Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии ( отчет по теме самообразования на школьном методическом объединении)
методическая разработка по биологии на тему
Задача учителя в настоящее время научить детей самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. В отчете представлены основные формы самостоятельных работ на уроках биологии. Это и работа с учебными текстами, с научно-популярной литературой,с рисунками, графиками, таблицами.Выполнение заданий на экскурсиях и лабораторных работах и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_na_urokah_biologii.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии».
(отчет на МОшколы)
Введение
Главным умением ХХ1 века становится умение учиться. Задача учителя научить детей самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться.
Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа - это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями (авт. Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).
Моя методическая тема самообразования «Самостоятельная работа на уроках биологии». Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий. Самостоятельная работа бывает индивидуальной, в парах, групповой. Работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для конкретного класса. Я стараюсь использовать различные формы самостоятельных работ.
- Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
- Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
- Использование рабочих тетрадей
- Работа с иллюстрациями учебника
- Составление тезисов, синквейнов
- Решение задач и практические, лабораторные работы.
- Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
- Доклады и рефераты.
- Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Работа с книгой
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике. Отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие учащиеся и после окончания школы усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание. Необходимо обучать анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Вот алгоритм работы с текстами учебника:
1) прочитайте текст параграфа
2) о чем говорится в тесте? Что говорится в тексте об этом?
3) выделите основные мысли текста
4) выделите предложения, подтверждающие основные мысли
5) сформулируйте вопросы к тексту по схему:
1 уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.)
2 уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); - выделить основные мысли, построить план и др.
3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать ( какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.)
В 6 классе я использую методические рекомендации к преподаванию краеведческого модуля, составленные Т.А.Ловковой и Н.П. Тихоновой. В приложении даны тексты писателей и натуралистов о природе Земли Владимирской с разнообразными заданиями, которые я использую на уроках.
В 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Так, при изучении отрядов класса млекопитающих предлагаю учащимся самостоятельно работать с книгой, при этом заполнить таблицу:
Название отряда | Характерные особенности строения представителей отряда | Примеры животных отряда (3-4) |
Насекомоядные | Зубы не делятся на группы (недифференцированные), головной мозг небольшой, полушария без извилин | Ежи, кроты, землеройки, выхухоль. |
Рукокрылые (летучие мыши) | ……………….. | …………. |
После работы с текстом учебника обязательно провожу беседу.
Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный вес при изучении общей биологии. Это обусловлено как особенностями курса, так и уровнем подготовки учащихся. В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение. Творческое использование учебника на всех этапах урока помогает учащимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку.
Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. В заданиях итоговой аттестации много заданий по иллюстрациям, связанных с умением соотносить морфологические признаки организма.
Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки.
В дальнейшем задания усложняю, предлагаю учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я в конце темы обязательно провожу диктант на понятия. Все термины объясняются с точки зрения их перевода, происхождения, чтобы запоминание было осмысленным. Даю задания на умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия. Эти задания я беру из пособия А.А.Кириленко, С.И.Колесникова «Биология. Подготовка к ГИА»
Научно-популярная литература
Для учащихся, имеющих высокий уровень интереса к предмету, рекомендую научно-популярную литературу. Результатом прочтения является устное или письменное сообщение, реферат, обзор прочитанных книг. Реферат может быть засчитан в качестве зачетной работы по теме, а лучшие могут быть заслушаны на уроке.
Учащимся со средним и низким уровнями интереса к биологии я рекомендую занимательную и научно-фантастическую литературу. Научная фантастика является одним из любимых жанров школьного подросткового и юношеского возраста. Произведения писателей-фантастов всегда затрагивают различные научные проблемы. Используя интерес школьников, обращаю их внимание на эти проблемы и помогаю им уяснить, как же решаются данные проблемы в современной биологической науке. В таких случаях учащиеся часто переходят к чтению специальной литературы. Развитию интереса к вопросам биологии могут способствовать фантастические произведения А.Беляева, Г.Уэльса, Ж.Верна, И.Ефремова, А.Казанцева и других писателей-фантастов. Прочитав эти книги, дети сами пытаются сочинять, например научно-фантастический рассказ о происхождении человека. Использую метод поисковой домашней работы с учебником творческого плана, когда учащиеся получают задания на основе материала параграфа придумать сказку и оформить в виде книжки, кроссворда. Часто задание носит необязательный характер, но как показала практика, выполняет его большинство учащихся. Метод коллективной работы аналогичного характера, когда учащиеся совместно работают над одной сказкой научного содержания. Так была создана работа «Приключения эритроцита Эрика» по теме «Круги кровообращения». В последнее время совместно создаем синквейны на различные темы.
Рабочие тетради
Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В них много заданий для работы с учебником и при изучении нового материала и для закрепления и для выполнения домашних заданий. Это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы, инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. В тетрадях есть рисунки, по которым дети также работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.
Лабораторные работы
Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, провожу в форме лабораторных занятий. Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. График проведения отображается в календарных планах проведения уроков, в которые включаю проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок. К сожалению, это невозможно при проведении каждой работы в связи с материальным оснащением кабинета.
Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.
Однако к такому роду работ готовлю школьников постепенно путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельной работы. C этой целью, уже с первых уроков, учу детей выполнять опыт в определенной последовательности. Предлагаю учащимся такой план:
1. Цель опыта (что хотим выяснить?)
2. Ход опыта (что для этого делаем?)
3. Результаты опыта (что получили?)
4. Выводы (что выяснили?)
Такой план помогает приучить учащихся уже в 6 классе к определенной логической последовательности проведения эксперимента.
Во время выполнения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.
В других случаях после постановки познавательных задач урока предлагаю карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.
Инструктивная карточка.
Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом.
Ход работы:
- Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.
- Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.
- Рассмотрите шейный отдел, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни птицы.
- Найдите грудной отдел позвоночника, состоящий из неподвижно соединенных между собой позвонков, грудину с высоким гребнем (килем) и ребра, рассмотрите их.
- Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).
- Рассмотрите рисунок учебника кости передних конечностей, найдите эти кости (плечо, предплечье, кисть) на скелете птицы. Обратите внимание на кисть, образованную сросшимися костями.
- Рассмотрите пояс задних конечностей – таз, обратите внимание на прочность соединение таза с позвоночником.
- Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку – длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.
- Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.
Организуя такую самостоятельную работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
Помогают брошюры с системой лабораторных работ для 8 и 9 классов, разработанными и апробированными учителями биологии творческой группы во главе с научным руководителем Ловковой Т.А.
Экскурсии
Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые мало доступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.
Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении.
Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что сообщаю накануне тему и задачи экскурсии, распределяю по группам задания для самостоятельной работы. Проводится беседа о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчета.
Например, первая экскурсия в 6 классе “Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”
В ходе маршрута учащиеся знакомятся с видами растений и животных, с их особенностями строения в условиях этой среды обитания. Обращаю внимание на различную окраску листьев, на поведение животных осенью; на разнообразие плодов и семян и способах их распространения.
Затем учащиеся распределяются на группы и выполняют самостоятельную работу по следующим заданиям.
№1
1. Какие насекомые вам встретились? Как они ведут себя осенью?
Почему их летом больше? Что они делают зимой?
2. Собери для гербария 5 опавших осенних листьев.
3. Дома подготовь отчет по плану, который дал учитель.
№2
1. Какие птицы вам встретились? Почему птиц летом больше? Как им помочь зимой?
2. Собери для гербария 5 опавших осенних листьев.
3. Дома подготовь отчет по плану, который дал учитель.
№3
1. Понаблюдай за листопадом. Как ты думаешь, почему желтеют и опадают листья осенью? Попытайся потянуть:
- зеленый лист
- лист, начавший менять окраску
- лист, полностью изменивший окраску
Какие листья легче отрываются?
2. Собери для гербария 5 опавших осенних листьев.
3. Дома подготовь отчет по плану, который дал учитель.
№4
1. Понаблюдай за листопадом. Установи, где больше окрашенных листьев – в верху дерева или в низу, на концах веток или внутри? Как ты думаешь, почему желтеют листья и опадают?
2. Собери для гербария 5 опавших осенних листьев.
3. Дома подготовь отчет по плану, который дал учитель.
№5
1. Запиши названия знакомых деревьев. У каких деревьев больше желтых листьев. Как ты думаешь, почему желтеют и опадают листья?
2. Собери для гербария 5 опавших осенних листьев.
3. Дома подготовь отчет по плану, который дал учитель.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней – закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке стараюсь найти возможности для ее организации. Использую для этого проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные работы.
На уроках использую все разнообразие работ с текстом, графиком, таблицей и т.д. Например:
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют (А). Организмы образуют в них три функциональные группы. (Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль (В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это (Г). Она представлена бактериями и грибами.
1)биосфера
2)производитель
3)разрушитель
4)потребитель
5)агроценоз
6)биогеоценоз
7)популяция
8)хищник
А | Б | В | Г |
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов. Ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости
Интенсивность света (в свечах) | Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в мл) | |||
Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | В среднем | |
100 | 15 | 17 | 16 | 16 |
200 | 34 | 36 | 38 | 36 |
300 | 52 | 49 | 49 | 50 |
400 | 67 | 69 | 68 | 68 |
500 | 88 | 85 | 85 | 86 |
600 | 101 | 101 | 101 | 101 |
1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько различаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?
3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?
Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у – число образовавшихся особей (в ед).
Через сколько часов популяция будет насчитывать 525 особей?
1)8 ч
2)9 ч
3)10 ч
4)11 ч
Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ
А)личинка майского жука
Б)личинка комара
В)дождевой червь
Г)крот
Д)дельфин
Е)гидра
СРЕДА
1)водная
2)почвенная
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите последовательность организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)паук
2)скворец
3)наездник
4)растение
5)тля
6)ястреб
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Тип отношений |
актиния и рыба-клоун | симбиоз |
акула и рыба-прилипало | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1)угнетение
2)конкуренция
3)нахлебничество
4)нейтрализм
Домашнее задание
Проверка домашнего задания может быть разнообразной: фронтально, выборочно, при помощи письменного опроса, дидактических карточек- заданий, пересказа, тестирования, диктанта и т. д.
После проведения теста учащиеся часто дают себе самооценку. Для этого использую шаблоны, по которым они сами себя оценивают. Это очень важно, когда ребенок может сам оценить свои знания. Это один из вариантов шаблона, который использую для тестов с выбором одного верного ответа из трёх предложенных вариантов:
Число вопросов | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 20 |
Число верных ответов | 3 4 5 | 4 5 6 | 4 5 6 7 | 5 6 7 8 | 5 6 7 8 9 | 5 6 7 8 9 | 13 16 19 |
Оценка | 3 4 5 | 3 4 5 | 3 3 4 5 | 3 3 4 5 | 3 3 4 4 5 | 3 3 4 4 5 | 3 4 5 |
Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. От стихов или сочинений о природе до собрания сорных растений или листьев для гербария.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, способствует повышению качества знаний и др.
Используемая литература:
1. Г.А.Лобанова «Ценностно-ориентированные учебные тексты»
ВГПИ, учебно-методическое пособие, Владимир2004
2.Т.А.Ловкова, Н.П.Тихонова « Краеведческий модуль в преподавании биологии, 6 класс» Методические рекомендации, ГИМЦ,2009
3. Лабораторные работы по разделу « Биологические закономерности»
(9 класс). ГИМЦ, г. Владимир,2004
4. А.А.Кириленко, С.И.Колесников Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9, ЕГЭ – 11,Учебно-методическое пособие, «Легион», Ростов-на-Дону,2013
5. С.И.Заир- Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...
«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии...
Доклад на выступление РМО "Современные технологии ИКТ на уроках истории" отчет по теме самообразования
отчет по теме самообразования...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на с...
Тема выступления на школьном методическом объединении "Проблемное обучение на уроках русского языка"
Данная методическая разработка посвящена вопросу применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка.Одним из способов повышения качества образования является использование технологии ...
Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"
С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...