Рабочая программа внеурочной деятельности "Биоресурсы ХМАО"
рабочая программа по биологии (6 класс)
В данном материале размещена рабочая программа внеурочной деятельности "Биоресурсы ХМАО", расчитанная для обучащихся 6-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_bioresursy_hmao_6_klass_2021.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 5»)
«Рассмотрено и принято» на заседании учителей естественнонаучного цикла МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма | «Согласовано» Зам директора по УВР Гумерова Э.А. «____»________ 2020г. ________________ | Утверждено Приказом директора МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма от «31» августа 2020г. №____ |
Рабочая программа учебного курса
по внеурочной деятельности общекультурной направленности
«Биоресурсы ХМАО»
для 6-ых классов
(1 год обучения)
на 2020-2021 учебный год
Количество часов - 35 часов
Количество часов в неделю – 1 час.
Учитель биологии
Драганова Людмила Васильевна
Соответствие занимаемой должности
согласно ЕТС
Когалым, 2020г.
Оглавление
2. Описание места учебного предмета в учебном плане внеурочной деятельности 3
3. Содержание программы внеурочной деятельности 3
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности 5
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения 9
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Биоресурсы ХМАО» составлена на основе экологических практикумов В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования» – М: ВАКО, 2014.
Занятия внеурочной деятельности ставят целью формирование экологического сознания учащихся посредством сообщения основ экологии, углубления и расширения знаний по биологии, проведения практических работ, наблюдений, исследований. Занятия проводятся каждую неделю по 1 часу, всего 35 часов в год.
Занятия предполагают развитие и формирование знаний в области экологии, биологии, географии, формирование общеучебных навыков и умений работы с лабораторным оборудованием, формирование исследовательского мышления, развитие творческих способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода в получении новых знаний. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, что особенно актуально на фоне стремительного роста вклада экологических факторов в здоровье современного человека.
Занятия включают теорию, лабораторные занятия, лекции.
Особое внимание уделяется практической направленности занятий, рассмотрению вопросов экологического состояния города, качеств жизни, новейших достижений в области медицины. Практические занятия носят многогранный характер: уход и наблюдение за живыми объектами, подготовка презентаций, стендов, недель биологии. В практической работе педагог и учащиеся руководствуются положениями о внеурочной деятельности и научном обществе учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Биоресурсы ХМАО» имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (35 часов в год, 1 час в неделю).
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение (4 часа). Изучение понятия «биологические ресурсы», основные компоненты биоресурсов. Биологические ресурсы и их классификация: ресурсы продуцентов, редуцентов, консументов. Проведение экологического субботника на территории школы. Характеристика Сургутского района: географическое положение, главные реки, климат, почвы.
Разнообразие биологических ресурсов ХМАО-Югры (15 часов). Что такое фауна. Какие виды животных можно встретить в нашей области. Основные представители. Изучение редких, вымирающих животных Сургутского района ХМАО-Югры. Какие рыбы водятся в нашей области. Редкие виды рыб. Места обитания основных видов рыб. Проведение экскурсии в океанариум на тему «От капли до океана», изучение подводных одноклеточных и многоклеточных животных» Отрасли животноводства: скотоводство, пчеловодство, птицеводство. Предприятия по разведению животных. Изучение основных видов птиц ХМАО-Югры, их особенностей во внешнем и внутреннем строении, поведении и жизненном цикле. Проведение акции «Накормим птиц!», создание кормушек, изучение правил кормления птиц Что такое охотничий промысел. Виды разрешенной охоты. Виды пушных зверей. Особенности жизни животных, на которых производится охота. Что такое флора. Основные виды, населяющие данную территорию. Определение видов растений по внешнему виду. Изучение редких, исчезающих и вымирающих растений нашего региона и Сургутского района. Что такое культурные растения. Их отличие от других растений. Виды культурных растений в Сургутском районе. Примерный календарь сельскохозяйственных работ. Что такое рекреация. Функции леса. Минеральные источники, курортные зоны, санатории Сургутской области. Получение знаний о разнообразии грибов ХМАО-Югры, классификации грибов, особенностей строения. Разнообразие и строение лишайников ХМАО-Югры, значение лишайников в природе. Проведение игры-викторины «Биологический лабиринт».
Экскурсии:
- «От капли до капли»
Охрана и рациональное использование биологических ресурсов (5 часов). Изучение особо охраняемых природных ресурсов ХМАО-Югры: заповедники, заказники, природные парки. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Способы возобновления. Сохранение и рациональное использование ресурсов. Получение знаний об особенностях влияния жизнедеятельности человека на биологические ресурсы, степень из возобновляемости. Экологические катастрофы: виды, последствия катастроф для биологических ресурсов ХМАО-Югры Сургутского района. Проведение интеллектуальной игры «Самый умный».
Влияние нефти на биоресурсы ХМАО-Югры (9 часов). Особенности влияния нефти на ресурсы живой природы. Изучение особенностей добычи нефти в Сургутском районе. Проведение практической работы по изучению основных свойств нефти при помощи проведения опыта Флора Сургутского района и влияние нефти на растения. Проведение практической работы по изучению действия нефти на проросток фиалки и других растений. Фауна Сургутского района и влияние нефти на животных. Проведение практической работы по изучению влияния нефти на жизнь птиц ХМАО-Югры. Изучение методов ликвидации нефти при утечке в почву и воду. Проведение практической работы по исследованию методов ликвидации нефтяных продуктов при утечки нефти в воду и почву.
Практические работы:
- «Изучение основных свойств нефти опытным путем»
- «Действие нефти на проросток растения»
- «Влияние нефти на жизнь птиц»
- «Исследование эффективности методов ликвидации нефти».
Заключение (2 часа). Обобщение знаний по биологическим ресурсам ХМАО-Югры. Подведение итогов по изучению биологических ресурсов ХМАО-Югры
ИТОГО – 35 ч
Учебно-тематический план
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. Введение | 4 | 3 | 1 |
2. Разнообразие биологических ресурсов ХМАО-Югры | 15 | 12 | 3 |
3. Охрана и рациональное использование биологических ресурсов | 5 | 4 | 1 |
4. Влияние нефти на биоресурсы ХМАО-Югры | 9 | 5 | 4 |
5. Заключение | 2 | 2 | 0 |
ИТОГО | 35 | 26 | 9 |
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
личностные –
- осознание взаимосвязи духовного и телесного здоровья,
- положительная мотивация к действиям по развитию экологической грамотности,
- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к жизни и окружающей среде;
метапредметные –
- опыт применения экосистемной познавательной модели;
- участие в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах;
- умение находить, изучать и проверять тематическую информацию;
- умение разрабатывать проект в соответствии с требованиями;
- развитие умения работы в команде;
- умение формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать, убеждать;
предметные -
- определять признаки биологических объектов, принадлежащих различным царствам живой природы, их многообразие и сложность строения;
- изучать биологические объекты, в том числе человека,
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов
- рассматривать объекты на готовых микропрепаратах, сравнивать их;
- использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
5. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов по разделам, темам, отводимых на освоение программы по классам
№ п/п | Тема занятия | Содержание | 6 Б | |
План | Факт. | |||
Введение (4 часа) | ||||
Понятие «биологические ресурсы» | Изучение понятия «биологические ресурсы», основные компоненты биоресурсов | 02.09 | ||
Классификация биологических ресурсов | Биологические ресурсы и их классификация: ресурсы продуцентов, редуцентов, консументов | 10.09 | ||
Экологический субботник «Сохраним природу от мусора» | Проведение экологического субботника на территории школы. | 17.09 | ||
Основная характеристика Сургутского района ХМАО-Югры | Характеристика Сургутского района: географическое положение, главные реки, климат, почвы. | 24.09 | ||
Разнообразие биологических ресурсов ХМАО-Югры (15 часов) | ||||
Фауна ХМАО-Югры | Что такое фауна. Какие виды животных можно встретить в нашей области. Основные представители. | 01.10 | ||
Красная книга животных ХМАО | Изучение редких, вымирающих животных Сургутского района ХМАО-Югры | 08.10 | ||
Рыбный промысел и хозяйство | Какие рыбы водятся в нашей области. Редкие виды рыб. Места обитания основных видов рыб. | 15.10 | ||
Экскурсия в океанариум «От капли до океана» | Проведение экскурсии в океанариум на тему «От капли до океана», изучение подводных одноклеточных и многоклеточных животных» | 22.10 | ||
Ресурсы домашних животных | Отрасли животноводства: скотоводство, пчеловодство, птицеводство. Предприятия по разведению животных. | 12.11 | ||
Птицы ХМАО-Югры | Изучение основных видов птиц ХМАО-Югры, их особенностей во внешнем и внутреннем строении, поведении и жизненном цикле. | 19.11 | ||
Акция «Накормим птиц!» | Проведение акции «Накормим птиц!», создание кормушек, изучение правил кормления птиц | 26.11 | ||
Ресурсы охоты | Что такое охотничий промысел. Виды разрешенной охоты. Виды пушных зверей. Особенности жизни животных, на которых производится охота. | 03.12 | ||
Флора ХМАО-Югры | Что такое флора. Основные виды, населяющие данную территорию. Определение видов растений по внешнему виду. | 10.12 | ||
Красная книга растений ХМАО | Изучение редких, исчезающих и вымирающих растений нашего региона и Сургутского района | 17.12 | ||
Ресурсы культурных растений | Что такое культурные растения. Их отличие от других растений. Виды культурных растений в Сургутском районе. Примерный календарь сельскохозяйственных работ | 24.12 | ||
Рекреационные и лесные ресурсы | Что такое рекреация. Функции леса. Минеральные источники, курортные зоны, санатории Сургутской области. | 14.01 | ||
Многообразие грибов ХМАО-Югры | Получение знаний о разнообразии грибов ХМАО-Югры, классификации грибов, особенностей строения | 21.01 | ||
Лишайники в ХМАО: строение и значение | Разнообразие и строение лишайников ХМАО-Югры, значение лишайников в природе | 28.01 | ||
Игра-викторина «Биологический лабиринт» | Проведение игры-викторины «Биологический лабиринт» | 04.02 | ||
Охрана и рациональное использование биологических ресурсов (5 часов) | ||||
Особо охраняемые природные территории ХМАО-Югры | Изучение особо охраняемых природных ресурсов ХМАО-Югры: заповедники, заказники, природные парки. | 11.02 | ||
Сохранение и рациональное использование биологических ресурсов | Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Способы возобновления. Сохранение и рациональное использование ресурсов. | 18.02 | ||
Влияние жизнедеятельности человека на биологические ресурсы | Получение знаний об особенностях влияния жизнедеятельности человека на биологические ресурсы, степень из возобновляемости | 25.02 | ||
Экологические катастрофы и их последствия для биологических ресурсов | Экологические катастрофы: виды, последствия катастроф для биологических ресурсов ХМАО-Югры Сургутского района | 04.03 | ||
Интеллектуальная игра «Самый умный» | Проведение интеллектуальной игры «Самый умный» | 11.03 | ||
Влияние нефти на биоресурсы ХМАО-Югры (9 часов) | ||||
Влияние нефти на биологические ресурсы ХМАО-Югры | Особенности влияния нефти на ресурсы живой природы. | 18.03 | ||
Особенности добычи нефти в Сургутском районе | Изучение особенностей добычи нефти в Сургутском районе. | 01.04 | ||
Практическая работа № 1: Изучение основных свойств нефти опытным путем | Проведение лабораторной работы по изучению основных свойств нефти при помощи проведения опыта | 08.04 | ||
Влияние нефтяных продуктов на флору Сургутского района | Флора Сургутского района и влияние нефти на растения. | 15.04 | ||
Практическая работа № 2: Действие нефти на проросток растения | Проведение лабораторной работы по изучению действия нефти на проросток фиалки и других растений | 22.04 | ||
Влияние нефтяных продуктов на фауну Сургутского района | Фауна Сургутского района и влияние нефти на животных. | 29.04 | ||
Практическая работа № 3: Влияние нефти на жизнь птиц | Проведение лабораторной работы по изучению влияния нефти на жизнь птиц ХМАО-Югры | 06.05 | ||
Методы ликвидации нефтяных продуктов при утечке | Изучение методов ликвидации нефти при утечке в почву и воду. | 13.05 | ||
Практическая работа № 4: Исследование эффективности методов ликвидации нефти | Проведение лабораторной работы по исследованию методов ликвидации нефтяных продуктов при утечки нефти в воду и почву | 20.05 | ||
Заключение (2 часа) | ||||
Закрепление материала | Обобщение знаний по биологическим ресурсам ХМАО-Югры. | 27.05 | ||
Подведение итогов | Подведение итогов по изучению биологических ресурсов ХМАО-Югры | 03.06 |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение
- Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс. / Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др. – М: Просвещение, 2012.
- В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.
- В.П.Александрова, И.В.Болгова. Культура здоровья человека: практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. - М: ВАКО, 2014
- Задачи по экологии и методика их решения. / В.Басов – М: Ленанд , 2014.
- Биология. Человек. Культура здоровья: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко – М: Просвещение, 2011.
- Экология человека. Культура здоровья: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений / М.З.Фёдорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина – М: Вентана-Граф, 2008.
- Экология животных. 7 класс: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов и др., под редакцией доктора биологический наук, профессора Н.М.Черновой – М: Вентана-Граф, 2011.
- Задания для олимпиад по экологии: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского Университета, 2011.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения и организации внеурочной деятельности «Биоресурсы ХМАО» необходимы следующие материально-технические средства: ноутбук, проектор, гербарии и коллекции растений, муляжи плодовых тел грибов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
разработка рабочей программы по истории ХМАО для 10 класса...
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО
Рабочая программа по истории ХМАО...