Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Высоцкая Татьяна Борисовна

  Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekologg.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Название кружка: Юный эколог
Экологическое направление

Количество часов:   70 часов в год , 2 часа в неделю.

Класс:  6

Руководитель: Высоцкая Т.Б.

                          1. Пояснительная записка.

  Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 лассов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.  История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.            

 Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

        Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

        Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

        Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

        Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

                Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.
   Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
   Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующихзадач:

образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
  
развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 
           Программа  кружка призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Сибири;

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

        В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых  в обществе.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата

I. Выясняем, что такое экология

4

2

2

1-2.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

1

1

Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя

3-4.

Простейшая квалификация экологических связей.  Связи между природой и человеком.

1

1

Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске

II.Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

6

2

4

5-6.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

2

Наблюдение  за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями,  насекомыми, птицами, зверями,  другими животными.

7-8.

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов.

1

1

Игра: «Не топчи травку»,  «Угадай цветок».

9-10.

Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

1

1

Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных:  гриб-баран, подснежник альпийский,  меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон,  утка-мандаринка, снежный барс.

III. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение .

2

1

1

11-12.

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

1

1

Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

IV. Изучаем способы охраны природы

4

2

2

13-14.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы.

1

1

Выступление заранее подготовленных детей.

15-16.

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

1

1

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей

V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого.

6

1

5

17-18.

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни  растений и животных.

1

1

Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта

19-20.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

2

Прогулка «Воздух и его обитатели».

21-22.

Вода и жизнь. Приспособление растений  и  животных к жизни в условиях недостатка

влаги.

2

Просмотр учебного фильма.

VI. Открываем жизнь в почве.

2

1

1

23-24.

Разнообразие живых обитателей почвы.  Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.

1

1

Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук».

Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве.                 Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок.

VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

8

2

6

25-26.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений

1

1

Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования  листьев с зарисовкой , определение высоты и толщины деревьев.

27-28.

Знакомство с хвощами и плаунами.

1

1

Рассматривание гербарных образцов.

29-30.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные

2

Презентация.

31-32.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

2

Заседание  круглого стола. Игра « Собери лукошко»

Составление загадок о грибах.

Работа по таблицам.

VIII. Изучаем экологические связи в живой природе.

8

1

7

33-34.

Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

2

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».

35-36.

Сеть питания, или пищевая сеть

1

1

Составление схем  сети питания

37-38.

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

2

Просмотр учебного фильма.

39-40.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

2

Конкурс рисунков «Эти удивительные животные»

IX. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.

10

2

8

41-42.

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания

1

1

Выступление заранее подготовленных детей.

43-44.

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений

2

Презентация

45-46.

Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.

2

Выступление заранее подготовленных детей.

Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома.

47-48.

История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

1

1

Чтение отрывков из книг

Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса»

49-50.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам

2

Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад.

X .Мастерим домики для птиц.

2

2

51-52.

Мастерим домики для птиц.

2

Практическая   работа  по   изготовлению   искусственных

гнездовий для птиц.

XI. Учимся передавать свои знания другим ребятам.

6

1

5

53-54.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

2

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток

55-56.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания.

1

1

Подготовка и планирование  проведения бесед, утренников, КВН

57-58.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.

2

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.

XII. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

4

1

3

59-60.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека

1

Просмотр учебного фильма

Конкурс знатоков природы

61-62.

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье

1

2

Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды.

XIII. Обсуждаем примеры экологических катастроф.

1

1

1

63-64.

Загрязнение природы.

1

1

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

XV. Подводим итоги работы за год.

4

2

2

65-66.

Обобщение основных теоретических знаний.

1

1

Защита детских проектов на экологические  темы.

67-68.

Обобщение всего изученного.

1

1

Защита детских проектов на экологические  темы.

69-70

Экскурсия в природу

2

Наблюдение за птицами, животными и насекомыми родного края.

ИТОГО

70

19

51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе

Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год

Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.Задачи:·        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...

рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс....

рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса

Даннаяй программа  для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" составлена на два года обучения. Возраст обучающихся 8-10 лет. Содержит календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"

Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.

Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....