какими тканями образованы данные зоны?

Слайд 9

Пинцировка – удаление верхушки побега или части главного корня молодого растения. После пинцировки активно растут боковые ветви или боковые корни растения. Пикировка – пересадка растений в молодом возрасте. После пикировки растения получают большую площадь питания, что способствует их лучшему росту и развитию.

Слайд 10

Видоизменения корней:

Слайд 11

Воздушные корни

Слайд 15

Выполните лабораторную работу « Корень и корневые системы, строение корневого волоска »

Слайд 16

Лабораторная работа № ___ «Корень и корневые системы, строение корневого волоска» Цель : знакомство с характерными признаками разных корневых систем. Оборудование : корневые системы одуванчика и мятлика Ход работы Рассмотрите данные вам корневые системы. Найдите среди них стержневую корневую систему по следующим признакам: хорошо развит главный корень, от которого отходят боковые корни. Выполните рисунок стержневой корневой системы. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие стержневую корневую систему. Зарисуйте мочковатую корневую систему. Вспомните, какие виды корней её образуют. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие мочковатую корневую систему. Зарисуйте корневой волосок. Подпишите рисунок. Оформите вывод. Материал: Растения с корнями, учебник Ход работы: Рассмотрите корневые системы растений. 2. Как называются корневые системы растений? Зарисуйте и надпишите их части. Сделайте вывод , в котором сравните два типа корневых систем и укажите преимущества каждой из них.

Слайд 17

Закрепление I . Вставьте пропущенные слова. 1. Совокупность корней растения называется … системой. 2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … . 3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней. 4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … . 5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней. 6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему. 7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему. 8. Корни, которые отрастают от главного, называются … . 9. Придаточными называются корни, которые отрастают от … 10. Из зародышевого корешка развивается … .

Слайд 18

А. Мочковатая 1. Есть главный корень. Б. Стержневая 2. Нет главного корня. В. Главный корень. 3. Есть боковые и придаточные корни. Г. Боковые корни. 4. Отрастает от главного корня. Д. Придаточные корни. 5. Отрастает от стебля, листа. 6. Развивается из зародышевого корешка. II . Найди соответствие .

Слайд 19

III. Выберите правильные утверждения. Рост корня неограниченный. Корневой волосок многоклеточный. Зона роста находится на кончике корня. Длина корня не зависит от условий среды обитания.

Слайд 20

Домашнее задание: Стр. 142 учебника Подготовить сравнительную характеристику двух растений, прочитать сообщение «Использование корней растений в пищу, в медицине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Обобщающий урок по теме "Корень" (урок-игра)

Уроки проводимые в игровой форме способствуют повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же более быстрому и легкому закреплению пройденного материала....

Заключительный урок по теме "Корень" с презентацией.

Подобный урок пригодится коллегам при проведении открытого урока. Урок подготовлен в форме игры. Ребята делятся  на команды и пройдя станцию получают завоёванные баллы. В презентации вы може...

разработка урока по теме "Коренной перелом в войне"

Урок с применением ИКТ - технологий. Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны. Интерес к Сталинграду не ослабевает, ...

Урок по теме "Корень", Ботаника

Презентация подготовлена для учащихся 6 класса,  к уроку по теме "Корень"...

Проверочная работа по биологии по теме "Корень. Типы корневых систем», 6 класс

Проверочная работа проводится после изучения темы "Корень. Типы корневых систем"...

Презентация по биологии на тему "Корень. Виды корневых систем."

Строение корня. Функция корня. Виды корневых систем....