Разработка урока по биологии для 7 класса "Многообразие птиц. Их значение и охрана."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

На  данном  уроке  целесообразно отойти  от  традиционного  изложения  материала , сделать  его ярким  ,  запоминающимся .  Для этого  можно  сочетать   внеурочную  работу  по  биологии  с  урочной  деятельностью  учащихся.  Так ,  например  , при  подготовке   к  уроку  вместе  с учащимися можно сходить на экскурсию  в лес и   сделать  зарисовки  и снять  видеофильм  или  учащиеся   могут поработать с Красной  книгой , с энциклопедиями  и дополнительным  материалом из интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Многообразие  птиц. Их  значение  и охрана.


урок биологии , 7 класс

Автор: Ибатуллина  Нуриса Габделнауваровна,

учитель биологии

МБОУ «Ашитбашская средняя общеобразовательная школа  имени Г. Тукая »

Республика Татарстан

На  данном  уроке  целесообразно отойти  от  традиционного  изложения  материала , сделать  его ярким  ,  запоминающимся .  Для этого  можно  сочетать   внеурочную  работу  по  биологии  с  урочной  деятельностью  учащихся.  Так ,  например  , при  подготовке   к  уроку  вместе  с учащимися можно сходить на экскурсию  в лес и   сделать  зарисовки  и снять  видеофильм  или  учащиеся   могут поработать с Красной  книгой , с энциклопедиями  и дополнительным  материалом из интернета.

Для  работы  на  уроке  школьники  объединяются    в команды  по  7  человек . Каждая команда  выбирает свое  название   и эмблему.  Ответы  учащихся  оцениваются   жетонами  разного  цвета :  красный  - 5 балллов , зеленый – 4  балла , желтый – 3  балла.  В конце  урока  по  количеству   и цветовому  набору  жетонов   оцениваются  не  только  ответы  отдельных  учащихся  ,  но и  выделяется команда  - победитель.

Цель  урока :  Показать  многообразие  птиц ,  их  характерные  особенности  ,  взаимосвязь  строения  с образом   жизни ;  познакомить  с  редкими   и исчезающими  видами  птиц ,  мерами по  их  охране.

Оборудование :  книги  о птицах  ,  рисунки   с  изображениями  птиц. ,  выполненные  учащимися ,  муляжи  птиц , аудиокассета  «Голоса  птиц»  и любительский  видеофильм.

Ход  урока

I. Организационный  момент.

II. Проверка  знаний  по теме  «Птицы»

( Этот  урок  - заключительный  , поэтому  целесообразно  проверить  усвоение  школьниками  материала  о  внешнем   и внутреннем   строении  птиц).

Учитель  вызывает  к  доске  одного  ученика  из каждой  команды.

Задание 1.

На  магнитной   доске  ,  под  табличками   с названиями   систем органов ,    разместить  соответствующие  названия  отдельных  органов  , из которых  образована  та или  другая  

1-команде                                                                    

Пищеварительная система

2-команде  

Кровеносная система

Названия  органов : легкие    ,  жабры  , пищевод ,кишечник ,   трахеи ,  один  круг  кровообращения , клоака, четырехкамерное сердце , два предсердия ,двухкамерный желудок ,  два желудочка , зоб ,  два круга кровообращения, поджелудочная железа .

Задание  2

Укажите правильные утверждения.

1. Первые птицы  появились  в кайнозойскую эру.

2. Птицы – самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.

3. Птицы  имеют  постоянную температуру тела.

4.Гнездование – это форма  приспособления к неблагоприятным  условиям среды.

5. По форме  клюва можно определить характер питания   птиц.

Задание 3

По  результатам  опроса учащиеся  получают  соответствующие   жетоны.

III.  Изучение  нового  материала : знакомство  с многообразием  птиц .

1. Рассказ учителя.

На Земле сейчас живёт около 9000 видов птиц (это наиболее многочисленный класс из всех наземных позвоночных), которые объединены примерно в 30 отрядов и 160 семейств.  Они  теплокровные позвоночные животные, покрытые перьями и приспособленные к полету. Откладывают яйца, проявляют заботу о потомстве и имеют сложные формы поведения и взаимоотношений с окружающей средой. Для перелетных птиц характерны сезонные миграции, нередко за тысячи километров от мест гнездования. Размеры – от крупных (черные грифы) до мелких (корольки). У большинства видов самцы и самки различаются по размерам и окраске оперения.

1.Гагарообразные                                                                                                                             Отряд водоплавающих птиц. Отряд гагар состоит из единственного семейства Гагаровые (Gaviidae) с пятью видами одного рода Гагары (Gavia), распространёнными в холодном и умеренном поясе северного полушария. В период зимовки часто задерживается на внутренних пресных водоёмах, у устьев рек, в лагунах и на морских берегах. Гнездо устраивает по берегам различных водоёмов, почти всегда около воды. В мае-июне откладывает, как правило, 2 яйца оливкового или коричневого цвета с тёмными пятнами.

2.Поганкообразные

Отряд водоплавающих птиц. 20 видов. Известны с нижнего миоцена. Распространены повсеместно. Наибольшего разнообразия достигают в Новом Свете (15 видов). Длина от 23 см (малая поганка) до 60 см (большая поганка, или чомга). Тело вытянутое, уплощённое сверху вниз, длинная шея, маленькая голова и острый тонкий клюв.

3.Трубконосые

Отряд океанических птиц, включает четыре семейства: альбатросы, собственно буревестники, качурки  и ныряющие буревестники . Насчитывают 95 видов. Большинство популяций перелётные и кочующие, но определённое число особей проводит зиму в местах размножения. Для гнездования выбирает наклонные стены и скалистые островки, а также неровные каменистые склоны в нескольких сотнях метров от моря.

Пеликанообразные, или веслоногие

Отряд водоплавающих птиц, включает шесть семейств: олуши, фаэтоны, фрегаты, бакланы, змеешейки, пеликаны. К гнездованию приступает рано, уже в самом разгаре зимы. В гротах, среди камней или под кустарниками строит гнездо больших размеров.

Аистообразные, или голенастые

Выделяют шесть современных семейств, которые включают 49 родов и 118 видов. Семейства: цапли, китоглавы (один вид), молотоглавы (один вид), аисты, ибисы и челноклювы (один вид). Наиболее древние ископаемые цаплевые и аистовые известны из отложений нижнего эоцена. Всего описано около 60 ископаемых видов голенастых птиц.                            

 Фламингообразные

Объединяет 5 видов, населяющих Юго-Западную Европу, Азию, Африку, Центральную и Южную Америку. Везде область распространения ограничена. Предковые формы известны с эоцена, близкие к современным — с верхнего олигоцена. Длина 91-120 см. Клюв круто изогнут под углом. На языке и краях челюстей — роговые пластины, образующие цедильный аппарат. Нижняя челюсть массивнее верхней и почти неподвижна. Ноги и шея очень длинные. Три передних пальца на ногах соединены плавательной перепонкой. Оперение белое, розовое или красное, концы крыльев чёрные. Самцы и самки окрашены одинаково.

Гусеобразные, или пластинчатоклювые (Anseriformes)

Объединяет около 150 видов, подавляющее большинство которых относится к семейству утиных . В основном крупные и средних размеров птицы, отличающиеся уплощённым клювом с утолщением на конце и поперечными роговыми пластинками, выполняющими роль цедильного аппарата. Ноги короткие, три пальца из четырёх направлены вперёд и соединены плавательной перепонкой. Тело плотное, вальковатое, шея и крылья длинные. Хвост короткий. Оперение плотное, с большим количеством пуха.

Хищные птицы

Объединяет пять семейств (кондоры, соколы, ястребы, секретари, скопиные), 290 видов. Длина и масса тела от 15 см и 35 г (сокол-крошка) до 110 см и 15 кг (кондоры). Распространены по всему свету, исключая Антарктиду. Занимают все природные зоны и ландшафты. Клюв крепкий, загнутый крючком. Его основание одето голой ярко окрашенной восковицей, в которую открываются наружные отверстия ноздрей. Ноги сильные с длинными и острыми когтями. Пальцы относительно длинные с подушечками на подошвенной стороне для удержания добычи. Телосложение плотное, оперение жёсткое, плотно прилегающее к телу. Окраска неяркая с преобладанием серых и бурых тонов. У некоторых видов, кормящихся падалью, голова и часть шеи неоперённые. Окраска у самцов и самок одинаковая, но самки заметно крупнее самцов. У американских грифов самцы крупнее самок.

Курообразные

    Включает шесть семейств: большеногие куры, гокко, фазановые, тетеревиные, цесарки и индейки; всего 283 вида. Отряд курообразных — широко распространённая и хорошо обособленная древняя группа птиц. Основную массу её составляют птицы средней величины; крупных и мелких птиц мало. Масса перепела 80-120 г, глухаря — до 6 кг.

Журавлеобразные

Включает 9 ископаемых семейств и 13 современных семейств, в том числе: журавли, трёхперстки, агами, пастушки, солнечные цапли, сериемы, лапчатоноги, дрофы, авдотки; всего около 210 видов. Предпочитает открытые территории: травяные и верховые болота, поросшие лесом болотистые участки. Для гнезда выбирает сухое место в подтопленных местах, на островке или на отмели. С конца марта по июнь откладывает обычно 2 рыжих или зеленоватых с бурыми пятнами яйца, о которых заботятся оба родителя в течение 28-31 дня.

Ржанкообразные

Система отряда окончательно не разработана, объединяет подотряды куликов), чайковых  и чистиковых , включающие от 11 до 18 семейств: яканы, ржанковые, тиркушковые (тиркушки, бегунки и другие), поморники и другие. Около 320 видов.

Рябкообразные

Птицы размером с домашнего голубя, голова небольшая, клюв по форме похож на куриный. Шея короткая, крылья длинные, узкие, острые. Ноги короткие, плюсна оперена. Хвост длинный, клиновиднообразный. Оперение густое и плотное. Окраска оперения светло-охристая и песчано-желтоватых тонов.

Голубеобразные

Отряд птиц, включает три семейства: дронты , голуби  и рябки ; всего более 300 видов. Этих птиц объединяет ряд анатомических и морфологических признаков в строении скелета, пищеварительной системы. У них хорошо развиты зоб и мускульный желудок, очень мала копчиковая железа. Контурные перья имеют сильно выраженную пуховую часть. Оперение густое и плотное, но при этом перья слабо закреплены в коже. Первостепенных маховых перьев 10-11, рулевых 12-20.

Попугаеобразные

Насчитывает 1 семейство, 7 подсемейств, 324 вида, объединённых примерно в 60 родов.Некрупные птицы с круглой головой и длинным ступенчатым хвостом Тело ярко-зелёного цвета с лёгким жёлтым оттенком на голове и брюшной стороне. Клюв и участки голой кожи вокруг глаз — красные. Узкий, спереди чёрный, а сзади красный, «ошейник» отделяет оперение головы от шеи. Появляется «ошейник» только у взрослых самцов в возрасте 3 лет, в остальном отличий от самок и молодых птиц нет.

Кукушкообразные

Отряд птиц, включает два семейства: турако и кукушки. Насчитывают около 150 видов кукушкообразных, объединяемых в 43 рода. Это птицы средних размеров, наиболее мелкие виды по величине уступают скворцам, самые крупные — с ворона.

Совообразные

Совы  — отряд ночных хищных птиц. 140 видов — филины, неясыти, совки, сычи и сипухи. Масса от 50 г (карликовый сыч) до 4,5 кг (филин). Туловище плотное. Голова большая с округлым лицевым диском, глаза крупные, смотрят вперёд. Клюв сильный, с острым круто изогнутым крючком на конце и режущими краями. Основание клюва покрыто мягкой, голой, часто вздутой восковицей, прикрытой волосовидными чувствительными перьями (вибриссами), направленными вперёд.

Козодоеобразные

Отряд птиц, разделяется на два подотряда. Подотряд гуахаро и  козодоев . Всего в отряде 23 рода с 93 видами. В России встречаются только три вида . Обитатель тёплых и сухих мест с разреженной древесной и кустарниковой растительностью: лесостепи, полупустыни, вырубки. Заселяет опушки леса, луга, поля, пустоши, заброшенные виноградники, песчаные речные берега и пр. В горах не селится выше лесного пояса.

Стрижеобразные

Отряд птиц, включает два резко различающихся подотряда: стрижи и колибри, свыше 420 видов. Масса от 1,6 г до 50 г и более. В отряде соседствуют однообразно окрашенные тёмного цвета стрижи и исключительно яркие колибри. Все виды активные летуны, они не могут ходить, а тем более бегать, плавать и нырять.

Ракшеобразные

     Включает резко различающиеся специализированные группы, 10 семейств, 194 вида.
Распространены повсеместно, от дождевых тропических лесов до пустынь. Филогенетически близки к кукушкообразным и козодоеобразным.

Дятлообразные

Отряд птиц, включает шесть семейств, около 400 видов. Дятлы — птицы мелкой и средней величины: самые маленькие меньше воробья, наиболее крупные — с ворону. Внешний вид и окраска дятлов весьма различны. Некоторые виды имеют однотонную буроватую окраску, другие имеют пёстрое, часто довольно яркое оперение. Крылья тупые, состоящие обычно из 10-11 первостепенных маховых перьев. Хвост чаще состоит из 10—12 рулевых.

Воробьинообразные

Воробьинообразные (воробьиные, Passeriformes), отряд птиц; включает свыше 5 тыс видов (около 3/5 всех видов птиц); около 4 тысяч видов относятся к певчим воробьиным. Длина воробьиных от 9 см (корольки) до 70 см (ворон).

2. Просмотр видеофильма .

3. Выполнение задания по распределению птиц по отрядам..

4. Викторина. Примеры  вопросов :

- Когда птица поёт  громче: в полете  или сидя на ветке?

- Какие птицы летят  днем , а какие – ночью?

- Существует ли птичье  «молоко» ? У каких птиц ?

- Какая  птица  спит на спине?

5.    Охрана  птиц. Сообщение  учащегося.

6. Значение  птиц. Фронтальная беседа.

Значение птиц разнообразно, Издавна существует охота на птиц с целью получения мяса, пуха и перьев; заготавливают и яйца. Некоторые виды хищных птиц используются в качестве ловчих для охоты на птиц и зверей. Полезна роль дневных хищных птиц и сов в ограничении численности грызунов – вредителей сельскохозяйственных растений и лесных культур, а также грызунов – прокормителей переносчиков природно-очаговых инфекций. Насекомоядные птицы полезны тем, что уничтожают насекомых – вредителей растений, а зерноядные птицы – семена сорняков. Немаловажную санитарную роль выполняют птицы-падальщики. Определенное значение имеют птицы – распространители плодов и семян растений на новые места произрастания. Общеизвестно большое культурно-эстетическое и воспитательное значение птиц.

IV. Закрепление  изученного материала.

Соревнование между командами.

Задание.

Дайте определение  следующим  терминам : клюв , крылья , перо , киль.

Конкурс  капитанов

Капитаны команд  выходят к доске  и по очереди отвечают  на  предлагаемые   вопросы , получают жетоны  за правильные   ответы. Перечень вопросов  для конкурса капитанов:

- О каких  особенностях птицы можно  узнать  по форме клюва.

- Почему  , когда  птицы не  летают , они  складывают крылья.

V.Подведение итогов урока.

Определение  команды  - победителя ; выставление  индивидуальных оценок учащимся по количеству  жетонов.

Задание на дом : Изучить  текст учебника , ответить   на вопросы . Творческое задание . Подготовить  сообщение о птицах  родного  края , птицах , занесенных в Красную  книгу России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...

Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Разработка урока по биологии "Птицы нашего края"

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе на тему: " Птицы нашего края"...

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"...

Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цель урока:  Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:·        Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...

урок по теме: "Класс Костные рыбы.Многообразие, значение, охрана"

урок Биологии в 7 классе по теме: "Класс Костные рыбы.Многообразие, значение, охрана"...