Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.
статья по географии (11 класс) на тему
В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
Таким образом, можно вывести формулу развивающего обучения: развитие мышления + развитие памяти + развитие внимания + мотивация = интеллектуальная личность, или применительно к географии – географически образованная личность.
Развитие внимания тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.
Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».
Приведу в качестве примера задание по теме «Праздники в Германии», которое я использовала при проведении внеклассного мероприятия в 11 классе «Народные традиции стран Европы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_razvivayushchego_obucheniya_na_urokah_geografii.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.
В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.
Любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время. Дело в том, что педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции развивающего обучения:
1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.
2. Учебная деятельность направлена на абстрактно-теоретические формы мышления ученика. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий.
3. Овладение теоретическими знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности.
4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Это происходит таким образом. Ученик анализирует учебный материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное. 5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.
Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
Таким образом, можно вывести формулу развивающего обучения: развитие мышления + развитие памяти + развитие внимания + мотивация = интеллектуальная личность, или применительно к географии – географически образованная личность.
Хочу подробнее остановиться на некоторых приёмах развития внимания.
Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нём психической деятельности.
Развитие внимания тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.
Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».
Приведу в качестве примера задание по теме «Праздники в Германии», которое я использовала при проведении внеклассного мероприятия в 11 классе «Народные традиции стран Европы».
Традиции в Германии можно определить, как то, что делает немцев немцами. Традиции в Германии требуют, чтобы называющий себя немцем был пунктуален, педантичен, дотошен. Народные традиции в Германии во многом построены внешнем антураже: на костюме, не менявшемся века, на кухне с аналогичной историей, на местной архитектуре, со своей непременной историей местечка или города или его жителей, их музыке и песнях.
Существует стереотипное мнение, что Германия - это страна порядка и педантизма. Это так и не так. Немцы могут и опоздать, что делает их милее и сближает с нами. И праздники в Германии тоже любят, как и у нас.
Давайте проверим, насколько вы внимательно изучили народные праздники Германии и попробуем пройти географический лабиринт.
Географический лабиринт по теме «Праздники в Германии»
ДА
да да
нет нет нет
да да
да нет нет
да да
нет нет
нет
да да
Ответ: 1-2-5-6-9-8-7-10-11-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...
Приёмы развивающего обучении на уроках географии. Кроссворды и ребусы как средство развития внимания и памяти обучающихся.
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, указывающее некое слово, являющееся ответом. Отве...
« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »
Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...
Приёмы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
В данной статье даётся информация о педагогической технологии - технологии развивающего обучения, которая способствует развитию познавательных интересов учащихся и их творческой активности....
Методы развивающего обучения на уроках географии в 6 - 8 классах.
Предлагаю использовать данный материал в качестве разминки в начале урока....
Использование методов и приемов развивающего обучения на уроках географии в 8 классе
Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения спосо...
Развивающее обучение на уроках географии
Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо создать условия, приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческо...