Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 8 класс | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Утверждаю» Директор МБОУ ИООШ №21 ______________/ Гамов А.А../ Приказ от 31.08.2020 №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Уровень общего образования - основное общее образование
Класс 8 класс
Количество часов 70 часов
Учитель: Сагайдак Юлия Владимировна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии
(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)
Программы «Биология» 5-9 классы
(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)
с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
2020 - 2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
3. Фундаментального ядра содержания общего образования
4.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
ИООШ №21
5.Учебного плана МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.
6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.
7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы, (В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)
8. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год
9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ ИООШ № 21
Курс изучения биологии в основной школе построен на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается в 8 классе.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 70 часа для обязательного изучения биологии при получении общего образования в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году условиях пятидневной рабочей недели, данная программа по биологии в 8 классе будет реализована за счет объединения уроков №69-70.
Программа предусматривает использование следующих учебников:
Биология. Человек. 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – 5-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2018г.
2.Содержание учебного предмета
Введение (1час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрации моделей «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2
Строение и функции организма (60 часов).
Тема 2.1 Общий обзор организма (1 час).
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Лабораторная работа. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.
Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани (2 часа).
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственной информации. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения.
Ткани, образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей. Микропрепараты клетки. Эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 часа)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторная работа. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4 Опорно-двигательная система (9 часов).
Скелет и мышцы, их функция. Химический состав костей, их макро- и микроскопическое строение, типы костей, скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки. Развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах костей, вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.
Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.
Лабораторные работы. Изучение внешнего вида отдельных костей. Мышцы человеческого тела (выполняется дома)
Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа).
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, лейкоциты, эритроциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бицилло - и вирусоносители. Течение инфекционной болезни. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцина, лечебная сыворотка. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца человека и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7 Дыхательная система (4 часов).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания органов дыхания, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация. Модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, приёмов определения проходимости дыхательных путей, роли резонаторов, усиливающих звук; опыты по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8 Пищеварительная система (6 часов).
Пищевые продукты и питательные вещества. Их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа действие ферментов слюны на крахмал
Самонаблюдения. Определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (4 часа).
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен веществ. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа).
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные заболевания, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги и обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11. Выделительная система. (2 часа).
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы, их предупреждение.
Демонстрация модели почки, таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12. Нервная система человека. (5 часов).
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы периферической нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга.
Лабораторные работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13. Анализаторы. (5 часов).
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органа слуха, Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов).
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловный и условный рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном и произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система). (3 часа).
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3.
Индивидуальное развитие организма. (6часов).
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
3. Тематическое планирование для 8 класса
№ | Название темы | Кол-во часов | Сроки изучения |
1. | Введение | 1 | 1.09 |
2. | Происхождение человека | 3 | 4.09-11.09 |
3. | Строение и функции организма. Клеточное строение организма. Ткани. | 4 | 15.09-25.09 |
4. | Опорно-двигательная система. | 9 | 29.09-27.10 |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | 30.10-13.11 |
6. | Кровь и кровеносная система. | 6 | 17.11-4.12 |
7. | Дыхательная система | 4 | 8.12-18.12 |
8. | Пищеварительная система. | 6 | 22.12-19.01 |
9 | Обмен веществ. | 4 | 22.01-2.02 |
10 | Покровные органы. Выделение. | 5 | 5.02-19.02 |
11. | Нервная система. | 5 | 26.02-12.03 |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 16.03-6.04 |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 6 | 9.04-27.04 |
14. | Эндокринная система. | 3 | 30.04-7.05 |
15. | Развитие и размножение. | 6 | 11.05-28.05 |
Итого: | 70 |
График контрольных работ
№ | Название темы | Дата |
1 | Опорно-двигательная система. | 27.10 |
2 | Кровь и кровеносная система. | 4.12 |
3 | Дыхание. Пищеварение. | 19.01 |
4 | Покровные органы. Выделение. | 19.02 |
5 | Нервная система. | 12.03 |
6 | Органы чувств. ВНД | 27.04 |
7 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 7.05 |
График лабораторных работ для 8 класса
№ | Наименование работы | Дата |
1 | Лабораторная работа №1 «Изучение строения и функций тканей.» | 22.09 |
2 | Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение костей» | 29.09 |
3 | Лабораторная работа № 3 «Мышцы человеческого тела» | 9.10 |
4 | Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушения осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)» | 16.10 |
5 | Лабораторная работа №5 «Функция венозных клапанов». | 20.11 |
6 | Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 25.12 |
7 | Лабораторная работа №7 «Составление пищевого рационов в зависимости от энергозатрат» | 2.02 |
4. Календарно-тематическое планирование для 8 класса
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Дано | ||
план | факт | ||||
Введение (1 час) | |||||
1 | 1. | Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования | 1.09 | ||
Происхождение человека (3 часа) | |||||
2 | 1. | Систематическое положение человека | 4.09 | ||
3 | 2. | Историческое прошлое людей. | 8.09 | ||
4 | 3 | Расы человека. | 11.09 | ||
Строение и функции организма | |||||
Клеточное строение организма. Ткани (4 часов) | |||||
5 | 1. | Общий обзор организма человека | 15.09 | ||
6 | 2. | Клеточное строение организма | 18.09 | ||
7 | 3. | Ткани. Лабораторная работа №1 «Изучение строения и функций тканей.» | 22.09 | ||
8 | 4. | Рефлекторная регуляция органов и систем организма | 25.09 | ||
Опорно-двигательная система (9 часов) | |||||
9 | 1. | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение костей» | 29.09 | ||
10 | 2. | Скелет человека. Осевой скелет | 2.10 | ||
11 | 3. | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей | 6.10 | ||
12 | 4. | Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 3 «Мышцы человеческого тела» | 9.10 | ||
13 | 5 | Работа скелетных мышц и их регуляция | 13.10 | ||
14 | 6. | Осанка. Предупреждение плоскостопия Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушения осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)» | 16.10 | ||
15 | 7. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 20.10 | ||
16 | 8. | Зачет по теме: Опорно-двигательная система. | 23.10 | ||
17 | 9. | Контрольная работа №1 по теме: «Опорно-двигательная система» | 27.10 | ||
Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||
18 | 1. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 30.10 | ||
19 | 2. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 10.11 | ||
20 | 3. | Иммунология на службе здоровья | 13.11 | ||
Кровь и кровеносная система (6 часов) | |||||
21 | 1. | Транспортные системы организма. | 17.11 | ||
22 | 2. | Круги кровообращения. Лабораторная работа №5 «Функция венозных клапанов». | 20.11 | ||
23 | 3. | Строение и работа сердца. | 24.11 | ||
24 | 4. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | 27.11 | ||
25 | 5. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях | 1.12 | ||
26 | 6. | Контрольная работа №2 по теме: Кровь и кровеносная система | 4.12 | ||
Дыхательная система (4 часа) | |||||
27 | 1. | Органы дыхательной системы. Значение дыхания | 8.12 | ||
28 | 2. | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | 11.12 | ||
29 | 3. | Регуляция дыхания | 15.12 | ||
30 | 4. | Болезни и травмы органов дыхания | 18.12 | ||
Пищеварительная система (6 часов) | |||||
31 | 1. | Питание и пищеварение | 22.12 | ||
32 | 2. | Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 25.12 | ||
33 | 3. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | 29.12 | ||
34 | 4. | Функции тонкого и толстого кишечника. Роль печени. Регуляция пищеварения. | 12.01 | ||
35 | 5. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 15.01 | ||
36 | 6. | Контрольная работа по темам №3: Дыхание. Пищеварение. | 19.01 | ||
Обмен веществ (4 часа) | |||||
37 | 1. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | 22.01 | ||
38 | 2. | Витамины. | 26.01 | ||
39 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | 29.01 | |||
40 | 3. | Лабораторная работа №7 «Составление пищевого рационов в зависимости от энергозатрат» | 2.02 | ||
Покровные органы. Выделение. (5 часов) | |||||
41 | 1. | Кожа – наружный покровный орган | 5.02 | ||
42 | 2. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви | 9.02 | ||
43 | 3. | Терморегуляция организма. Закаливание | 12.02 | ||
44 | 4. | Выделение. | 16.02 | ||
45 | 5. | Контрольная работа №4 по темам: «Покровы органы. Выделение» | 19.02 | ||
Нервная система (5 часов) | |||||
46 | 1. | Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг | 26.02 | ||
47 | 2. | Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга | 2.03 | ||
48 | 3. | Соматический и автономный отделы нервной системы | 5.03 | ||
49 | 4. | Зачет по теме: Нервная система. | 9.03 | ||
50 | 5. | Контрольная работа №5 по теме: Нервная система | 12.03 | ||
Анализаторы. Органы чувств (5 часа) | |||||
51 | 1. | Анализаторы | 16.03 | ||
52 | 2. | Зрительный анализатор. | 19.03 | ||
53 | 3 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 30.03 | ||
54 | 4. | Слуховой анализатор | 2.04 | ||
55 | 5. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 6.04 | ||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов) | |||||
56 | 1. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения | 9.04 | ||
57 | 2. | Особенности высшей нервной деятельности человека | 13.04 | ||
58 | 3. | Сон и сновидения | 16.04 | ||
59 | 4. | Воля, эмоции, внимание | 20.04 | ||
60 | 5. | Типы темперамента человека | 23.04 | ||
61 | 6 | Контрольная работа №6 по темам: Органы чувств. ВНД | 27.04 | ||
Эндокринная система (3 часа) | |||||
62 | 1. | Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции. | 30.04 | ||
63 | 2. | Нервная и гуморальная регуляция процессов в организме человека. | 4.05 | ||
64 | 3. | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 7.05 | ||
Развитие и размножение (6 часов) | |||||
65 | 1 | Жизненные циклы. Размножение | 11.05 | ||
66 | 2 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 14.05 | ||
67 | 3 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем | 18.05 | ||
68 | 4 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | 25.05 | ||
69 | 5 | Интересы, склонности, способности | 28.05 | ||
70 | 6 | Обобщающий урок за курс 8 класса |
5. Результаты освоения учебного курса и система их оценки.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, мета- предметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих личностных результатов:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
4. формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
5.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
6. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
9.формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10.осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемнойорганизации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладениипонятийным
аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Критерии и нормы оценки учащихся
Оценка знаний учащихся.
Учитель должен учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся.
1. Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
«Рассмотрено» Протокол заседания ШМО естественнонаучного цикла методического совета МБОУ ИООШ №21 от 26.08.2020 № ___ ______________/Максименко В.И. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 28. 08.2020г ______________/Вербицкая Л.Н./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...