Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Сагайдак Юлия Владимировна

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская основная общеобразовательная школа №21

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ИООШ №21

______________/ Гамов А.А../        

Приказ   от 31.08.2020  №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

Уровень общего образования - основное  общее  образование

Класс                                              8  класс

Количество  часов                      70  часов

Учитель:                                       Сагайдак  Юлия  Владимировна

Программа разработана на основе Примерной  программы основного общего образования по биологии

(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)

Программы «Биология» 5-9 классы

(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)

с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2020 -  2021  учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе нормативных документов:

1.Федеральный закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28

2.Федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования (2010 г.)

3. Фундаментального ядра содержания общего образования

4.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

    ИООШ №21  

 5.Учебного плана  МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.

6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.

7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы,  (В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)

8.  Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год

9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

    МБОУ ИООШ № 21

Курс изучения биологии в основной школе построен на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается в 8 классе.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к

природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 70 часа для обязательного изучения биологии при получении общего образования в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году условиях пятидневной рабочей недели, данная программа по биологии в 8 классе будет реализована за счет объединения уроков №69-70.

Программа предусматривает использование следующих учебников:

Биология. Человек. 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – 5-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2018г.

2.Содержание учебного предмета

Введение (1час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрации моделей «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (60 часов).

Тема 2.1 Общий обзор организма (1 час).

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Лабораторная работа. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани (2 часа).

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственной информации. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения.

Ткани, образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей. Микропрепараты клетки. Эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 часа)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4 Опорно-двигательная система (9 часов).

Скелет и мышцы, их функция. Химический состав костей, их макро- и микроскопическое строение, типы костей, скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные  (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки. Развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах костей, вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.

Лабораторные работы. Изучение внешнего вида отдельных костей. Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

 Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа).

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, лейкоциты, эритроциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией.  Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бицилло - и вирусоносители. Течение инфекционной  болезни. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцина, лечебная сыворотка. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7 Дыхательная система (4 часов).

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания органов дыхания, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация. Модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, приёмов определения проходимости дыхательных путей, роли резонаторов, усиливающих звук; опыты по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания.

Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8 Пищеварительная система (6 часов).

Пищевые продукты и питательные вещества. Их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа действие ферментов слюны на крахмал

Самонаблюдения. Определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.

Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (4 часа).

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен веществ. Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа).

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные заболевания, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги и обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.  Выделительная система. (2 часа).

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы, их предупреждение.

Демонстрация модели почки, таблицы «Органы выделения».  

Тема 2.12. Нервная система человека. (5 часов).

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы периферической нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга.

Лабораторные работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13. Анализаторы. (5 часов).

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции  наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органа слуха, Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов).

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловный и условный рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли.  Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы. Выработка навыка  зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном и произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система). (3 часа).

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3.

Индивидуальное развитие организма. (6часов).

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.

3. Тематическое планирование для 8 класса

Название темы

Кол-во часов

Сроки изучения

1.

Введение

1

1.09

2.

Происхождение человека

3

4.09-11.09

3.

Строение и функции организма. Клеточное строение организма. Ткани.

4

15.09-25.09

4.

Опорно-двигательная система.

9

29.09-27.10

5

Внутренняя среда организма

3

30.10-13.11

6.

Кровь и кровеносная система.

6

17.11-4.12

7.

Дыхательная система

4

8.12-18.12

8.

Пищеварительная система.

6

22.12-19.01

9

Обмен веществ.

4

22.01-2.02

10

Покровные органы. Выделение.

5

5.02-19.02

11.

Нервная система.

5

26.02-12.03

12

Анализаторы. Органы чувств.

5

16.03-6.04

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

6

9.04-27.04

14.

Эндокринная система.

3

30.04-7.05

15.

Развитие и размножение.

6

11.05-28.05

Итого:

70

График контрольных работ

Название темы

Дата

1

Опорно-двигательная система.

27.10

2

Кровь и кровеносная система.

4.12

3

Дыхание. Пищеварение.

19.01

4

Покровные органы. Выделение.

19.02

5

Нервная система.

12.03

6

Органы чувств. ВНД

27.04

7

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

7.05

График лабораторных работ для 8 класса

Наименование работы

Дата

1

Лабораторная работа №1 «Изучение строения и функций тканей.»

22.09

2

Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение костей»

29.09

3

Лабораторная работа № 3 «Мышцы человеческого тела»

9.10

4

Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушения осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)»

16.10

5

Лабораторная работа №5 «Функция венозных клапанов».

20.11

6

Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал»

25.12

7

Лабораторная работа №7 «Составление пищевого рационов в зависимости от энергозатрат»

2.02

4.  Календарно-тематическое планирование для 8 класса

урока

п/п

№ урока

в теме

Тема  урока

Дано

план

факт

Введение (1 час)

1

1.

Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования

1.09

Происхождение человека (3 часа)

2

1.

Систематическое положение человека

4.09

3

2.

Историческое прошлое людей.

8.09

4

3

Расы человека.

11.09

Строение и функции организма

Клеточное строение организма. Ткани (4 часов)

5

1.

Общий обзор организма человека

15.09

6

2.

Клеточное строение организма

18.09

7

3.

Ткани. Лабораторная работа №1 «Изучение строения и функций тканей.»

22.09

8

4.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

25.09

Опорно-двигательная система (9 часов)

9

1.

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение костей»

29.09

10

2.

Скелет человека. Осевой скелет

2.10

11

3.

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей

6.10

12

4.

Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 3 «Мышцы человеческого тела»

9.10

13

5

Работа скелетных мышц и их регуляция

13.10

14

6.

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушения осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)»

16.10

15

7.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

20.10

16

8.

Зачет по теме: Опорно-двигательная система.

23.10

17

9.

Контрольная работа №1 по теме: «Опорно-двигательная система»

27.10

Внутренняя среда организма (3 часа)

18

1.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

30.10

19

2.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

10.11

20

3.

Иммунология на службе здоровья

13.11

Кровь и кровеносная система (6 часов)

21

1.

Транспортные системы организма.

17.11

22

2.

Круги кровообращения. Лабораторная работа №5 «Функция венозных клапанов».

20.11

23

3.

Строение и работа сердца.

24.11

24

4.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

27.11

25

5.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

1.12

26

6.

Контрольная работа №2 по теме: Кровь и кровеносная система

4.12

Дыхательная система (4 часа)

27

1.

Органы дыхательной системы. Значение дыхания

8.12

28

2.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

11.12

29

3.

Регуляция дыхания

15.12

30

4.

Болезни и травмы органов дыхания

18.12

Пищеварительная система (6 часов)

31

1.

Питание и пищеварение

22.12

32

2.

Пищеварение в ротовой полости

Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал»

25.12

33

3.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов

29.12

34

4.

Функции тонкого и толстого кишечника. Роль печени. Регуляция пищеварения.

12.01

35

5.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

15.01

36

6.

Контрольная работа по темам №3: Дыхание. Пищеварение.

19.01

Обмен веществ (4 часа)

37

1.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

22.01

38

2.

Витамины.

26.01

39

Энерготраты человека и пищевой рацион.

29.01

40

3.

Лабораторная работа №7 «Составление пищевого рационов в зависимости от энергозатрат»

2.02

Покровные органы. Выделение. (5 часов)

41

1.

Кожа – наружный покровный орган

5.02

42

2.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви

9.02

43

3.

Терморегуляция организма. Закаливание

12.02

44

4.

Выделение.

16.02

45

5.

Контрольная работа №4 по темам: «Покровы органы. Выделение»

19.02

Нервная система (5 часов)

46

1.

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг

26.02

47

2.

Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга

2.03

48

3.

Соматический и автономный отделы нервной системы

5.03

49

4.

Зачет по теме: Нервная система.

9.03

50

5.

Контрольная работа №5 по теме: Нервная система

12.03

Анализаторы. Органы чувств (5 часа)

51

1.

Анализаторы

16.03

52

2.

 Зрительный анализатор.

19.03

53

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

30.03

54

4.

Слуховой анализатор

2.04

55

5.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

6.04

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов)

56

1.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.  Врожденные и приобретенные программы поведения

9.04

57

2.

Особенности высшей нервной деятельности человека

13.04

58

3.

Сон и сновидения

16.04

59

4.

Воля, эмоции, внимание

20.04

60

5.

Типы темперамента человека

23.04

61

6

Контрольная работа №6 по темам: Органы чувств. ВНД

27.04

Эндокринная система (3 часа)

62

1.

Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.

30.04

63

2.

Нервная и гуморальная регуляция процессов в организме человека.

4.05

64

3.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

7.05

Развитие и размножение (6 часов)

65

1

Жизненные циклы. Размножение

11.05

66

2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

14.05

67

3

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем

18.05

68

4

Развитие ребенка после рождения.

Становление личности.

25.05

69

5

Интересы, склонности, способности

28.05

70

6

Обобщающий урок за курс 8 класса

5. Результаты освоения учебного курса и система их оценки.

    Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, мета- предметные и предметные результаты освоения предмета.

 Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих личностных результатов:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

4. формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;  

5.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным

6. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

9.формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10.осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы

основного общего образования являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемнойорганизации жизни, о взаимосвязи живого и  неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладениипонятийным

аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Критерии и нормы оценки учащихся

        

Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

  • ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся.

1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;
  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;
  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;
  • подбор оборудования  и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

2. Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;
  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.

     «Рассмотрено»

Протокол      заседания

                      ШМО естественнонаучного

цикла

                       методического     совета

                         МБОУ    ИООШ  №21

                          от  26.08.2020  № ___

______________/Максименко В.И.

«Согласовано»

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ИООШ  №21

28. 08.2020г

______________/Вербицкая Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...