Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekologg.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Название кружка: Юный эколог
Экологическое направление
Количество часов: 70 часов в год , 2 часа в неделю.
Класс: 6
Руководитель: Высоцкая Т.Б.
1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 лассов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующихзадач:
образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Сибири;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
I. Выясняем, что такое экология | 4 | 2 | 2 | |||
1-2. | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | 1 | 1 | Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя | ||
3-4. | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | 1 | 1 | Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске | ||
II.Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 6 | 2 | 4 | |||
5-6. | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | 2 | Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными. | |||
7-8. | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | 1 | 1 | Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок». | ||
9-10. | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | 1 | 1 | Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. | ||
III. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение . | 2 | 1 | 1 | |||
11-12. | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | 1 | 1 | Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. | ||
IV. Изучаем способы охраны природы | 4 | 2 | 2 | |||
13-14. | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | 1 | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
15-16. | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | 1 | 1 | Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей | ||
V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 6 | 1 | 5 | |||
17-18. | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | 1 | 1 | Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта | ||
19-20. | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | 2 | Прогулка «Воздух и его обитатели». | |||
21-22. | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | 2 | Просмотр учебного фильма. | |||
VI. Открываем жизнь в почве. | 2 | 1 | 1 | |||
23-24. | Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | 1 | 1 | Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук». Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок. | ||
VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | 8 | 2 | 6 | |||
25-26. | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | 1 | 1 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой , определение высоты и толщины деревьев. | ||
27-28. | Знакомство с хвощами и плаунами. | 1 | 1 | Рассматривание гербарных образцов. | ||
29-30. | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные | 2 | Презентация. | |||
31-32. | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. | 2 | Заседание круглого стола. Игра « Собери лукошко» Составление загадок о грибах. Работа по таблицам. | |||
VIII. Изучаем экологические связи в живой природе. | 8 | 1 | 7 | |||
33-34. | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | 2 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». | |||
35-36. | Сеть питания, или пищевая сеть | 1 | 1 | Составление схем сети питания | ||
37-38. | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | 2 | Просмотр учебного фильма. | |||
39-40. | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 2 | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» | |||
IX. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. | 10 | 2 | 8 | |||
41-42. | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | 1 | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
43-44. | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | 2 | Презентация | |||
45-46. | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | 2 | Выступление заранее подготовленных детей. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. | |||
47-48. | История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. | 1 | 1 | Чтение отрывков из книг Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса» | ||
49-50. | Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | 2 | Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад. | |||
X .Мастерим домики для птиц. | 2 | 2 | ||||
51-52. | Мастерим домики для птиц. | 2 | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | |||
XI. Учимся передавать свои знания другим ребятам. | 6 | 1 | 5 | |||
53-54. | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | 2 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток | |||
55-56. | Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания. | 1 | 1 | Подготовка и планирование проведения бесед, утренников, КВН | ||
57-58. | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | 2 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | |||
XII. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 4 | 1 | 3 | |||
59-60. | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека | 1 | Просмотр учебного фильма Конкурс знатоков природы | |||
61-62. | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье | 1 | 2 | Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды. | ||
XIII. Обсуждаем примеры экологических катастроф. | 1 | 1 | 1 | |||
63-64. | Загрязнение природы. | 1 | 1 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ||
XV. Подводим итоги работы за год. | 4 | 2 | 2 | |||
65-66. | Обобщение основных теоретических знаний. | 1 | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
67-68. | Обобщение всего изученного. | 1 | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
69-70 | Экскурсия в природу | 2 | Наблюдение за птицами, животными и насекомыми родного края. | |||
ИТОГО | 70 | 19 | 51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе
Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год
Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.Задачи:· Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...
рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс....
рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса
Даннаяй программа для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" составлена на два года обучения. Возраст обучающихся 8-10 лет. Содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"
Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.
Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....