Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 9 класс | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Утверждаю» Директор МБОУ ИООШ №21 ______________/ Гамов А.А../ Приказ от 31.08.2020 №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Уровень общего образования - основное общее образование
Класс 9 класс
Количество часов 68 часов
Учитель Сагайдак Юлия Владимировна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии
(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)
Программы «Биология» 5-9 классы
(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. : Дрофа, 2017г.)
с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
2020 - 2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю, составлена на основе нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
3. Фундаментального ядра содержания общего образования
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
ИООШ №21
5.Учебного плана МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.
6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.
7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы, (В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов - М.: Дрофа, 2017г.)
8. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год
9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ ИООШ № 21
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 68 часа для обязательного изучения биологии на ступени основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год в условиях пятидневной рабочей недели, данная программа по биологии в 9 классе будет реализована, за счет выдачи 69 уроков.
Данная программа предусматривает использование следующих учебников:
В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов. – М.: Дрофа, 2016г.
2. Содержание учебного предмета
(68 часов)
Введение (2 часа).
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел 1. Уровни организации живой природы (50 час)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Тема 1.4. Популяционно- видовой уровень (3 часа)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Движущие силы и результаты эволюции.
Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Раздел 2. Эволюция органического мира (11 часов)
Тема 2.1. Основы учения об эволюции (7 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Тема 2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Лабораторные работы:
- Изучение морфологического критерия вида
- Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 3. Основы экологии (4 часов)
Экологические факторы. Условия среды. Адаптация организмов к различным условиям существования.
Эволюция биосферы.
3. Тематическое планирование для 9 класса
№ | Название темы | Кол-во часов | Сроки изучения |
1. | Введение | 2 | 1.09-3.09 |
2. | Молекулярный уровень | 10 | 8.09-8.10 |
3. | Клеточный уровень. | 15 | 13.10-8.12 |
4. | Организменный уровень. | 14 | 10.12-9.02 |
5. | Популяционно-видовой уровень. | 3 | 11.02-18.02 |
6. | Экосистемный уровень. | 5 | 25.02-11.03 |
7. | Биосферный уровень. | 3 | 16.03-30.03 |
8. | Основы учения о эволюции. | 7 | 1.04-22.04 |
9. | Возникновение и развитие жизни на Земле. | 5 | 27.04-11.05 |
10. | Основы экологии | 4 | 13.05-25.05 |
Итого: | 68 |
График контрольных работ для 9 класса
№ | Название темы | Вид контроля | Дата |
1. | Молекулярный уровень | Контр. раб | 8.10 |
2. | Клеточный уровень. | Контр. раб | 8.12 |
3. | Организменный уровень. | Контр. раб | 4.02 |
4. | Биосферный уровень. | Контр. раб | 18.03 |
5. | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | Контр. раб | 6.05 |
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета биология для 9 класса
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Дано | |||
план | факт | |||||
Введение (2 час) | ||||||
1 | 1. | Биология – наука о жизни. | 1.09 | |||
2 | 2 | Методы исследования. | 3.09 | |||
1 Раздел. Молекулярный уровень. (10 часов). | ||||||
3 | 1. | Сущность жизни и свойства живого. | 8.09 | |||
4 | 2. | Молекулярный уровень: общая характеристика | 10.09 | |||
5 | 3. | Липиды. Углеводы | 15.09 | |||
6 | 4. | Состав и строение белков | 17.09 | |||
7 | 5. | Функции белков | 22.09 | |||
8 | 6. | Нуклеиновые кислоты | 24.09 | |||
9 | 7. | АТФ и другие органические соединения клетки | 29.09 | |||
10 | 8. | Биологические катализаторы | 1.10 | |||
11 | 9. | Вирусы | 6.10 | |||
12 | 10. | Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень» | 8.10 | |||
2 Раздел. Клеточный уровень. (15 часов). | ||||||
13 | 1. | Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 13.10 | |||
14 | 2. | Ядро клетки | 15.10 | |||
15 | 3. | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | 20.10 | |||
16 | 4. | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 22.10 | |||
17 | 5. | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 27.10 | |||
18 | 6. | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 «Изучение клеток растений, животных и бактерий» | 29.10 | |||
19 | 7. | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 10.11 | |||
20 | 8. | Энергетический обмен в клетке | 12.11 | |||
21 | 9. | Питание клетки. Гетеротрофы | 17.11 | |||
22 | 10. | Фотосинтез и хемосинтез | 19.11 | |||
23 | 11. | Синтез белков в клетке | 24.11 | |||
24 | 12. | Синтез белков в клетке | 26.11 | |||
25 | 13. | Деление клетки. Митоз Лабораторная работа № 2 "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах" | 1.12 | |||
26 | 14 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень» | 3.12 | |||
27 | 15. | Контрольная работа №2 «Клеточный уровень» | 8.12 | |||
3 Раздел. Организменный уровень. (14 часов). | ||||||
28 | 1. | Бесполое размножение организмов | 10.12 | |||
29 | 2. | Половое размножение организмов | 15.12 | |||
30 | 3. | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 17.12 | |||
31 | 4. | Закономерности наследования признаков, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание | 22.12 | |||
32 | 5. | Решение задач. Моногибридное скрещивание (закрепление) | 24.12 | |||
33 | 6. | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | 29.12 | |||
34 | 7. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 12.01 | |||
35 | 8. | Решение задач. Дигибридное скрещивание. (закрепление) | 14.01 | |||
36 | 9. | Сцепленное наследование признаков Закон Моргана. Перекрест | 19.01 | |||
37 | 10. | Взаимодействие генов.Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 21.01 | |||
38 | 11. | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции | 26.01 | |||
39 | 12. | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 28.01 | |||
40 | 13. | Основы селекции. Работы Вавилова. Основные методы селекции растений животных и микроорганизмов. | 2.02 | |||
41 | 14 | Контрольная работа №3 «Организменный уровень» | 4.02 | |||
4 Раздел. Популяционно-видовой уровень. (3 часа). | ||||||
42. | 1. | Критерии вида | 9.02 | |||
43. | 2. | Популяции | 11.02 | |||
44. | 3. | Биологические классификации | 16.02 | |||
5 Раздел. Экосистемный уровень. (5 часа). | ||||||
45 | 1. | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 18.02 | |||
46 | 2. | Состав и структура сообщества | 25.02 | |||
47 | 3. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 2.03 | |||
48 | 4. | Продуктивность сообщества | 4.03 | |||
49 | 5. | Саморазвитие экосистемы. | 9.03 | |||
6 Раздел. Биосферный уровень. (3 часа). | ||||||
50 | 1. | Биосфера. Среды жизни | 11.03 | |||
51 | 2. | Средообразющая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере | 16.03 | |||
52 | 3. | Контрольная работа №4 «Популяционно-видовой, экосистемный и биосферный уровни» | 18.03 | |||
7 Раздел. Основы учения об эволюции. (7 часов). | ||||||
53 | 1. | Развитие эволюционного учения Дарвина | 30.03 | |||
54 | 2. | Изменчивость организмов. | 1.04 | |||
55 | 3. | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 6.04 | |||
56 | 4. | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора | 8.04 | |||
57 | 5. | Изолирующие механизмы. Видообразование | 13.04 | |||
58 | 6. | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции | 15.04 | |||
59 | 7. | Причины многообразия видов в природе | 20.04 | |||
8 Раздел. Возникновение и развитие жизни на Земле. (5 часа). | ||||||
60 | 1 | Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна | 22.04 | |||
61 | 2 | Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле | 27.04 | |||
62 | 3 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни Развитие жизни на Земле в протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. | 29.04 | |||
63 | 4 | Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. | 4.05 | |||
64 | 5 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 6.05 | |||
Основы экологии (4 часа) | ||||||
65 | 1 | Экологические ресурсы. Адаптация организма к различным условиям существования. | 11.05 | |||
66 | 2 | Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 13.05 | |||
67 | 3 | Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на | 18.05 | |||
68 | 4 | биосферу. Основы рационального природопользования. | 20.05 25.05 (+1 час) |
5. Результаты освоения программы и система их оценки.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
4. формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
5.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
6. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
9.формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10.осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты:
Учащиеся научится:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научатся:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных царств живых организмов, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира;
— находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
Критерии и нормы оценки учащихся
Оценка знаний учащихся.
Учитель должен учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся.
- Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
«Рассмотрено» Протокол заседания ШМО естественнонаучного цикла методического совета МБОУ ИООШ №21 от 26.08.2020 № ___ ______________/Максименко В.И./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 28. 08.2020г ______________/Вербицкая Л.Н./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...