Конспект урока биологии в 8 классе по теме:"Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека".
план-конспект урока по биологии
Данный конспект урока биологии для 8 класса полностью соответствует ФГОС ООО. Содержит большой дополнительный материал к уроку, различные дидактические задания и краеведческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_biologii.docx | 42.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии
Овсянникова Вера Александровна
Биология 8 класс
Тема урока «Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека».
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии и систематике земноводных;
- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны;
Развивающие:
- развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
-воспитывать умения работать в группах;
-воспитывать гуманное отношение к животным;
- формирование экологической культуры.
Метапредметные: ставить цели, задачи, осуществлять самоконтроль, работать с текстом, иллюстрациями.
Задачи урока:
Дать характеристику различных групп земноводных и их представителей;
показать необходимость охраны редких и исчезающих видов земноводных, в том числе местных видов, используя краеведческий материал;
выяснить значение амфибий как лабораторных животных и как важное звено в цепях питания;
Организационная структура урока
Оборудование: компьютер, медиапроектор, компьютерная презентация, учебник, справочники, словарь, таблицы по биологии животных, раздаточный материал: кластеры, смайлики.
Тип урока: комбинированый
Основные методы: проблемный, частично-поисковый, практический, опрежающий.
Основные понятия: хвостатые, бесхвостые, безногие.
Межпреметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, история, география.
Литература:
1. Бровкина Е.Т. Уроки зоологии. Пособие для учителя.М,»Просвещение»1987 г.
2. Оданович М.В.Биология 7-8 классы .Тесты. Издательство «Учитель» Волгоград,2007 г.
3. Латюшин В.В. Биология. Животные,7 класс. Учебник.
4.С.А. Молис, С.С.Молис Активные формы и методы обучения биологии.
5.Юнусбаев Б.Х. Биология. Животные. Тесты Изд-во АРКТИ Москва, 2001 г.
6.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Амфибии.
7.Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Москва. «Первое сентября» 2001 г.
Приложение 1
«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»
Название отряда | Характерные признаки | Представители |
Бесхвостые | Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии | Квакши, жабы, жерлянки, лягушки |
Хвостатые | Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины | Тритоны, саламандры, амбистомы, протей. |
Безногие | Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы | Африканская и кольчатая червяги |
Приложение 2
Отряд Хвостатые земноводные
Известно около 280 современных видов земноводных, относящихся к этому отряду, объединяющему саламандр и тритонов. Эти животные имеют удлиненное тело с хвостом и внешне напоминают ящериц. Однако кожа у них голая и влажная, как у лягушек. У хвостатых земноводных передние и задние конечности примерно одинаковой длины. Поэтому хвостатые передвигаются по суше ползанием. При этом они волочат тело по земле. Плавая, они прижимают ноги к телу и движутся при помощи хвоста, как рыбы.
В европейской части нашей страны обитает гребенчатый тритон. Он получил свое название за высокий волнистый гребень, который отрастает у самцов весной, во время брачного периода. В это время тритоны живут в воде. Летом гребень исчезает, животные выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни.
В Сибири и на Дальнем Востоке распространен сибирский углозуб. Это небольшое животное, длинно 8-13 см, окрашенное в серо-коричневый цвет. Углозуб обитает в лесах и тундре. Впадая в спячку, он способен переносить очень низкие температуры.
В быстрых горных реках и ручьях Восточного Китая и Японии обитает исполинская саламандра. Длина ее тела может достигать 1,5 м. Это самое крупное земноводное. В некоторых водоемах Мексики обитает хвостатое земноводное амбистома. Ее личинка - аксолотль известна как аквариумное и лабораторное животное.
Приложение 2
Отряд Безногие земноводные.
По внешнему виду безногие земноводные напоминают крупных червей или змей. Безногие имеют длинное тело с коротким хвостом. У большинства безногих поверхность тела разделена кольцевыми перехватами. Тело безногих покрыто голой кожей, которая обильно смачивается едкой слизью, выделяемой кожными железами. Безногие земноводные ведут подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Это наименее изученная группа современных земноводных.
Приложение 2Отряд Безногие земноводные.
По внешнему виду безногие земноводные напоминают крупных червей или змей. Безногие имеют длинное тело с коротким хвостом. У большинства безногих поверхность тела разделена кольцевыми перехватами. Тело безногих покрыто голой кожей, которая обильно смачивается едкой слизью, выделяемой кожными железами. Безногие земноводные ведут подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Это наименее изученная группа современных земноводных.
Приложение 2Отряд Безногие земноводные.
По внешнему виду безногие земноводные напоминают крупных червей или змей. Безногие имеют длинное тело с коротким хвостом. У большинства безногих поверхность тела разделена кольцевыми перехватами. Тело безногих покрыто голой кожей, которая обильно смачивается едкой слизью, выделяемой кожными железами. Безногие земноводные ведут подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Это наименее изученная группа современных земноводных.
Приложение 2 Отряд Бесхвостые земноводные
Это многочисленная группа современных земноводных. К отряду бесхвостых относят лягушек, жаб, квакш, чесночниц, жерлянок. Одной из характерных особенностей представителей этой группы земноводных является то, что в наземной среде они перемещаются прыжками. С помощью передних конечностей они приподнимают свое тело над землей, а с помощью задних- прыгают.
Лучше других земноводных к жизни на суше приспособлены жабы. Некоторые жабы встречаются даже в пустынях. У жаб кожа толстая, с железами, которые выделяют густую слизь. Задние ноги у жаб короче, чем у лягушек. Поэтому жабы прыгают хуже, чем лягушки, но ходят лучше. Жабы ведут сумеречный и ночной образ жизни. В нашей стране широко распространена обыкновенная жаба.
Квакши имеют небольшие размеры и обитают преимущественно в лесах и стволах деревьев. У них на кончиках пальцев есть расширенные диски. С их помощью квакши прилипают к листьям, по которым прыгают.
Приложение 2 Отряд Бесхвостые земноводные
Это многочисленная группа современных земноводных. К отряду бесхвостых относят лягушек, жаб, квакш, чесночниц, жерлянок. Одной из характерных особенностей представителей этой группы земноводных является то, что в наземной среде они перемещаются прыжками. С помощью передних конечностей они приподнимают свое тело над землей, а с помощью задних- прыгают.
Лучше других земноводных к жизни на суше приспособлены жабы. Некоторые жабы встречаются даже в пустынях. У жаб кожа толстая, с железами, которые выделяют густую слизь. Задние ноги у жаб короче, чем у лягушек. Поэтому жабы прыгают хуже, чем лягушки, но ходят лучше. Жабы ведут сумеречный и ночной образ жизни. В нашей стране широко распространена обыкновенная жаба.
Квакши имеют небольшие размеры и обитают преимущественно в лесах и стволах деревьев. У них на кончиках пальцев есть расширенные диски. С их помощью квакши прилипают к листьям, по которым прыгают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...
Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )
К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....