План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок: Цветок – как орган семенного размножения, виды цветов, значение в природе и жизни человека. (6 класс)
Цели и задачи урока:
- продолжить работу над понятиями вегетативные органы и генеративные, цветок-орган семенного размножения, сформировать понятие о строении тычинки и пестика, находить характерные признаки околоцветников разных типов, понятия - двудомные и однодомные;
- развивать умения описывать строение цветка на живых объектах и на гербарном материале, рисунках;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, природоохранительные аспекты.
Оборудование: презентации « Разнообразие цветов» под музыку Чайковского «Вальс цветов» и « Строение цветка», живые цветы, цветы в горшочках, гербарий, таблица, рисунки детей « Мой любимый цветок», схемы, раздаточный материал «Строение цветка». По ходу урока за каждый правильный ответ дети набирают фишки, если набрали 5, оценка.
Ход урока.
- Организационный момент.
Уч-ль: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсы, кто догадался, какой?
Правильно, цветок. Значение цветов в природе и жизни человека, строение, виды. Для того чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
(зачитать стихотворение)
« Цветочный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб сегодня отличиться,
Надо очень потрудиться.
Уметь мыслить, рассуждать,
Почаще руку поднимать.
Вам, я думаю, все по плечу,
Ведь я вас второй год учу.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за всех!
2. Изучение новой темы.
А) Вводная беседа. « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил замечательный человек Ганс Христиан Андерсен, кто это такой? – Великий сказочник.
И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.
Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.
( прослушать фрагмент « Валь цветов» Чайковского, просмотр презентации).
Б) Проблемный вопрос: А когда на земле появились цветы?
- Заслушать ответы уч-ся.
Уч-ль: Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.
В) Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.
Г) «Самый, самый».
Дети рассказывают о рекордсменах- цветах.
- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)
- А у орхидеи цветок цветет от 45-50 дней…
- У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.
- Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…
- В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.
- А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.
Вывод: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.
Д) А знаете ли вы, что Москва начала строится на цветах?
Рассказ о начале строительства Москвы, по книге
« Легенды о цветах» С. Красиков Москва, Молодая гвардия 1990г.
Е) Лирическая страничка ( стихи и загадки о цветах)
Синенький звонок висит,
Никогда не говорит. ( Колокольчик)
Белым шариком пушистым,
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. ( Одуванчик)
Даже ночью муравьишка,
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари:
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. ( Ландыши)
( дети отвечают, могут загадать и свои загадки, и стихи) .
- Задание для родителей.
Уч-ль: одну загадку я вам напечатала, вы ее попробуете разгадать вместе с вашими родителями.
Ты попробуй угадать,
Кто такие братьев пять,
Двое бородатые,
Двое безбородые,
А последний пятый,
Выглядит уродом,
Только справа борода,
С лева нету и следа.
Ж) Ребята о цветах не только есть стихи и загадки, очень много и легенд. Рассказ о цветке нарциссе.
- жил очень красивый и стройный юноша - Нарцисс, он очень себя любил, и везде старался увидеть свое отражение, чтобы полюбоваться собой. Однажды он сидел у ручья, ничего не делая, и никого вокруг не замечая. В это время бог проходил по земле и поздоровался с ним, юноша не ответил. И тогда разгневанный бог превратил его в нарцисс, сказав при этом:
- Ты никогда не поднимешь голову к солнцу, будешь вечно смотреть вниз.
З) Заранее подготовленный ребенок поднимает руку и говорит о том, что именами цветов называют людей - Роза, Василек, Маргарита, Анюта, Жасмин, Любка - двулистная, Иван-да-марья …
И) Язык цветов. Живым дарят только нечетное количество.
Уч-ль: я вам даю всем памятку, что обозначает каждый цветок, запомните и сохраните, а то вдруг подарите любимой девушке желтый цветок и не поймете, почему она сердится.
Памятка
Белая роза - ваша красота обворожительна.
Желтая роза – намек на разлуку.
Красная роза – я пылко люблю.
Ноготки – я ревную.
Тюльпан – у меня истинная любовь.
Фиалка – вы скромны.
Василек – я вам верю.
Ирис – вы непостоянны.
Ландыш – будем счастливы.
Незабудка – не забывайте меня.
Нарцисс – у вас есть соперница.
Маргаритка – вы красивы.
Анютины глазки – я думаю только о вас.
Лилия – вы чисты.
Ромашка – прощай.
Гвоздика – большая любовь.
Колокольчик и синие цветы – вы мужественны.
Проблемный вопрос. Теперь нам с вами надо ответить на вопрос:
Какое значение в природе и жизни человека имеют цветы?
1. Способствуют образованию семян, т.е. размножению.
2. Украшают природу.
3. Вырабатывают нектар, собираемый пчелами.
4. Розовое масло - получают духи.
5. Лекарственные средства.
6. Цветочные часы
4-5 утра цикорий,
чуть позже – осот,
6 - одуванчик, лен,
7 утра – картофель,
8 полевая гвоздика,
9- ноготки,
10 белая лилия,
19 час- распускается душистый табак,
20- ночная фиалка,
22 – лунник,
24- царица ночи.
Задание детям - поискать дополнительные сведения.
3. Физкультминутка.
При неверном утверждении, присаживаемся,
при правильной - встаем и руки поднимаем вверх,
потрясывая пальчиками.
- растения состоят из клеток; +
- хромопласты это зеленые пластиды;-
- каждая клетка растений имеет ядро; +
- фотосинтез - функция зеленых хлоропластов; -
-главный корень – состоит из множества мелких корешков; -
- у малины сложный лист. +
- колючки кактуса видоизменения корней; -
( кто ошибся, вернули фишки)
4. Изучение строения цветка.
Теперь наша с вами задача изучить строение цветка.
( Работа по презентации, презентация прилагается).
Виды цветов, строение цветка (рассматривается презентация с комментированием учителя о строении цветка, цветы двуполые и разнополые, двудомные и однодомные).
5. Лабораторная работа по инструктивной карте.
Строение цветка. ( раздаточный материал « Строение цветка», гербарий детей собранный летом)
1.Соберите схему цветка. Зарисуйте в тетрадях.
2. Как называются части цветка. Подпишите.
3. Рассмотрите строение тычинки. Подпишите.
4. Рассмотрите строение пестика. Подпишите.
5. Рассмотрите свою коллекцию цветов (гербарий), цветы с какими особенностями вы нашли в ней.
6. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик - главные части цветка, запишите в тетрадях.
6. Закрепление. а) Задания в презентации (Выполняют у доски) Дать определение новых слов.
Б) Написать тест, (на парте карточки) задание: поставьте соответствие букв - цифрам:
1.Цветок-
2. Околоцветник-
3. Двудомные-
4. Пестик-
5. Тычинка-
6. Однодомный-
7. Двуполый-
а) на разных растениях пестичные и тычиночные цветы
б) мужская часть цветка
в) женская часть цветка
г) орган семенного размножения
д) в одном цветке и пестики и тычинки
е) на одном растении и пестичные и тычиночные цветы
ж) состоит из лепестков венчика и чашелистиков.
( дети ставят к цифре – букву, проверяют по слайду на доске, исправляют самостоятельно, но устно поднимают руку, у кого какая оценка.)
Нормы – нет ошибок – «5»
1-2 – оценка «4»
3-4 – оценка «3»
7. Итог урока: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. На следующий урок у нас с вами задача познакомиться с соцветиями, опылением цветов.
Выставление оценок, оценка урока.
8. Д/З: подготовить сообщение « Легенды о цветах», выучить текст учебника, по гербарию определит особенности цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Строение клетки" 9 класс
Данный урок сделан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разбит на этапы. Перед каждым этапом ставится цель. Для проведения урока используется сайт ФЦИОР. Проводится исследовательская работа по изу...
Урок биологии по теме "Строение клетки" в 10 классе
Разработка урока по биологии (10 класс)...
Конспект урока биологии по теме « Строение клетки» в 10 классе
Задачи:- общеобразовательная: дать представление о строении растительной и животной клетке, их органоидах, изучить химический состав клетки- воспитывающая: формировать экологическую культуру.- развива...
Презентация к уроку биологии на тему: Строение и работа сердца 8 класс
Презентация "Строение и работа сердца" является наглядным материалом к проведению урока.Она сопровождает рассказ учителя на протяжении издожения нового материала....
Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс
Цели урока:1.Обучающая: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними.2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятель...
план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...
Подробный план-конспект урока биологии по теме: Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС.
Подробный план-конспект урока биологии по теме:Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС...