факультативное занятие "В гостях у старичка- лесовичка"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Бузейчук Екатерина Васильевна

Цели:

личностные: проявление интереса к окружающему миру; формирование

бережного отношения к природе; любви к растениям и животным;          формирование гражданской идентичности личности в форме сознания как     гражданина России;  

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи; строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из текста;

 регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при нахождении информации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия при выполнении   задания;

коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; комментировать выполнение задания; умение контролировать действие партнера при игре в парах; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray.docx194.73 КБ
Файл rodnoy_kray_-_chast.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

«Родной край – часть великой России»

Тема: В гостях у старичка - лесовичка

Цели:

личностные: проявление интереса к окружающему миру; формирование

бережного отношения к природе; любви к растениям и животным;          формирование гражданской идентичности личности в форме сознания как     гражданина России;  

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи; строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из текста;

 регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при нахождении информации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия при выполнении   задания;

коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; комментировать выполнение задания; умение контролировать действие партнера при игре в парах; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером.            

Оборудование:  интерактивная доска, дополнительная литература, путеводитель, раскраски, цветные карандаши, раздаточный материал.

                                                       

                                              Ход занятия

  1. Организационный момент

       Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам   его зачитаю.

                          «Знаю лес и лес люблю,

                            В гости вас к себе зову.

                            Пусть на солнечной опушке

                            Раздается звонкий смех,

                            Игры, конкурсы, забавы.

                            Приглашаю к себе всех».

         А в конце этого приглашения подпись:

                            «Я люблю гулять по лесу,

                              В лесу хожу я каждый день.

                              Всё в лесу мне интересно:

                              Каждый куст и каждый пень.

                              Я веселый старичок,

                              Старичок – Лесовичок!»

- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь…

  1. Ход путешествия

1.  Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: Чтобы ее назвать, нужно отгадать загадку:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …

«Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

 Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные  средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

                          ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (береза)

2. Стоит на горке

В красной рубашке Егорка.

Кто ни пройдет,

Всяк поклонится. (земляника)

3. Чьи высокие макушки

Розовеют на опушке?

Лето красное встречай!

Расцветает... (ИВАН-ЧАЙ)

4. У забора вырастает,

Никого не признает.

Не огонь, а больно жжет

И пройти нам не дает. (КРАПИВА)

 После каждого ответа на экране появляются указанные растения.

2. Следующая остановка «Дары леса». Летом в лесу появляется большое количество различных плодов и ягод. Давайте разгадаем кроссворд и увидим, какие же дары преподносит нам лес, в котором мы совершаем путешествие.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.   (Гриб.)

4. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется ...
(орех.)

 5. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)

6. На сосне она висит, Очень далеко глядит! Ну а если упадёт, То получит кто-то в лоб. (Шишка) 

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.Чем больше колец, тем старше жилец.  (Дерево.)

3. Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (Земляника)

1

2

3

4

5

6

               Молодцы!

- Вот оказывается как богат лес нашего друга Берендея!

  1. Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте – станция «Музыка леса».

Ребята, что можно услышать в лесу?  (Шелест листвы, журчание ручьев и конечно же пение птиц.)  

Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.

3. «Звуки леса» Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.              ЗАГАДКИ

     1. В лесу на ветке она сидит, Одно “ку-ку” она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет.  (кукушка)

2. Стучит, стучит — Никто не открывает, А жильцов поедает. (дятел)

3. Повесь кормушку на опушке – И быстро прилетят подружки, Звонкоголосые красотки, И посвистуньи, и трещотки, Лесные птахи-невелички, желтогрудые  (синички)

4.  Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая —
Известная персона. Кто она?  (ворона)

5. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей)

6. Я над полем, над болотом Начинаю рано петь. И люблю я вертолётом В синем воздухе висеть.  (жаворонок)

7. Мы ждём вас из далёких стран. Для гнёзд построим вам дворцы И будем слушать по утрам, Как весело поют … (скворцы)

8. Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – Всем мышам она гроза.  (сова, филин)

 После каждой отгадки на экране появляются фигурки птиц. презентация

 

4. На этом наше путешествие не заканчивается и вот следующая остановка – «Красная книга Архангельской области».

На столах разложите рисунки. Распределите их по группам:грибы, мхи, травянистые растения, кустарники и прикрепите их на доске под нужным названием. презентация

5. Все мы знаем правила поведения на природе.

 В ВПР у нас есть задание - Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

1. Внимательно рассмотри знак, где можно встретить данный знак?

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.https://bio5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33091

Знак отражает правило: Нельзя срывать растения

Место: например, в лесопарке


https://bio5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33092

2. Внимательно рассмотри знак, где можно встретить такой знак?

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.

Знак отражает правило: Трогать птичье гнёзда запрещается!

Место: например, в лесопарке

https://bio5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33094

3. Внимательно рассмотри знак. Где можно встретить этот знак?

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.

Знак отражает правило: Ломать ветки на деревьях запрещается.

Место: например, в парке.

4. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

Данный знак можно встретить: В парке/заповеднике

Знак отражает правило: Нельзя вредить животным

https://bio5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33099

Подведение итогов

Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он                (появляется изображение Лесовичка). Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите  этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

        *Не рубить живые деревья и кустарники.

        *Не разводить костры под деревьями.

        *Не оставлять банки и бумагу.

        *Не рвать цветы.

        *Не разорять гнезда птиц.

        *Не брать домой детенышей зверей…

А на последок творческое задание. Выбрать раскраску, найти на ней животных и раскрасить.

Молодцы! Я уверена, что Лесовичек не сомневается в том, что вы всегда будите бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультатив «Живая природа» 5 класс Руководитель Бузейчук Е.В. Родной край – часть великой России

Слайд 2

В гостях у старичка- лесовичка

Слайд 3

Станция «Айболит»

Слайд 4

Береза Из берёзы готовят витаминные, а нтисептические (обеззараживающие), мочегонные, п ротивовоспалительные настои

Слайд 5

Земляника Используют при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, как общеукрепляющее средство и в косметологии

Слайд 6

Иван-чай при перенапряжениях , тревоге , стрессах ; улучшить настроение и расслабить ; повысить работоспособность , продуктивность; нормализовать сон, облегчить процесс засыпания; получить заряд энергии при упадке сил, истощении и восстановлении после болезни; очистить организм

Слайд 7

Крапива Настой листьев применяют при ангинах в виде полосканий. Также он может использоваться как профилактическое средство для полости рта , прежде всего укрепления десен. Листья крапивы применяют расстройстве желудка, заболевании печени .

Слайд 8

Станция «Дары леса»

Слайд 9

Станция «Звуки леса»

Слайд 10

Станция «Красная книга Архангельской области»

Слайд 11

Грибы Саркома шаровидная

Слайд 12

Лепиота древесинная

Слайд 13

Вёшенка сёмгово-соломенная

Слайд 14

Мухомор шишкообразный

Слайд 15

Мхи Дрепанокладус Зендтнера

Слайд 16

Антитрихия повисшая

Слайд 17

Плагиопус Эдера

Слайд 18

Селания сизоватая

Слайд 19

Астрагал даурский Травянистые растения

Слайд 20

КАЧИМ ПИНЕЖСКИЙ

Слайд 21

ГОРЕЧАВКА ЛЕГОЧНАЯ

Слайд 22

ЗИМОЛЮБКА ЗОНТИЧНАЯ

Слайд 23

Растения - кустарники ИВА ДЕРЕВЦЕВИДНАЯ

Слайд 24

ИВА ОТОГНУТОПОЧЕЧНАЯ

Слайд 25

Станция «Правила поведения на природе»

Слайд 27

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие: «В гости к старичку - лесовичку».

Занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.Цель:уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, дать знания о простейших сп...

В гостях у старой сказочницы

Это игровая программа, расчитанная, главным образом на начальное звено. Но и среднее звено с удовольствием погостит у старой сказки. Главное действующее лицо в сценарии - старая добрая сказочница. Она...

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) «В гостях у Cтаричка-Лесовичка»

Конспект  интегрированного занятия с детьми  с задержкой психического развития 3-4 лет по оформленному "Чудо огород" на подоконнике....

В гостях у Старичка Боровичка

Логопедическое занятие...

Осенний праздник "Старичок - Лесовичок" для детей старшей логопедической группы

Конспект праздника для  детей старшей логопедической группы...

Осенний физкультурный праздник в старшей группе "В гостях у Старичка - Лесовичка"

В октябре, в нашем детском саду "Ромашка" дети старшей группы побывали в гостях у Старичка - Лесовичка.Они рассказали ему как  они делают зарядку,закаляются,гуляют на свежем воздухе....

Отчет о проведении коррекционно-развивающего занятия «В гостях у Старичка-Лесовичка»

Отчет о проведении коррекционно-развивающего занятия «В гостях у Старичка-Лесовичка»...