Определение потребностей и мотивов | Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации). Фронтальная работа с классом по заданиям: 1. Используя таблицу, расскажите о размножении земноводных (сроки размножения, половой диморфизм, брачное поведение, уход за потомством) 2. Используя интерактивный модуль, составьте правильную последовательность стадий развития земноводных и дайте краткую характеристику каждой стадии 3. Разместите соответствующие названия органов земноводных в таблице: жабры, лёгкие, два круга кровообращения, кожа, двухкамерное сердце, трёхкамерное сердце, один круг кровообращения, замкнутая система, печень, клоака, боковая линия, пищевод, незамкнутая система, кишечник, трахея, желудок, поджелудочная железа Органы дыхания | Органы пищеварения | Кровеносная система |
|
|
|
4. Распределите в таблице перечисленные признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, лёгочное дыхание, нервная система с обособленным головным и спинным мозгом, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы, сложное поведение
Признаки рыб | Признаки земноводных | Общие признаки хордовых животных |
|
|
|
Какие признаки строения и жизнедеятельности имеют земноводные животные? Создание проблемной ситуации Демонстрирует таблицу с изображениями разных земноводных К какой группе позвоночных животных они относятся? Чем можно объяснить их отличия друг от друга?
Учитель предлагает определить тему и цели урока.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу. Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков.
Выполняют задания, предложенные учителем.
Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками
Отвечают на вопросы учителя Выводы учащихся: земноводные – это животные, которые имеют голую слизистую кожу, барабанную перепонку, лёгочное дыхание, пятипалую конечность, трёхкамерное сердце, 2 круга кровообращения и развитие с метаморфозом Предлагают разные гипотезы Формулируют тему урока «Многообразие земноводных». Делают записи в тетради. | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем)
Познавательные: общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование) Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов
| Организует самостоятельную работу с текстом учебника для ответа на вопрос: Какие систематические группы выделяют внутри класса земноводных? Какими признаками отличаются земноводные разных отрядов? Заполните схему «Отряды Земноводных» в тетради
Организует фронтальную проверку содержания записей в схеме, корректирует ответы учащихся.
Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему земному шару, не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Существует около 4 000 видов амфибий. У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы познакомимся с отрядами земноводных, и помогут нам в этом ваши одноклассники.
Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний
Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле?
Демонстрация слайдов 33 вида амфибии занесены в Красную книгу, из них 8 видов – в Красной книге России: крестовка кавказская, жаба камышовая, тритон альпийский, чесночница сирийская, тритон костистый, тритон карпатский, тритон малоазиатский, саламандра кавказская
Какие меры по охране земноводных вы можете предложить?
Почему амфибии нуждаются в охране? | Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и заполняют в тетради схему «Отряды Земноводных».
Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.
Слушают сообщения учащихся о хвостатых и бесхвостых земноводных
Формулируют выводы по проблеме урока: «Земноводные подразделяются на три отряда, представителя которых освоили водную, наземную и почвенную среду, благодаря разным адаптациям, входят в состав самых разных сообществ»
Отвечают на вопросы учителя и формулируют выводы: 1. хозяйственная деятельность человека оказывает пагубное влияние: земляные работы, вырубка лесов, загрязнение водоёмов при водят к исчезновению естественных местообитаний амфибий
2. очистка водоёмов, запрет на уничтожение, специальные тоннели под автострадами для прохода амфибий во время миграций 3. имеют большое значение в природе и жизни человека: уничтожение вредителей, звено в цепях питания, объект лабораторных исследований, изготовление лекарственных препаратов, употребление в пищу, регулируют численность беспозвоночных, являются индикаторами чистоты окружающей среды | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, выведение следствий)
Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические Регулятивные (преодоление препятствий)
Познавательные (построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка)
Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка) |
Итоговый самоконтроль и самооценка | Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили. Составьте синквейн о земноводных
Выставление оценок за урок. Предлагает учащимся домашнее задание: Изучить §39 и ответить устно на вопросы параграфа с.187. | Перечисляют новую для себя информацию
Фронтальная работа у интерактивной доски
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. | Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности) Регулятивные (самоконтроль и самооценка) |