Методическая разработка урока по биологии 6 класс Тема: «Дыхание растений»
методическая разработка по биологии (6 класс)

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_dyhanie_rasteniy._6_klass.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дыхание растений»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

Задачи урока: научиться давать определение понятию дыхание; установить, как происходит газообмен в растениях; объяснять, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; различать  и устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, развивать представления об обмене веществ.

Формируемые УУД

Личностные:

   Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование экологической культуры; формирование научного мировоззрения.

Познавательные:

Строить логическое  рассуждение,  включающее установление  причинно-следственных связей. Сравнивать и делать выводы, передавать информацию в сжатом (развёрнутом) виде. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные:

Формировать собственное суждение, аргументировать свою точку зрения  и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной   деятельности.   Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:

Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Обеспечение урока: рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, презентация, видеофрагмент.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД

- учатся культуре общения.

Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Озвучивает эпиграф урока

Организует проведение   эксперимента по задержке дыхания.

Организует обсуждение по полученным результатам.  

Уточняет, корректирует ответы учащихся.

Постановка  эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. 

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!».

Организует подводящий диалог.

- Вспомните, что Вам известно о дыхании (заполняем 1 столбик таблицы приложение 1)

Обсуждают смысл  эпиграфа.

Участвуют в проведении эксперимента, проводят самонаблюдение.

Обсуждают совместно с учителем полученные результаты.

Делают выводы

Отвечают на вопрос. Беседа.

Заполняют 1 столбик таблицы.

( приложение 1)

Познавательные УУД:

- проводят эксперимент;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.               Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения.    

Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Создает для учеников проблемную ситуацию.

Обратимся к опыту английского химика Джозефа Пристли  (Приложение 2), который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было- там мышь погибла.

Анализируют услышанное, высказывают свои предположения.                      

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Целеполагание. (3-4 мин.)

 Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Почему мышь не погибла там, где было растение?

- Сформулируйте тему нашего урока.  «Дыхание растений»

-  Давайте сформулируем  цель урока?

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать?  (заполняем 2 столбик таблицы приложение 1)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                      

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

совместно с учителем формулируют ответ.

Записывают тему урока.

(заполняют 2-ой столбик таблицы приложение 1)

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.

Предлагает выполнить задания

- Каким образом мы можем изучить процесс дыхания у растений? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; таблицы)  

 Организует работу в парах.

- Составьте план нашей дальнейшей работы

-  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, видеофрагмента, таблицы  и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (дать определение понятию «дыхание», заполнить таблицу).

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

 «Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

 - Как вы предполагаете,  каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске).   

  Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                        

Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

 «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

1. Организует работу с текстом учебник Прочитайте в § 17 на стр. 93 1-3 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.

2. Показывает видеофрагмент.

- Просмотрите видеофрагмент и определите, какая информация  не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

- Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение?  

- Какие этапы включает в себя процесс дыхания:

- поступление кислорода через устьица  и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода  с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.

3.   Проводит лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыты:                                                                                                                         А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.

Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.     

Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

 Фиксируют в тетрадях своё «открытие».  

 Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.              

Участвуют в проведении лабораторных опытов.

Делают выводы.

Выполняют упражнения.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

 - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Физкультминутка. (1-2 мин.)

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Применениенового знания. (6-8 мин.)

Организует работу с учебником по определению понятия «дыхание».

Организует просмотр видео «Дыхание листьев»: определяет вопросы, на что особо следует обратить внимание.

Организует обсуждение видео по предложенным вопросам.

Организует обсуждение результатов эксперимента, представленных в презентации «Дыхание растений».

Организует проведение лабораторных опытов, доказывающих выделение тепла (энергия, образующаяся при дыхании)

Проводит первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи

Вопросы:                                

1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся)

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?  

4.А все ли органы растения дышат?  

        

Предлагает заполнить таблицу «Сравнение горения и  дыхания»

(Приложение 3)

Организует самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решите задачу: Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Работают с учебником, выделяют главные характеристики понятия «дыхание».

Смотрят видео, продумывают и озвучивают ответы на вопросы, поставленные к фильму учителем. Проговаривают совместно с учителем этапы дыхания. Объясняют, куда девался кислород и как образовался углекислый газ.

Анализируют содержание слайда презентации, результатов лабораторной работы

Делают выводы об участии в процессе дыхания всех органов растения.

Отвечают на вопросы учителя по уточнению и корректировке полученных знаний

Заполняют таблицу в тетради «Сравнение горения и дыхания»

Решают задачу и проверяют её по эталону

Познавательные УУД

 - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

Рефлексия.(2-3 мин).

Проводит рефлексию, предлагая заполнить 3  столбик таблицы приложение 1.

Заполняют 3 столбик таблицы

приложение 1.

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание.

Прочитать текст учебника (задание обязательное для всех)

Выполнить задание № 1, 2 на стр. 96 (по выбору)

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.                                  

Приложение 1.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления орг в-тв (БЖУ) с освобождением энергии для жизни

Приложение 2.

История  опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Приложение3.

Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.

– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами.

Кислород

Немного тяжелее воздуха

Поддерживает горение

Углекислый газ

Значительно тяжелее воздуха

Не поддерживает горение

При горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органических веществ и выделяется энергия. Процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах.

У животных  и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются  на более простые, из которых они образовались, - Н2О и СО2!  при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.

Дыхание – это процесс окисления сложных веществ  с участием кислорода.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.

Схему процесса дыхания

Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Таблица «Сравнение горения и дыхания».

Признаки процесса

Дыхание

Горение

Протекание реакции

медленно

бурно

Выделение энергии

мало энергии

много энергии и света

Приложение 4

Дополнительно если останется время.

1) Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

А) Происходит во всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Органические вещества образуются.

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

2)  Вставьте в текст пропущенные слова.

1.В процессе фотосинтезом…… органических веществ, при дыхании органические вещества…..

2. Фотосинтез протекает только……, а процесс дыхания……..

3. В растении на свету  протекает процесс…….и……

 4. Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания ……

5. В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме……...

3) Вставьте пропущенные слова.

1.        Растения при дыхании поглощают……….

2.        Растения при дыхании выделяют……….

3.        Органические вещества при дыхании…………

4.        Растения дышат в …… время суток

5.        Дышат …… органы растения.

6.        При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".

Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"

Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...