Внеурочная деятельность по биологии и экологии как ресурс реализации ФГОС ООО
статья по биологии (5, 6, 9 класс)

Куприянова Светлана Геннадьевна

В статье приводится описание программ внеурочной деятельности "Практическая экология" и "Экоклуб. Здоровая среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kupriyanova_mendeleevskie_chteniya.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по биологии и экологии как ресурс реализации ФГОС ООО

Куприянова Светлана Геннадьевна,

 учитель биологии высшей категории

ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель

Lana.kup1973@yandex.ru 

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности – основная задача введения ФГОС ООО.

 Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы и формы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Внеурочная работа  по биологии и экологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук [1]

В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

  • учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств);
  • коммуникативная (знание способов общения с людьми, развитие навыков работы в группе, умение презентовать себя);

Мною были разработаны две программы внеурочной деятельности биолого-экологической направленности: «Экоклуб. Здоровая среда» для обучающихся 6-7 классов и «Практическая экология» для обучающихся 8-9 классов. Данные программы реализуются в ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель на протяжении пяти лет.

          Цели программ:

-сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах  поведения в природе

-развивать творческие способности

- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;

Задачи:

-  формирование экологической культуры школьников

- формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

- формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т.п.)

- развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.

В ходе реализации программы «Экоклуб. Здоровая среда» решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно - деятельностный подход, а формы – деятельности это: занятия – практикумы, лабораторные и исследовательские работы, экскурсии, семинары, викторины.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности учащихся 6-7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы  «Экоклуб. Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных  занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Экоклуб. Здоровая среда»

Раздел 1 «Растения вокруг нас» - 10 часов

Раздел 2 «Наши друзья – животные» - 10 часов

Раздел 3 «Экология и мы» - 15 часов

Программа «Практическая экология»- это развивающая программа  биолого-экологической направленности для школьников подросткового возраста. 

Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для  учащихся 8-9 классов. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы  «Практическая экология» планируется в режиме практико-ориентированных  занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

Наименование раздела

Кол-во часов

1

«Растения вокруг нас»

 Включает в себя теоретические и практические занятия по комнатному цветоводству и изучению природных растительных сообществ.

10

2

«Наши друзья – животные»

Содержит теоретические и практические занятия по изучению насекомых, птиц, млекопитающих, фауны аквариума.

9

3

«Экология и мы»

Включает в себя теоретические и практические занятия по изучению взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой, норм поведения человека в природе, проведение мероприятий природоохранной направленности.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема раздела

Кол-во часов

Теоретические занятия

Кол-во

часов

Практические занятия

Кол-во

часов

Раздел 1 «Растения вокруг нас» - 10 часов

1

Природные растительные сообщества

3

Растительный мир моего края

1

Осенние явления в жизни растений (экскурсия)

Изготовления гербария древесных растений

2

2

Дары осени

2

Типы плодов и семян

1

Изготовление коллекции плодов и семян

1

3

Уход за комнатными растениями

5

Правила работы с определителями комнатных растений, правила составления  паспорта, правила черенкования и пересадки укоренившихся черенков

2

Определение комнатных растений в кабинете биологии, изготовление и размещение этикеток комнатных растений

Пересадка и перевалка комнатных растений

3

Раздел 2 «Наши друзья – животные» - 9 часов

1

Водная среда жизни и её обитатели

2

Многообразие аквариумных рыбок, условия их содержания

1

Изучение и зарисовка рыб

1

2

Приключения с насекомыми

2

Разнообразие форм, способов питания, особенности поведения и размножения насекомых

1

Изучение коллекций насекомых

1

3

Жизнь птиц

3

Птицы вокруг нас

1

Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка. Наблюдение за  птицами.

Проведение викторины «День птиц»

2

4

Млекопитающие Самарской области

2

Видовой состав млекопитающих Самарской области, редкие и исчезающие виды, необходимость их охраны

1

Проектная работа «Редкие и исчезающие виды животных Самарской области»

1

Раздел 3 «Экология и мы» - 16 часов

1

Человек в природе

6

Экология – наука о среде обитания. Прямое и косвенное влияние человека на природу

2

Экскурсия «Мир полон загадок»

Составление пищевых цепей

Изучение мер по утилизации бытовых отходов, их вторичное  использование

Экскурсия на автомобильную дорогу. Подсчет количества машин

4

2

Работа с оборудованием цифровой лаборатории «Архимед»

6

Знакомство с датчиками цифровой лаборатории и правилами работы с ними

1

Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание микропрепаратов

Работа с датчиками температуры, влажности, освещенности

Исследование микроклимата кабинетов, рекреаций и других помещений школы

Подготовка и защита презентаций по итогам исследования микроклимата

5

3

Природа знает лучше

4

Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения

1

Изучение условий жизни растений в парке. Экскурсия

Проведение праздника «В гостях у природы»

3

ИТОГО:

35

12

23

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Практическая экология»

Раздел 1. «Введение» – 2 часа

Раздел 2. «Структура экосистем» - 13 часов

Раздел 3 «Пищевые связи в экосистемах» - 7 часов

Раздел 4 «Функционирование экосистем» - 9 часов

Раздел 5 «Экологические проблемы современности» - 4 часа

№№

Наименование раздела

Кол-во часов

1

«Ведение»

 Экология как наука, её задачи. Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. Выбор темы проекта для итогового контроля.

2

2

«Структура экосистем»

Экосистема, живые и неживые компоненты экосистемы. Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. Изменения вещества и энергии в организмах. Энергетическая роль пищи.

Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих структуру экосистем луга, леса, степи, водоемов.

Наблюдения за поведением обитателей аквариума, за адаптациями растений и животных различных экосистем к взаимному существованию.

Экскурсии

«Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме»

«Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах»

Практические и лабораторные работы

«Описание основных ярусов леса».

«Изучение водной экосистемы».

«Рассматривание  под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей»,

«Создание модели водной экосистемы в банке с водой»

Проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза.

«Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека».

Творческие задания

Подготовка и защита презентаций на темы: «Описание экосистемы леса», «Описание экосистемы луга»  и т.п.

13

3

«Пищевые связи в экосистемах»

Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Правило 10%. Типы связей и зависимостей в экосистемах.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих пищевые цепи, гербарных экземпляров растений, чучел животных, коллекций насекомых, видеофрагментов.

Наблюдения за путями движения вещества в экосистеме, за поведением консументов различных уровней, за разными типами взаимодействия между организмами на примере видеофрагментов.

Экскурсии

«Трофическая структура лесного сообщества».

«Типы биотических связей в природе»

Практические и лабораторные работы

«Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма».

«Построение цепей питания в различных экосистемах».

Творческое задание

Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии.

7

4

«Функционирование экосистем»

Факторы среды и их воздействие на организмы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Смена экосистем.

Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих действие факторов среды на организмы, первичные и вторичные сукцессии.

Наблюдения за влиянием различной степени освещенности на развитие проростков злаков, за сменой одной экосистемы другой.

Экскурсии

«Изучение влияния леса на микроклимат».

«Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга»

«Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество».

Практические и лабораторные работы

«Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию»

«Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков».

Творческое задание

Подготовка и защита проектов на тему «Лучший пришкольный участок»

9

5

«Экологические проблемы современности»

Современное состояние окружающей среды. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Потребление ресурсов в прошлом, настоящем и будущем. Вопросы бытовой экологии.

Демонстрация карты промышленных регионов Поволжья, результатов измерения ПДК в воздухе, воде, продуктах питания, видеофрагментов.

Творческое задание

Подготовка и защита проектов на тему «Пути решения глобальных экологических проблем»

4

Тематическое планирование учебного материала

Дата

 № урока

Тема

Формы организации учебной деятельности

Основные

Понятия

Введение (2 часа)

1

Предмет и задачи экологии

Лекция

экология

2

Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека.

Консультация

Окружающая среда

                                     

Структура экосистем (13 часов)

3

Экосистема. Компоненты экосистем.

Лекция

экосистема

4

Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы.

Лекция

Среда обитания

Экологические

Факторы: абиотические, биотические, антропогенные

5

Структура экосистем луга, леса, водоёма.

Самостоятельная работа

экосистема

6

Экскурсия «Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме»

Экскурсия

Лесная экосистема,

Плотность популяции

7

Закономерности действия факторов среды на организм.

Лекция

Факторы среды, закон оптимума, закон пессимума, закон ограничивающего фактора

8

Изменения вещества и энергии в организмах.

Практическая работа

Продуценты

Консументы

редуценты

9

Лабораторная работа №1 «Описание основных ярусов леса».

Лабораторная работа

ярусность

10

Энергетическая роль пищи. Лабораторная работа №2 «Изучение водной экосистемы».

Лабораторная работа

Пищевые цепи

11

Практическая работа «Создание модели водной экосистемы в банке с водой»

Практическая работа

Водная экосистема

12

Солнце как источник энергии для фотосинтеза. Лабораторная работа №3 «Рассматривание  под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей», проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза.

Лабораторная работа

фотосинтез

13

Экскурсия «Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах», Лабораторная работа №4 «Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека».

Экскурсия

Лабораторная работа

адаптации

14

Подготовка презентаций на тему: «Описание экосистем»

Консультация

экосистемы

15

Семинар «Наземные и водные экосистемы»

Семинар

экосистемы

                           

Пищевые связи в экосистемах (7 часов)

16

Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни.

Лекция

Цепи и сети питания

17

Типы связей и зависимостей в экосистеме.

Лекция

симбиоз, квартирантство хищничество паразитизм конкуренция мутуализм

18

Экскурсия «Трофическая структура лесного сообщества».

Экскурсия

Лесное сообщество

19

Лабораторная работа №5 «Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма».

Лабораторная работа

Экосистема водоёма

20

Экологическая пирамида. Практическая работа «Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии»

Практическая работа

Экологические пирамиды

21

Лабораторная работа №6 «Построение цепей питания в различных экосистемах».

Лабораторная работа

Цепи питания

22

Экскурсия «Типы биотических связей в природе»

Экскурсия

Биотические связи

                           

Функционирование экосистем (9 часов)

23

Факторы среды и их воздействие на организмы.

Лекция

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

24

Экскурсия «Изучение влияния леса на микроклимат».

экскурсия

микроклимат

25

Экскурсия «Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга»

Экскурсия

Факторы среды

26

Лабораторная работа №7 «Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию»

Лабораторная работа

Видовое разнообразие

27

Законы оптимума, пессимума, лимитирующего фактора.

Лекция

Оптимум, пессимум, лимитирующ.

фактор

28

Лабораторная работа №8 «Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков».

Лабораторная работа

освещённость

29

Экскурсия « Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество».

Экскурсия

Антропогенный фактор среды

30

Подготовка проектов на тему «Лучший пришкольный участок»

Консультация

 31

 Защита проектов «Лучший пришкольный участок»

Практическая работа

Экологические проблемы современности (3 часа)

32

Загрязнение почвы, воды и воздуха отходами промышленных предприятий. Потребление природных ресурсов.

Лекция

пестициды нитраты кислотные дожди, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы

33

Парниковый эффект: причины и последствия. Озоновые дыры.

Лекция

парниковый эффект, озон. слой

34

35

Семинар  «Пути решения глобальных экологических проблем»

Семинар

Новизна и актуальность данных программ внеурочной деятельности заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Данные программы внеурочной деятельности были представлены для участия в конкурсах программ внеурочной деятельности различных уровней:

  • Программа «Экоклуб. Здоровая среда» - 3 место в Окружном конкурсе методических разработок преподавателей естественнонаучного цикла в 2016 году;
  • Программа  «Практическая экология» - 1 место  в Региональном конкурсе программ внеурочной деятельности в 2017 году;
  • Программа «Практическая экология» - 3 место во Всероссийском  конкурсе  методических разработок «Новые педагогические идеи» в  2017 году.

Реализация данных программ позволила повысить уровень познавательных способностей обучающихся, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. Повышается качество знаний, происходит продвижение ребенка в общем развитии, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Боброва, Н.Г. Деятельностный подход в системе экологического образования школьников // Структурно-функциональная организация и динамика растительного подхода. Материалы II всерос. научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 80-летию со дня рожд. Д.б.н., проф. В.И. Матвеева (30-31 января 2015 года). – Самара: ПГСГА, 2015. – 308 с. – С. 250–259.
  2. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"

Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Теоретическая часть и практическая часть (рабочая программа внеурочной деятельности в 7 кл.)...

Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...

Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО"

Если традиционная классно-урочная система со своим набором знаний и умений наполняет содержание образования, то внеурочная деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентн...