САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (9 класс)
Перед учителем биологии стоит задача- помочь обучающимся эффективно изучать материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень их знаний. Учащиеся должны уметь четко излагать свои мысли, анализировать и обобщать изученный материал, выделять главное в материале, проводить сравнения, что способствует развитию наблюдательности, памяти, стремлению к познанию нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samost._raboty_1.odt | 12.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Перед учителем биологии стоит задача- помочь обучающимся эффективно изучать материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень их знаний. Учащиеся должны уметь четко излагать свои мысли, анализировать и обобщать изученный материал, выделять главное в материале, проводить сравнения, что способствует развитию наблюдательности, памяти, стремлению к познанию нового.
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного ученика - умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета умений и навыков индивидуально- личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса- воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач требует повышение роли самостоятельной работы учеников над учебным материалом, усиления ответственности учителя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста учеников, воспитание их творческой активности и инициативы.
Введение в практику учебных программ модулей с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. В соответствии с ФГОС в учебный процесс введена самостоятельная работа учащихся по предметам химии биологии.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является обязательной, для каждого учащегося, определяется учебным планом и составляет 33% от общего объема педагогических часов. Самостоятельная работа выполняется в рамках предметов химия и биология, под руководством учителя, как в аудиторное, так и в неаудиторное время. Самостоятельная работа учащихся направлена на формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развитие познавательных способностей
Материалы самостоятельных работ разрабатываются учителем и включают в себя основные документы, в том числе:
- инструкции, направляющие учащихся в процессе самостоятельной работы
– задания, соответствующие основным разделам рабочей программы
– тематика рефератов, докладов и творческих работ
– списки основной и дополнительной литературы
– виды консультативной помощи
– виды и формы контроля
--критерии оценок
– сроки представления работы
Учащийся обязан:
– перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал,
пройденный на аудиторных занятиях.
– выполнить работу, согласно заданию.
– по каждой самостоятельной работе представить учителю отчет в письменном виде.
– ответить на поставленные вопросы.
Методические рекомендации для учащихся:
1. Методика ведения записей прочитанного.
2. Рекомендации по написанию рефератов.
3. Рекомендации по составлению конспекта.
4. Правила оформления списка литературы.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений
учеников, углубления и расширения теоретических знаний.
– формирование умений использовать справочную литературу.
– развитие познавательных способностей и активности учеников, творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и
самореализации
– развитию исследовательских умений
К функциям самостоятельной работы относятся:
Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам
деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся)
Информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях,
неподкрепленная самостоятельной работой, становится
малорезультативной)
Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное
ускорение)
Исследовательская (новый уровень профессионального- творческого мышления)
Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста)
В основе самостоятельной работы лежат принципы:
– самостоятельности
– развивающейся творческой направленности
– целевого планирования
– личностно- деятельного подхода
Формы самостоятельной работы обучающихся:
1. Конспектирование
2. Реферирование литературы
3. Аннотирование книг, статей
4. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
5. Углубленный анализ научно- методической литературы
6. Работа с лекционным материалом: проработка конспектов лекций, работа с терминами,
дополнение конспекта материалами из рекомендуемой литературы.
7. Участие в работе семинара: подготовка сообщений, докладов, заданий.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1. Вводный- выбор темы, работа над планом и введением.
2. Основной---работа над содержанием и заключением реферата.
3 Заключительный--- оформление реферата.
4. Защита реферата.
Структура реферата:
– Титульный лист
– Содержание: план или оглавление реферата с указанием страниц, глав, разделов.
– Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость, перечисление
вопросов, определение целей и задач работы. Объем введения составляет 2-3
страницы.
--Основная часть: может состоять из двух-трех разделов, которые имеют название,
выражающее суть реферата. В основной части глубоко и систематизировано
излагается суть изучаемого вопроса.
– Заключение: формулируются результаты рассматриваемого вопроса, даются предложения
о способах решения существенных вопросов.
– Список литературы.
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
Тема №1. Введение 1 час
Методы биологических исследований 1 час.
Тема №2. Молекулярный уровень 5 часов
Роль воды в живых организмах 2 часа
Роль биополимеров в жизни клетки 3 часа
Тема№3. Клеточный уровень 7 часов
Клеточная теория 1 час.
Строение и функции основных органоидов клетки 2 часа
Обмен веществ и энергии в клетке 1 час
Способ деления клетки- митоз 2 часа
Автотрофы и гетеротрофы 1 час
Тема №4. Организменный уровень 7 часов
Виды размножения организмов 2 часа
Индивидуальное развитие организмов 1 час
Основные законы генетики 2 часа
Виды изменчивости организмов 2 часа
Тема №5. Популяционно -видовой уровень 4 часа
Происхождение видов 2 часа
Эволюционная теория Ч. Дарвина 1 час
Движущие силы эволюции 1 час
Тема №6. Экосистемный уровень 4 часа
Виды и особенности биоценозов 2 часа
Межвидовые отношения 2 часа
Тема №7. Биосферный уровень 8 часов
Круговорот веществ и энергии на Земле 2 часа
Возникновение жизни на Земле 2 часа
Доказательства эволюции на Земле 2 часа
Развитие жизни на Земле 2 часа
Итого 36 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии, тема: «Корень»
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии, тема: «Корень» с ключем...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии...
Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии ( отчет по теме самообразования на школьном методическом объединении)
Задача учителя в настоящее время научить детей самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. В отчете...
Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов
В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на с...
Методическое руководство по выполнению и оформлению проектно-исследовательских работ учащимися школ на уроках биологии
Данное методическое пособие позволит оказать помощь школьникам в подготовке и оформлению проектно исследовательских работ по биологии и является обобщением требований различных руководств и методическ...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...