Конспект открытого урока "Строение корневой системы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе
«Строение корневой системы»
Составитель: Тарасова Инна Евгеньевна.
Урок изучение нового материала по теме: «Строение корневой системы».
Цель урока: Сформировать понятие о корнях, показать их значение
Задачи урока Образовательные:
- Расширить знания о строении корня и типах корневых систем.
- Сформировать представление о видоизменениях корней, их значениях в жизни растений, природы в целом и жизни человека.
Развивающие:
Развивать умение:
- работы с натуральными объектами
- сравнивать различные корни
- выявлять зависимость строения корней от мест их обитания
- обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
-бережное отношение к окружающей среде
Оборудование:
Таблица «Внешнее и внутреннее строение корня». «Корневые системы условия обитания», «Видоизменение корней. Корнеплоды»
Комнатное растение герани, стеклянная и резиновая трубки, пластилин, штатив, раствор чернил.
Графопроэктор
Коллекция гербарий растений.
Тип урока: изучение нового материала.
- Организационный момент.
Приветствие ,выявление отсутствующих учащихся и причины отсутствия, создание рабочего настроения в классе.
- Изучение нового материала.
Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Корень».
Заглянув в толковые словари, я попыталась найти объяснение слову «корень». И оказалось, что это слово имеет несколько значений. Например, по толковому словарю Ожогова:
- в грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.
- в переносном значении: «начало», «источник».
- в математике: число, которое при возведении его в определенную степень, дает данное число.
- и с биологической точки зрения, мы попробуем определить вместе.
Давайте вспомним, какие бывают органы растений?
(вегетативные и генеративные).
Какие органы относятся к вегетативным и генеративным органам?
К каким органам относится корень?
Какие функции, по вашему мнению, выполняет корень?
ФУНКЦИИ КОРНЯ:
- корни укрепляют растение в почве.
- через корни растение получает воду и растворенные в ней минеральные вещества т.е корень обеспечивает почвенное питание.
Это две самые основные функции корня, но не все, на остальных остановимся позже.
Давайте теперь рассмотрим строение корня более подробно.
Работа с таблицами.
Размер и форма корней растений зависит от условий их произрастания. Например, у верблюжий колючки, растущей на песчаной почве, корень будет проникать глубоко в почву и иметь большую длину.
Как вы думаете почему?
В пустынях влага находится глубоко, поэтому ей приходится воду добывать с большой глубины. Субстрат- песок, вторая функция закрепление. А вот у злаков разросшаяся корневая система Место их обитания - степь. Какие условия обитания в степи?
Здесь тоже мало осадков летом, но много весной. Поэтому корней много, чтобы впитать из верхнего слоя воду. А еще здесь много копытных животных.
Обратим внимание на растение тундры, лисохвост. Корневая система у него плохо развита и находится в верхних слоях почвы. Почему?
Здесь вечная мерзлота и холод, лишь только летом прогревается и освобождается от льда верхний слой почвы. Поэтому корни располагаются в верхнем слое и занимают не большую площадь.
На протяжении всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые.
Совокупность всех корней называется - корневой системой.
Давайте рассмотрим строение корневых систем.
( Записать в тетради)
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
СТЕРЖНЕВАЯ (развит главный и боковые корни)
На своих столах вы видите гербарии растений. Определите их корневую систему и запишите как примеры.
Осуществляется взаимоконтроль.
Работа с таблицей
Теперь рассмотрим строение корня более подробно.
Кончик корня покрыт- корневым чехликом. Он защищает верхушку корня от твердых частичек почвы, которые могут ее поранить. Чехлик состоит из нескольких слоев клеток. Наружние, постоянно погибают, после чего они превращаются в слизь, облегчая движение корня в почве.
Из какой ткани будет образован чехлик?
(образовательной)
Если клетки постоянно погибают, то почему чехлик никогда не исчезает? Оказывается, все дело в том, что под корневым чехликом расположены клетки которые активно делятся - это зона деления( 1 мм.). Далее идет зона растяжения 3-9 мм. в длину. Молодые клетки здесь постоянно растут, удлиняются, в результате чего корень растет в длину.
Выше зоны растяжения расположена зона всасывания или поглощения- которая образована особыми выростами наружных клеток этой зоны - корневыми волосками. Они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Срок жизни этих волосков всего несколько дней, а потом они отмирают.
Следующая зона проведения - которая должна доставить воду и растворенные минеральные вещества из корня в надземные части растения. Из какой ткани будет состоять зона проведения?
( из проводящей)
Какое строение и функции имеет эта ткань?
Но как же сделать так, чтобы вода поднялась из корня к листьям, плодам, цветкам?
Для этого нужна определенная сила или давление.
Сила, обеспечивающая подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям- называют корневым давлением.
Давайте проведем опыт, наглядно доказывающий силу корневого давления.
Практическая работа.
Оборудование: растение герани, резиновая и стеклянная трубки, раствор чернил, штатив.
Ход работы:
- Срежем растением на расстоянии 2-4 см. от уровня почвы. Наденем на него резиновую трубку с отверстием. Сверху на трубку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении.
- Польем растение теплой водой с окрашенным раствором чернил.
Какой водой лучше всего поливать воду?
(комнатной температуры)
Итог: через некоторое время заметим, что в стеклянной трубке появилась жидкость.
Вывод: корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх, к стеблям и листьям.
Вернемся теперь к остальным функциям корней.
Есть корни, которые отличаются от обычных и их называют видоизмененными.
подпорки прицепки
- Корнеплоды - в них запасаются питательные вещества ( в главном корне), морковь, свекла.
- Корневые клубни - питательные вещества запасаются в придаточных и боковых корнях (топинамбур, георгин).
- Опорные - столбовидные - у баньяна.
- Корни - прицепки- для удержания за кору дерева или неровности стен (плющ).
- Дыхательные - в заболоченных местах, где мало кислорода ( монстера).
Закрепление изученного материала.
- Подумайте, как из стержневой можно сделать мочковатую корневую систему?
- Зачем люди окучивают картошку?
- Каковы основные функции корня?
- Какие типы корневых систем вы знаете?
- Что такое корневое давление?
- Перечислите основные зоны корня и их функции.
Домашнее задание: Стр.38 ; придумать рассказ про жизнь корня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Строение корневой системы"
Конспект и анализ урока в 6 классе по программе В.В. Пасечника....
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».
Конспект открытого урокапо теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....
Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»
Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...
строение корневой системы
строение корневой системы...
Конспект открытого урока "Строение цветка" (6 класс)
Цепознакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений; создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, р...