Конспект урока биологии в 8 классе по теме:"Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека".
план-конспект урока по биологии

Овсянникова Вера Александровна

Данный конспект урока биологии для 8 класса полностью соответствует  ФГОС ООО. Содержит большой дополнительный материал к уроку, различные дидактические задания и краеведческий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_biologii.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Овсянникова Вера Александровна

Биология 8 класс

Тема урока «Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека».

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать представление о многообразии и систематике земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны;

Развивающие:

- развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

-воспитывать умения работать в группах;

-воспитывать гуманное отношение к животным;

-  формирование экологической культуры.

Метапредметные: ставить цели, задачи, осуществлять самоконтроль, работать с текстом, иллюстрациями.

Задачи урока:

Дать характеристику различных групп земноводных и их представителей;

показать необходимость охраны редких и исчезающих видов земноводных, в том числе местных видов, используя краеведческий материал;

выяснить значение амфибий как лабораторных животных и как важное звено в цепях питания;

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность учеников

Методические комментарии

I этап  Мотивационно - целевой

Организационный момент

Рефлексия эмоционального состояния

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!». Присаживайтесь.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке присутствуют гости.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

Откройте тетради и запишите число.

Приветствуют учителя.

Записывают число в тетради

Цель: снять психологическое напряжение, создать благоприятную  психологическую атмосферу, настроить на работу.

Привлечение внимания учащихся

Актуализация знаний и мотивация

Мы с вами в течение нескольких уроков изучали какой класс животных?

Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается заполнить кластер.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.

Противоречие. Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны – необычные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

“Лягушкам только образования  не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока « Многоообразие и значение земноводных». Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока.

Отвечают на вопрос (земноводные)

Выполняют задание индивидуально на листах

Записывают тему урока

Формулируют цели урока

Цель:

Проверка и оценивание знаний по изученному материалу

Цель: Формирование интереса к проблеме.

II этап Изучение нового материала

1.Организация самостоятельной работы по приобретению новых знаний

Многообразие и систематика земноводных

Учитель: Работать мы будем по следующему плану:

1.Систематика земноводных;

2.Характеристика отрядов земноводных;

3.Значение земноводных в природе и жизни человека;

4.Охрана редких земноводных.

Найдите на стр.100-101 на какие отряды делится класс земноводные?

1.Знакомятся с планом работы;

2.Работают с текстом учебника

1.Знакомятся с планом работы;

3.Составляют схему в тетрадях и у доски

       Класс Земноводные

Отряд Хвостатые      Отряд   Безногие

Отряд Бесхвостые

4.Работают в группах. Читают текст на стр.100-101, дополнительную информацию на раздаточном материале (Приложение 1)

5.Заполняют таблицу

Название отряда

Характерные признаки

Представители

хвостатые

бесхвостые

безногие

5. Презентация отрядов у доски; дополнение одноклассников

Цель: настроить учащихся на работу, активизация познавательной деятельности 

Цель: развитие умений находить в учебнике сведения для составления таблиц и схем

Цель: привлечение внимание, вызвать интерес, умение самостоятельно находить нужную информацию в тексте учебника и дополнительной литературе и других источниках.

Цель: Развитие умения работать с учебником , дополнительным материалом, рисунками учебника , материалами  презентации, готовить сообщения и выступать перед одноклассниками.

2.Физминутка

На болоте три подружки-

Три зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Вам, друзья:» Физкульт -привет!»

Цель: здоровье сберегающие технологии

4.Значение земноводных

Беседа о значении земноводных в природе и жизни человека.

Учитель:

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

В каком еще литературном произведение описано то, что  в молоко опускают лягушку? (Тихий Дон; Дед Щукарь)

Зачем ставят памятники лягушкам?

  1. Служат объектом для науки

- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

2) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

3)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

4)Служат индикаторами чистоты водоемов.

5)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Какой сделаем вывод?

Сообщение учащегося о значении земноводных.

1).Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

2).Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

3).Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Делают выводы: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

Цель: готовить сообщения и выступать перед одноклассниками

5.Охрана земноводных

Всего 6 видов земноводных обитает в Ростовской области.

Редкие земноводные Ростовской области. В Красную книгу входят: жаба зеленая, лягушка озерная, чесночница, обитающие в нашей местности, в заповеднике «Ростовском».

Демонстрация слайдов презентации

Сообщение учащихся о редких земноводных  заповедника «Ростовский»

Цель: готовить сообщения и выступать перед одноклассниками

III       Закрепление учебного материала

IV Подведение итогов

Рефлексия

Слайд 2

Давайте вернемся к началу урока. Выполнили ли мы все , что планировали

?

Выскажите свое отношение. Какие эмоции у вас остались от урока.

Отвечают на вопрос .Распределяют смайлики.

Цель: систематизация знаний, развитие общеучебных навыков, коммуникативных навыков, рефлексия своей деятельности

Решение кроссворда

Учитель: Кто запомнил названия земноводных?

Решают кроссворды

Цель: активизация познавательной деятельности, формирование интереса к биологии, проверка знаний о земноводных

      V Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание.

Задание по выбору:

Творческое:

1.Найти легенды, приметы, поверия о земноводных.

2. Составить кроссворд или ребус  «Земноводные»

Записывают домашнее задание

Цель: возможность выбора заданий исследовательского или творческого характера, расширение знаний об изученном классе животных, формирование интереса к науке биологии.

VI Выставление оценок

Оборудование:  компьютер, медиапроектор,  компьютерная презентация,  учебник,  справочники, словарь, таблицы по биологии животных, раздаточный материал: кластеры, смайлики.

Тип урока: комбинированый

Основные методы: проблемный, частично-поисковый, практический, опрежающий.

Основные понятия: хвостатые, бесхвостые, безногие.

Межпреметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, история, география.

Литература:

1. Бровкина Е.Т. Уроки зоологии. Пособие для учителя.М,»Просвещение»1987 г.

2. Оданович М.В.Биология 7-8 классы .Тесты. Издательство «Учитель» Волгоград,2007 г.

3. Латюшин В.В. Биология. Животные,7 класс. Учебник.

4.С.А. Молис, С.С.Молис Активные формы и методы обучения биологии.

5.Юнусбаев Б.Х. Биология. Животные. Тесты Изд-во АРКТИ Москва, 2001 г.

6.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Амфибии.

7.Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Москва. «Первое сентября» 2001 г.

Приложение 1

                                        «Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название      отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги

Приложение 2

Отряд Хвостатые земноводные

Известно около 280 современных видов земноводных, относящихся к этому отряду, объединяющему саламандр и тритонов. Эти животные имеют удлиненное тело с хвостом и внешне напоминают ящериц. Однако кожа у них голая и влажная, как у лягушек. У хвостатых земноводных передние и задние конечности примерно одинаковой длины. Поэтому хвостатые передвигаются по суше ползанием. При этом они волочат тело по земле. Плавая, они прижимают ноги к телу и движутся при помощи хвоста, как рыбы.

В европейской части нашей страны обитает гребенчатый тритон. Он получил свое название за высокий волнистый гребень, который отрастает у самцов весной, во время брачного периода. В это время тритоны живут в воде. Летом гребень исчезает, животные выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни.

В Сибири и на Дальнем Востоке распространен сибирский углозуб. Это небольшое животное, длинно 8-13 см, окрашенное в серо-коричневый цвет. Углозуб обитает в лесах и тундре. Впадая в спячку, он способен переносить очень низкие температуры.

В быстрых горных реках и ручьях Восточного Китая и Японии обитает исполинская саламандра. Длина ее тела может достигать 1,5 м. Это самое крупное земноводное. В некоторых водоемах  Мексики обитает хвостатое земноводное амбистома. Ее личинка - аксолотль известна как аквариумное и лабораторное животное.

Приложение 2

Отряд Безногие земноводные.

По внешнему виду безногие земноводные напоминают крупных червей или змей. Безногие имеют длинное тело с коротким хвостом. У большинства безногих поверхность тела разделена кольцевыми перехватами. Тело безногих покрыто голой кожей, которая обильно смачивается едкой слизью, выделяемой кожными железами. Безногие земноводные ведут подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Это наименее изученная группа современных земноводных.

Приложение 2Отряд Безногие земноводные.

По внешнему виду безногие земноводные напоминают крупных червей или змей. Безногие имеют длинное тело с коротким хвостом. У большинства безногих поверхность тела разделена кольцевыми перехватами. Тело безногих покрыто голой кожей, которая обильно смачивается едкой слизью, выделяемой кожными железами. Безногие земноводные ведут подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Это наименее изученная группа современных земноводных.

Приложение 2Отряд Безногие земноводные.

По внешнему виду безногие земноводные напоминают крупных червей или змей. Безногие имеют длинное тело с коротким хвостом. У большинства безногих поверхность тела разделена кольцевыми перехватами. Тело безногих покрыто голой кожей, которая обильно смачивается едкой слизью, выделяемой кожными железами. Безногие земноводные ведут подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Это наименее изученная группа современных земноводных.

Приложение 2 Отряд Бесхвостые земноводные

Это многочисленная группа современных земноводных. К отряду бесхвостых относят лягушек, жаб, квакш, чесночниц, жерлянок. Одной из характерных особенностей представителей этой группы земноводных является то, что в наземной среде они перемещаются прыжками. С помощью передних конечностей они приподнимают свое тело над землей, а с помощью задних- прыгают.

Лучше других земноводных к жизни на суше приспособлены жабы. Некоторые жабы встречаются даже в пустынях. У жаб кожа толстая, с железами, которые выделяют густую слизь. Задние ноги у жаб короче, чем у лягушек. Поэтому жабы прыгают хуже, чем лягушки, но ходят лучше. Жабы ведут сумеречный и ночной образ жизни. В нашей стране широко распространена обыкновенная жаба.

Квакши имеют небольшие размеры и обитают преимущественно в лесах и стволах деревьев. У них на кончиках пальцев есть расширенные диски. С их помощью квакши прилипают к листьям, по которым прыгают.

Приложение 2 Отряд Бесхвостые земноводные

Это многочисленная группа современных земноводных. К отряду бесхвостых относят лягушек, жаб, квакш, чесночниц, жерлянок. Одной из характерных особенностей представителей этой группы земноводных является то, что в наземной среде они перемещаются прыжками. С помощью передних конечностей они приподнимают свое тело над землей, а с помощью задних- прыгают.

Лучше других земноводных к жизни на суше приспособлены жабы. Некоторые жабы встречаются даже в пустынях. У жаб кожа толстая, с железами, которые выделяют густую слизь. Задние ноги у жаб короче, чем у лягушек. Поэтому жабы прыгают хуже, чем лягушки, но ходят лучше. Жабы ведут сумеречный и ночной образ жизни. В нашей стране широко распространена обыкновенная жаба.

Квакши имеют небольшие размеры и обитают преимущественно в лесах и стволах деревьев. У них на кончиках пальцев есть расширенные диски. С их помощью квакши прилипают к листьям, по которым прыгают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )

К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....