Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов
статья по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов
Основная задача современной школы: передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями, и формировать у каждого умение УЧИТЬСЯ – учить СЕБЯ.
Новыми принципами образовательного процесса являются
- От репродуктивного обучения к активной познавательной деятельности учащихся, формированию умения учиться, самостоятельному овладению знанием.
- От классно-урочной системы к открытым образовательным технологиям, в том числе на основе использования Интернет.
Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть имеет огромные возможности, которые могут быть использованы в учебном процессе. При использовании информационных технологий повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной работы. Поэтому задача учителя: превратить Интернет из информационной среды в образовательную среду. Учитель должен поставить перед учащимися задачи, которые потребуют обратиться к определенным ресурсам Интернет.
В настоящее время разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения федерального центра информационно-образовательных ресурсов представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Эти интернет-ресурсы имеют следующие преимущества:
- ОМС открывают Интернет-доступ к высоко интерактивным, мультимедийно насыщенным учебным ресурсам;
Интерактивность придает мультимедиа познавательный характер, вносит игровые и исследовательские компоненты в учебную работу, естественным образом побуждает учащихся к глубокому и всестороннему анализу свойств изучаемых объектов и процессов.
- ОМС обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения;
- ОМС является электронным образовательным ресурсом с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений /изменений и автономности составляющих.
Большим удобством в использовании является открытость ресурсов, что позволяет создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов.
Открытая образовательная модульная мультимедиа система по каждому учебному предмету, в том числе и по биологии и химии, состоит из автономных электронных учебных модулей. Каждой теме предмета соответствует три типа модулей:
И-тип – модуль получения информации;
П-тип – модуль практических занятий;
К-тип – модуль контроля усвоения.
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
Рассмотрим возможности использования информационных модулей разных уровней изложения учебного материала, на примере темы «Разнообразие плодов». Информационный модуль «Разнообразие плодов» можно использовать на уроке при изложении нового учебного материала на базовом уровне. Условием для такого представления материала является наличие в классе компьютера и проектора или интерактивной доски. А также работа учащихся может проводиться в компьютерном классе. В этом случае может быть организована как полностью самостоятельная работа учащихся, так и сочетание фронтальной работы всего класса с учителем и индивидуальная работа с отдельными элементами модулей. При изучении этой темы в классах высокого уровня готовности или на факультативных занятиях, кружках можно использовать информационный модуль с углубленным изучением «Разнообразие плодов (углубленное изучение)».
При подготовке таких уроков учителю необходимо подобрать модули различных типов по изучаемому материалу. Если модули будут скопированы заранее и установлены на рабочих компьютерах школьников, выход в интернет на уроке не обязателен.
Для работы в компьютерном классе с учебными модулями как индивидуально, так и в группах обязательно должны разрабатываться специальные дидактические материалы. Они должны содержать чёткую инструкцию о том, что необходимо сделать ученику или группе учеников. Содержание заданий может быть разнообразным: могут быть вопросы к изучаемым объектам, на которые необходимо ответить, либо наоборот содержать задания составить вопросы к иллюстрациям или моделям биологических процессов, сформулировать гипотезу или несколько гипотез о механизмах этих процессов, заполнить биологический словарь новыми терминами, составить таблицу, схему.. Результатом выполнения работы должен быть отчёт, фиксирующий результат выполнения работы. Например, в такой форме возможно проведение сравнительной характеристики двудольных и однодольных растений, различных классов животных, или процессов, таких как деление клетки, фотосинтез, дыхание.
Если на уроке использовать ресурсы разного типа, то в данном случае создаются предпосылки для стимулирования самостоятельной работы за счет многообразия предъявляемой информации. Рассмотрим пример с разнообразием плодов. Даже если учитель будет предъявлять новую учебную информацию с использованием информационного модуля «Разнообразие плодов», но потом все учащиеся смогут индивидуально поработать с практическим и контрольным модулем «Разнообразие плодов», то в этом случае они будут активны, доля их самостоятельности будет расти. Задание автоматически проверяется, учащиеся могут осуществлять самоконтроль и результат такой работы с ресурсом будет совсем другим, по сравнению с тем, когда это задание разбирается одним учеником перед всем классом
Доступность использования модулей позволяет задавать домашние задания не только по учебникам, но и по учебным модулям всех типов. Домашнее задание с использованием информационных модулей позволит расширить получаемую учебную информацию по теме урока, для подготовленных учащихся возможно использование модулей с углубленным изучением материала. Использование практических модулей можно рекомендовать ученикам для отработки учебных навыков, кто не совсем разобрался в изучаемой теме, для ликвидации пробелов для проболевших учеников. Работа с контролирующими модулями поможет учащимся провести самоконтроль при подготовке к контрольной работе и зачёту. Для проверки таких домашних заданий должна быть разработана определённая система подведения итогов её выполнения: проведение беседы-обсуждения, разбор сложных вопросов возникших при выполнении заданий модулей, фиксация результатов выполнения контролирующих модулей и пр.
При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР можно использовать:
• для создания своих собственных продуктов учебной деятельности: конспекты, доклады, рефераты, проекты и т. д.;
- для подготовки выступлений и презентаций;
• для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам, экзаменам;
- для выполнения учебно-исследовательских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...
Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике
В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...
Вариант использования ЭОР учителем в процессе организации самостоятельной работы учащихся на уроке.
Задания для самостоятельной работы...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии...
Доклад «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие эффективного усвоения нового материала»
Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно ...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.
Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...
Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»
Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»...