Технологическая карта урока в 10 классе по теме: Нуклеиновые кислоты
методическая разработка по биологии (10 класс)
Разработка открытого урока по биологии в 10 классе: Нуклеиновые кислоты. В ходе урока раскрыто строение свойства нуклеиновых кислот, также в приложении есть задания для закрепления которые отобраны и составлены учителем для учеников базового уровня обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologichekaya_karta_nukleinovye_kisloty_i_ih_rol_v_kletke.doc | 619 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь
Плутарх
Разработка открытого урока по биологии
на тему:
«Нуклеиновые кислоты и их роль
в жизнедеятельности клетки»
Составила: учитель биологии
Лакпар А.А
Суш 2020г
Технологическая карта урока
Автор-разработчик | Лакпар Аясмаа Александровна | ||||||
Учебная дисциплина | Биология | ||||||
Класс | 10 | ||||||
Формируемы е компетенции
| Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного применения полученных биологических знаний на практике при решении заданий ЕГЭ. | |||||||
Тема раздела рабочей программы | Основы цитологии | ||||||
Тема урока | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | ||||||
Вид урока | Открытие новых знаний | ||||||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности. | ||||||
Цели учебного занятия | - сформировать понятия: нуклеиновые кислоты, нуклеотид; ДНК и РНК; комплиментарность; правило Чаргаффа; - знание определения нуклеиновых кислот, умение различать ДНК и РНК. | ||||||
Задачи учебного занятия | Предметные | Метапредметные | Развивающие | ||||
Сформировать понятия -Нуклеиновые кислоты; - Нуклеотид; -ДНК и РНК; - Комплиментарность; -Правило Чаргаффа; | Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, решать задачи в новой проблемной ситуации, обобщать и делать выводы. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения целей и задач урока, оценивать свою деятельность на уроке. Подводить итоги урока. | Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах. Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета биологии. | |||||
Методы обучения | рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, метод сравнения биологических признаков, работа в группах, метод критического мышления. | ||||||
Результаты обучения | Освоенные умения | Усвоенные умения | |||||
Знать понятия полимеры, аминокислоты, мономеры. Сравнение различных видов макромолекул и оценивать их значение в жизнедеятельности клетки. | Знать понятия нуклеиновые кислоты; нуклеотид; Днк и Рнк; комплиментарность, правило Чаргаффа. знать формулировку принципа комплементарности. Уметь различать и сравнивать молекулы Днк и Рнк, и применять знания на практике. | ||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | ||||||
Технические средства обучения | Дидактический материал | литература | Наглядные пособия | ||||
Мультимедиа, проектор с выходом в интернет. | тематическая презентация, задания для закрепления Задания для прохождения этапов урока. | Д.К.Беляев, Г.Д. Дымщиц. 10 кл.Общая биология. Базовый уровень.Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/.- М.: Просвещение 2020 C.30. |
Приложение 1
«Открытия изменившие наш мир»
3 сентября 1984 года британский генетик Алек Джеффриз обнаружил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально – как уникальны отпечатки пальцев. Как отметил сам изобретатель, это было как озарение. Он рассматривал рентгеновские снимки ДНК и вдруг увидел, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их «генетическими отпечатками». Так зародилась «генетическая дактилоскопия».
Это уникальное открытие сразу же заинтересовало следователей и они рискнули, впервые, применить его в нашумевшем и взбудоражившем всю округу небольшого городка, деле об убийстве. Летом 1986 года, в зарослях близ деревни Нарборо, что в ю милях (16 километрах) от Лейчестера, было найдено тело 15-летней девочки.
Всерьез задавшись целью раскрыть и это преступление, полиция, которая узнала о работах Джеффриса из прессы, явилась к нему в университет.
Получив образцы полиция отправила их в криминалистическую лабораторию Министерства внутренних дел, где к тому времени уже освоили метод Джеффриса. На сей раз все образцы ДНК совпадали. По мотивам истории этого преступления и грандиозного отрытия профессора Джеффриза был снят сериал Сериал «Код убийцы» (Code of a Killer).
Алек Джеффриз (Alec Jeffreys, р. 9 января 1950, Оксфорд, Оксфордшир, Англия)
Приложение 2
СРАВНЕНИЕ МОЛЕКУЛ ДНК И РНК.
Приложение 3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
1 ЗАДАНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДНК
Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) рибоза
2) аминокислота
3) рибосома
4) урацил
5) нуклеотид
6) дезоксирибоза
7) пластида
8) тимин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Пояснение.
Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат нуклеотид. В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — дезоксирибоза и азотистое основание. Азотистых оснований в ДНК всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и тимин. Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и пластидах.
Ответ: 5687.
2 ЗАДАНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
А) Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.
Б) Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение.
Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида.
60 аминокислот кодируются 180 нуклеотидами (60x3).
Ответ: 180.
В) Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение.
Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида.
180 аминокислот кодируются 540 нуклеотидами (180x3).
Ответ: 540.
3 ЗАДАНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПРИНЦИП КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ
А) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение.
Количества разных видов нуклеотидов (аденина, тимина, гуанина и цитозина) в составе молекулы ДНК подчиняется правилу Чаргаффа: количество аденина равно количеству тимина, а гуанина — цитозину: А=Т, Г=Ц.
Количество всех нуклеотидов ДНК составляет 100% (А+Т+Г+Ц=100%). Согласно правила Чаргаффа, количество цитозина равно количеству гуанина (Ц=Г=30%), а сумма количества цитозина и гуанина равна 60% (Ц+Г=60%). На аденин и тимин остается 40% (А+Т=100-(Ц+Г)=100-60=40%). А так как аденин и тимин содержатся в молекуле ДНК в равных количествах, то количество и аденина, и тимина составит по 20% (А=Т=40:2=20%).
Ответ: 20.
Б) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.
3 ЗАДАНИЕ. ЗАДАЧА НА БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода:
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Пояснение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1) По принципу комплементарности последовательность нуклеотидов на и-РНК: АГЦ-ГЦУ-УУА-ГГГ; 2) тогда по принципу комплементарности на основе иРНК находим ДНК: ТЦГ-ЦГА-ААТ-ЦЦЦ, 3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК определяем последовательность аминокислот: СЕР-АЛА-ЛЕЙ-ГЛИ. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"
Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....
Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".
Тип урока Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии 1.Технология развития критического ...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".
Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....
Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.
Урок практикум. Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...