Внеурочная деятельность по биологии и экологии как ресурс реализации ФГОС ООО
статья по биологии (5, 6, 9 класс)
В статье приводится описание программ внеурочной деятельности "Практическая экология" и "Экоклуб. Здоровая среда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupriyanova_mendeleevskie_chteniya.docx | 48.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по биологии и экологии как ресурс реализации ФГОС ООО
Куприянова Светлана Геннадьевна,
учитель биологии высшей категории
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности – основная задача введения ФГОС ООО.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы и формы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Внеурочная работа по биологии и экологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук [1]
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
- учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
- информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств);
- коммуникативная (знание способов общения с людьми, развитие навыков работы в группе, умение презентовать себя);
Мною были разработаны две программы внеурочной деятельности биолого-экологической направленности: «Экоклуб. Здоровая среда» для обучающихся 6-7 классов и «Практическая экология» для обучающихся 8-9 классов. Данные программы реализуются в ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель на протяжении пяти лет.
Цели программ:
-сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе
-развивать творческие способности
- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;
Задачи:
- формирование экологической культуры школьников
- формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;
- формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т.п.)
- развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.
В ходе реализации программы «Экоклуб. Здоровая среда» решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно - деятельностный подход, а формы – деятельности это: занятия – практикумы, лабораторные и исследовательские работы, экскурсии, семинары, викторины.
Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности учащихся 6-7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Экоклуб. Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Экоклуб. Здоровая среда»
Раздел 1 «Растения вокруг нас» - 10 часов
Раздел 2 «Наши друзья – животные» - 10 часов
Раздел 3 «Экология и мы» - 15 часов
Программа «Практическая экология»- это развивающая программа биолого-экологической направленности для школьников подросткового возраста.
Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.
Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Практическая экология» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | «Растения вокруг нас» Включает в себя теоретические и практические занятия по комнатному цветоводству и изучению природных растительных сообществ. | 10 |
2 | «Наши друзья – животные» Содержит теоретические и практические занятия по изучению насекомых, птиц, млекопитающих, фауны аквариума. | 9 |
3 | «Экология и мы» Включает в себя теоретические и практические занятия по изучению взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой, норм поведения человека в природе, проведение мероприятий природоохранной направленности. | 16 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов |
Раздел 1 «Растения вокруг нас» - 10 часов | ||||||
1 | Природные растительные сообщества | 3 | Растительный мир моего края | 1 | Осенние явления в жизни растений (экскурсия) Изготовления гербария древесных растений | 2 |
2 | Дары осени | 2 | Типы плодов и семян | 1 | Изготовление коллекции плодов и семян | 1 |
3 | Уход за комнатными растениями | 5 | Правила работы с определителями комнатных растений, правила составления паспорта, правила черенкования и пересадки укоренившихся черенков | 2 | Определение комнатных растений в кабинете биологии, изготовление и размещение этикеток комнатных растений Пересадка и перевалка комнатных растений | 3 |
Раздел 2 «Наши друзья – животные» - 9 часов | ||||||
1 | Водная среда жизни и её обитатели | 2 | Многообразие аквариумных рыбок, условия их содержания | 1 | Изучение и зарисовка рыб | 1 |
2 | Приключения с насекомыми | 2 | Разнообразие форм, способов питания, особенности поведения и размножения насекомых | 1 | Изучение коллекций насекомых | 1 |
3 | Жизнь птиц | 3 | Птицы вокруг нас | 1 | Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка. Наблюдение за птицами. Проведение викторины «День птиц» | 2 |
4 | Млекопитающие Самарской области | 2 | Видовой состав млекопитающих Самарской области, редкие и исчезающие виды, необходимость их охраны | 1 | Проектная работа «Редкие и исчезающие виды животных Самарской области» | 1 |
Раздел 3 «Экология и мы» - 16 часов | ||||||
1 | Человек в природе | 6 | Экология – наука о среде обитания. Прямое и косвенное влияние человека на природу | 2 | Экскурсия «Мир полон загадок» Составление пищевых цепей Изучение мер по утилизации бытовых отходов, их вторичное использование Экскурсия на автомобильную дорогу. Подсчет количества машин | 4 |
2 | Работа с оборудованием цифровой лаборатории «Архимед» | 6 | Знакомство с датчиками цифровой лаборатории и правилами работы с ними | 1 | Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание микропрепаратов Работа с датчиками температуры, влажности, освещенности Исследование микроклимата кабинетов, рекреаций и других помещений школы Подготовка и защита презентаций по итогам исследования микроклимата | 5 |
3 | Природа знает лучше | 4 | Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения | 1 | Изучение условий жизни растений в парке. Экскурсия Проведение праздника «В гостях у природы» | 3 |
ИТОГО: | 35 | 12 | 23 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Практическая экология»
Раздел 1. «Введение» – 2 часа
Раздел 2. «Структура экосистем» - 13 часов
Раздел 3 «Пищевые связи в экосистемах» - 7 часов
Раздел 4 «Функционирование экосистем» - 9 часов
Раздел 5 «Экологические проблемы современности» - 4 часа
№№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | «Ведение» Экология как наука, её задачи. Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. Выбор темы проекта для итогового контроля. | 2 |
2 | «Структура экосистем» Экосистема, живые и неживые компоненты экосистемы. Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. Изменения вещества и энергии в организмах. Энергетическая роль пищи. Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих структуру экосистем луга, леса, степи, водоемов. Наблюдения за поведением обитателей аквариума, за адаптациями растений и животных различных экосистем к взаимному существованию. Экскурсии «Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме» «Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах» Практические и лабораторные работы «Описание основных ярусов леса». «Изучение водной экосистемы». «Рассматривание под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей», «Создание модели водной экосистемы в банке с водой» Проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза. «Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека». Творческие задания Подготовка и защита презентаций на темы: «Описание экосистемы леса», «Описание экосистемы луга» и т.п. | 13 |
3 | «Пищевые связи в экосистемах» Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Правило 10%. Типы связей и зависимостей в экосистемах. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих пищевые цепи, гербарных экземпляров растений, чучел животных, коллекций насекомых, видеофрагментов. Наблюдения за путями движения вещества в экосистеме, за поведением консументов различных уровней, за разными типами взаимодействия между организмами на примере видеофрагментов. Экскурсии «Трофическая структура лесного сообщества». «Типы биотических связей в природе» Практические и лабораторные работы «Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма». «Построение цепей питания в различных экосистемах». Творческое задание Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии. | 7 |
4 | «Функционирование экосистем» Факторы среды и их воздействие на организмы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Смена экосистем. Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих действие факторов среды на организмы, первичные и вторичные сукцессии. Наблюдения за влиянием различной степени освещенности на развитие проростков злаков, за сменой одной экосистемы другой. Экскурсии «Изучение влияния леса на микроклимат». «Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга» «Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество». Практические и лабораторные работы «Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию» «Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков». Творческое задание Подготовка и защита проектов на тему «Лучший пришкольный участок» | 9 |
5 | «Экологические проблемы современности» Современное состояние окружающей среды. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Потребление ресурсов в прошлом, настоящем и будущем. Вопросы бытовой экологии. Демонстрация карты промышленных регионов Поволжья, результатов измерения ПДК в воздухе, воде, продуктах питания, видеофрагментов. Творческое задание Подготовка и защита проектов на тему «Пути решения глобальных экологических проблем» | 4 |
Тематическое планирование учебного материала
Дата | № урока | Тема | Формы организации учебной деятельности | Основные Понятия |
Введение (2 часа) | ||||
1 | Предмет и задачи экологии | Лекция | экология | |
2 | Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. | Консультация | Окружающая среда | |
Структура экосистем (13 часов) | ||||
3 | Экосистема. Компоненты экосистем. | Лекция | экосистема | |
4 | Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. | Лекция | Среда обитания Экологические Факторы: абиотические, биотические, антропогенные | |
5 | Структура экосистем луга, леса, водоёма. | Самостоятельная работа | экосистема | |
6 | Экскурсия «Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме» | Экскурсия | Лесная экосистема, Плотность популяции | |
7 | Закономерности действия факторов среды на организм. | Лекция | Факторы среды, закон оптимума, закон пессимума, закон ограничивающего фактора | |
8 | Изменения вещества и энергии в организмах. | Практическая работа | Продуценты Консументы редуценты | |
9 | Лабораторная работа №1 «Описание основных ярусов леса». | Лабораторная работа | ярусность | |
10 | Энергетическая роль пищи. Лабораторная работа №2 «Изучение водной экосистемы». | Лабораторная работа | Пищевые цепи | |
11 | Практическая работа «Создание модели водной экосистемы в банке с водой» | Практическая работа | Водная экосистема | |
12 | Солнце как источник энергии для фотосинтеза. Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей», проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза. | Лабораторная работа | фотосинтез | |
13 | Экскурсия «Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах», Лабораторная работа №4 «Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека». | Экскурсия Лабораторная работа | адаптации | |
14 | Подготовка презентаций на тему: «Описание экосистем» | Консультация | экосистемы | |
15 | Семинар «Наземные и водные экосистемы» | Семинар | экосистемы | |
Пищевые связи в экосистемах (7 часов) | ||||
16 | Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. | Лекция | Цепи и сети питания | |
17 | Типы связей и зависимостей в экосистеме. | Лекция | симбиоз, квартирантство хищничество паразитизм конкуренция мутуализм | |
18 | Экскурсия «Трофическая структура лесного сообщества». | Экскурсия | Лесное сообщество | |
19 | Лабораторная работа №5 «Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма». | Лабораторная работа | Экосистема водоёма | |
20 | Экологическая пирамида. Практическая работа «Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии» | Практическая работа | Экологические пирамиды | |
21 | Лабораторная работа №6 «Построение цепей питания в различных экосистемах». | Лабораторная работа | Цепи питания | |
22 | Экскурсия «Типы биотических связей в природе» | Экскурсия | Биотические связи | |
Функционирование экосистем (9 часов) | ||||
23 | Факторы среды и их воздействие на организмы. | Лекция | Абиотические, биотические, антропогенные факторы | |
24 | Экскурсия «Изучение влияния леса на микроклимат». | экскурсия | микроклимат | |
25 | Экскурсия «Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга» | Экскурсия | Факторы среды | |
26 | Лабораторная работа №7 «Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию» | Лабораторная работа | Видовое разнообразие | |
27 | Законы оптимума, пессимума, лимитирующего фактора. | Лекция | Оптимум, пессимум, лимитирующ. фактор | |
28 | Лабораторная работа №8 «Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков». | Лабораторная работа | освещённость | |
29 | Экскурсия « Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество». | Экскурсия | Антропогенный фактор среды | |
30 | Подготовка проектов на тему «Лучший пришкольный участок» | Консультация | ||
31 | Защита проектов «Лучший пришкольный участок» | Практическая работа | ||
Экологические проблемы современности (3 часа) | ||||
32 | Загрязнение почвы, воды и воздуха отходами промышленных предприятий. Потребление природных ресурсов. | Лекция | пестициды нитраты кислотные дожди, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы | |
33 | Парниковый эффект: причины и последствия. Озоновые дыры. | Лекция | парниковый эффект, озон. слой | |
34 35 | Семинар «Пути решения глобальных экологических проблем» | Семинар |
Новизна и актуальность данных программ внеурочной деятельности заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Данные программы внеурочной деятельности были представлены для участия в конкурсах программ внеурочной деятельности различных уровней:
- Программа «Экоклуб. Здоровая среда» - 3 место в Окружном конкурсе методических разработок преподавателей естественнонаучного цикла в 2016 году;
- Программа «Практическая экология» - 1 место в Региональном конкурсе программ внеурочной деятельности в 2017 году;
- Программа «Практическая экология» - 3 место во Всероссийском конкурсе методических разработок «Новые педагогические идеи» в 2017 году.
Реализация данных программ позволила повысить уровень познавательных способностей обучающихся, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. Повышается качество знаний, происходит продвижение ребенка в общем развитии, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Боброва, Н.Г. Деятельностный подход в системе экологического образования школьников // Структурно-функциональная организация и динамика растительного подхода. Материалы II всерос. научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 80-летию со дня рожд. Д.б.н., проф. В.И. Матвеева (30-31 января 2015 года). – Самара: ПГСГА, 2015. – 308 с. – С. 250–259.
- Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности учащихся по английскому языку в условиях реализации ФГОС. Английский летний лагерь, секция "Dancing".
Пользе танцев и возможностях использования английского языка....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС
Теоретическая часть и практическая часть (рабочая программа внеурочной деятельности в 7 кл.)...
Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС
Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...
Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО"
Если традиционная классно-урочная система со своим набором знаний и умений наполняет содержание образования, то внеурочная деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентн...