Методическая разработка урока по биологии 6 класс Тема: «Дыхание растений»
методическая разработка по биологии (6 класс)
Методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_dyhanie_rasteniy._6_klass.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дыхание растений»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.
Задачи урока: научиться давать определение понятию дыхание; установить, как происходит газообмен в растениях; объяснять, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; различать и устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, развивать представления об обмене веществ.
Формируемые УУД
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование экологической культуры; формирование научного мировоззрения.
Познавательные:
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сравнивать и делать выводы, передавать информацию в сжатом (развёрнутом) виде. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные:
Формировать собственное суждение, аргументировать свою точку зрения и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Регулятивные:
Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Обеспечение урока: рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, презентация, видеофрагмент.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД - учатся культуре общения. |
Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Озвучивает эпиграф урока Организует проведение эксперимента по задержке дыхания. Организует обсуждение по полученным результатам. Уточняет, корректирует ответы учащихся. Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Организует подводящий диалог. - Вспомните, что Вам известно о дыхании (заполняем 1 столбик таблицы приложение 1) | Обсуждают смысл эпиграфа. Участвуют в проведении эксперимента, проводят самонаблюдение. Обсуждают совместно с учителем полученные результаты. Делают выводы Отвечают на вопрос. Беседа. Заполняют 1 столбик таблицы. ( приложение 1) | Познавательные УУД: - проводят эксперимент; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Создает для учеников проблемную ситуацию. Обратимся к опыту английского химика Джозефа Пристли (Приложение 2), который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было- там мышь погибла. | Анализируют услышанное, высказывают свои предположения. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. |
Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. - Как вы думаете, почему погибла мышь? - О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить? - Почему мышь не погибла там, где было растение? - Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений» - Давайте сформулируем цель урока? - Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2 столбик таблицы приложение 1) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). совместно с учителем формулируют ответ. Записывают тему урока. (заполняют 2-ой столбик таблицы приложение 1) | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Предлагает выполнить задания - Каким образом мы можем изучить процесс дыхания у растений? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; таблицы) Организует работу в парах. - Составьте план нашей дальнейшей работы - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, видеофрагмента, таблицы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (дать определение понятию «дыхание», заполнить таблицу). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете, каким будет ответ? (Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске). | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы) | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. |
«Открытие» нового знания (7-8 мин.) | 1. Организует работу с текстом учебник Прочитайте в § 17 на стр. 93 1-3 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание. 2. Показывает видеофрагмент. - Просмотрите видеофрагмент и определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям. - Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? - Какие этапы включает в себя процесс дыхания: - поступление кислорода через устьица и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание; - расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание; - удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица. 3. Проводит лабораторные опыты: Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ. Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании. Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных. Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды. | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Участвуют в проведении лабораторных опытов. Делают выводы. Выполняют упражнения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Физкультминутка. (1-2 мин.) | Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем | ||
Применениенового знания. (6-8 мин.) | Организует работу с учебником по определению понятия «дыхание». Организует просмотр видео «Дыхание листьев»: определяет вопросы, на что особо следует обратить внимание. Организует обсуждение видео по предложенным вопросам. Организует обсуждение результатов эксперимента, представленных в презентации «Дыхание растений». Организует проведение лабораторных опытов, доказывающих выделение тепла (энергия, образующаяся при дыхании) Проводит первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи Вопросы: 1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся) 2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании? 3. Что понимают под дыханием у растений? 4.А все ли органы растения дышат?
Предлагает заполнить таблицу «Сравнение горения и дыхания»(Приложение 3) Организует самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуРешите задачу: Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса? | Работают с учебником, выделяют главные характеристики понятия «дыхание». Смотрят видео, продумывают и озвучивают ответы на вопросы, поставленные к фильму учителем. Проговаривают совместно с учителем этапы дыхания. Объясняют, куда девался кислород и как образовался углекислый газ. Анализируют содержание слайда презентации, результатов лабораторной работы Делают выводы об участии в процессе дыхания всех органов растения. Отвечают на вопросы учителя по уточнению и корректировке полученных знаний Заполняют таблицу в тетради «Сравнение горения и дыхания» Решают задачу и проверяют её по эталону | Познавательные УУД - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Рефлексия.(2-3 мин). | Проводит рефлексию, предлагая заполнить 3 столбик таблицы приложение 1. | Заполняют 3 столбик таблицы приложение 1. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание. Прочитать текст учебника (задание обязательное для всех) Выполнить задание № 1, 2 на стр. 96 (по выбору) | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий. |
Приложение 1.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Дыхание – это свойство всех живых организмов | Как дышат растения | Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски. |
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ | Зачем нужен кислород | Для окисления орг в-тв (БЖУ) с освобождением энергии для жизни |
Приложение 2.
История опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
Приложение3.
Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.
– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами.
Кислород | Немного тяжелее воздуха | Поддерживает горение |
Углекислый газ | Значительно тяжелее воздуха | Не поддерживает горение |
При горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органических веществ и выделяется энергия. Процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах.
У животных и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - Н2О и СО2! при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.
Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.
Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.
Схему процесса дыхания
Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)
Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
Таблица «Сравнение горения и дыхания».
Признаки процесса | Дыхание | Горение |
Протекание реакции | медленно | бурно |
Выделение энергии | мало энергии | много энергии и света |
Приложение 4
Дополнительно если останется время.
1) Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г) Происходит в клетках с хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества образуются.
Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.
З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
2) Вставьте в текст пропущенные слова.
1.В процессе фотосинтезом…… органических веществ, при дыхании органические вещества…..
2. Фотосинтез протекает только……, а процесс дыхания……..
3. В растении на свету протекает процесс…….и……
4. Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания ……
5. В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме……...
3) Вставьте пропущенные слова.
1. Растения при дыхании поглощают……….
2. Растения при дыхании выделяют……….
3. Органические вещества при дыхании…………
4. Растения дышат в …… время суток
5. Дышат …… органы растения.
6. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"
Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".
Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....
Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....
Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...
Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"
Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...