Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 6 класс | 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Утверждаю» Директор МБОУ ИООШ №21 ______________/ Гамов А.А../ Приказ от 31.08.2020 №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Уровень общего образования - основное общее образование
Класс 6 класс
Количество часов 35 часов
Учитель: Сагайдак Юлия Владимировна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии
(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)
Программы «Биология» 5-9 классы
(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)
с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
2020 - 2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне, составлена на основе нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
3. Фундаментального ядра содержания общего образования
4.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
ИООШ №21
5.Учебного плана МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.
6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.
7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы, (В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов - М.: Дрофа, 2017г.)
8. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год
9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ ИООШ № 21
Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. Курс биологии выстраивается с учетом коммуникативно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов к обучению:
- социализации обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщению к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе,
- развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-овладению ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формированию у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи обучения состоят в обеспечении:
- Ознакомления учащихся с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны;
- Обучении использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладении способами проведения несложных опытов и измерений;
- Возможности привить учащимся способность к наблюдению за окружающим миром, с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов по биологии учащихся 6 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольных работ, биологических диктантов, лабораторных работ, тестов, беседы по вопросам.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 35 часов для обязательного изучения биологии при получении основного общего образования (в 6 классе) — 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год, программа по биологии в 6 классе будет реализована в полном объеме.
Программа предусматривает использование следующих учебников:
В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2016г.
2.Содержание учебного предмета
6 класс
Многообразие покрытосеменных растений
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
- Строение семян двудольных и однодольных растений.
- Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
- Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
- Строение цветка. Различные виды соцветий.
Раздел 2. Жизнь растений (13 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
- Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
- Вегетативное размножение комнатных растений.
Раздел 3. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
- Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
3. Учебно-тематический план для 6 класса
№ п/п | Название темы | Всего часов | Сроки изучения |
1 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | 1.09 - 15.12 |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | 13 | 22.12 - 6.04 |
3 | Раздел 3. Классификация растений | 4 | 13.04 - 4.05 |
4 | Раздел 4. Природные сообщества | 3 | 11.05 – 25.05 |
Всего: | 35 |
График контрольных работ для 6 класса
№ п/п | Название темы | Вид контроля | Дата |
1 | Раздел 1.Строение и многообразие покрытосеменных растений (Цветковые растения) | Контр.раб | 8.12 |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | Контр.раб | 6.04 |
5 | Годовая контрольная работа | Контр.раб | 11.05 |
График лабораторных работ для 6 класса
№ | Наименование работ | Дата |
1 | Лабораторная работа №1 «Изучение и строение однодольных и двудольных растений» | 1.09 |
2 | Лабораторная работа №2 «Виды корней и типы корневых систем» | 8.09 |
3 | Лабораторная работа №3 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | 10.11 |
4 | Лабораторная работа №4 «Изучение строение цветка» | 17.11 |
5 | Лабораторная работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ в древесине» | 2.02 |
6 | Лабораторная работа №6 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 16.03 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | № урока в теме | Тема урока | Дата | |
план | факт | |||
Строение и многообразие покрытосеменных растений – 15 ч. | ||||
1 | 1 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа №1 «Изучение и строение однодольных и двудольных растений» | 1.09 | |
2 | 2 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №2 «Виды корней и типы корневых систем» | 8.09 | |
3 | 3 | Внутреннее строение корня | 15.09 | |
4 | 4 | Видоизменение корней | 22.09 | |
5 | 5 | Побег и почки | 29.09 | |
6 | 6 | Внешнее строение листа | 6.10 | |
7 | 7 | Клеточное строение листа | 13.10 | |
8 | 8 | Видоизменение листьев | 20.10 | |
9 | 9 | Строение стебля | 27.10 | |
10 | 10 | Видоизмененные побеги. Лабораторная работа №3 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | 10.11 | |
11 | 11 | Строение цветка. Лабораторная работа №4 «Изучение строение цветка» | 17.11 | |
12 | 12 | Соцветия | 24.11 | |
13 | 13 | Плоды | 1.12 | |
14 | 14 | Контрольная работа по теме: «Цветковые растения» | 8.12 | |
15 | 15 | Распространение плодов и семян | 15.12 | |
Жизнь растений – 13 ч. | ||||
16 | 1 | Химический состав растений | 22.12 | |
17 | 2 | Минеральное питание растений | 29.12 | |
18 | 3 | Фотосинтез | 12.01 | |
19 | 4 | Дыхание растений | 19.01 | |
20 | 5 | Испарение воды растениями | 26.01 | |
21 | 6 | Передвижение воды и питательных веществ. Лабораторная работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ в древесине» | 2.02 | |
22 | 7 | Прорастание семян | 9.02 | |
23 | 8 | Способы размножения растений | 16.02 | |
24 | 9 | Размножение споровых растений | 2.03 | |
25 | 10 | Размножение голосеменных растений | 9.03 | |
26 | 11 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №6 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 16.03 | |
27 | 12 | Способы опыления покрытосеменных растений | 30.03 | |
28 | 13 | Контрольная работа по теме: «Жизнь растений» | 6.04 | |
Классификация растений – 4 ч. | ||||
29 | 1 | Основы классификации растений | 13.04 | |
30 | 2 | Семейство крестоцветные, розоцветные | 20.04 | |
31 | 3 | Семейства паслёновые, бобовые и сложноцветные | 27.04 | |
32 | 4 | Класс однодольные. Семейства лилейные и злаки | 4.05 | |
Природные сообщества – 3 ч. | ||||
33 | 1 | Годовая контрольная работа | 11.05 | |
34 | 2 | Природные сообщества | 18.05 | |
35 | 3 | Охрана растений | 25.05 |
5. Результаты освоения предмета и система их оценки.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны понимать:
- О многообразии живой природы
- Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные
- Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение
- Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
- Экологические факторы
- Основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм
- Правила работы с микроскопом
- Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
- Строение клетки
- Химический состав клетки
- Основные процессы жизнедеятельности клетки
- Характерные признаки различных растительных тканей
- Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов
- Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
- Основные методы изучения растений
- Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие
- Особенности строения и жизнедеятельности лишайников
- Роль растений в биосфере и жизни человека
- Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира
Учащиеся смогут научится:
- Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.
- Отличать живые организмы от неживых
- Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием
- Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы
- Проводить фенологические наблюдения
- Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете
- Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- Распознавать различные виды тканей
- Давать общую характеристику растений, их основных групп
- Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны научаться:
- Составлять план текста
- Владеть таким видом изложения текста, как повествование
- Проводить наблюдения под руководством учителя
- Оформлять отчет под руководством учителя
- Получать биологическую информацию из различных источников
- Определять отношения объекта с другими объектами
- Определять существенные признаки объекта
- Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
- Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
- Работать с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью
- Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
Личностные результаты обучения:
- Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
- Знание правил поведения в природе
- Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
- Умение реализовывать теоретические познания на практике
- Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией
- Воспитание в учащихся любви к природе
- Признание права каждого на собственное мнение
- Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков
Критерии и нормы оценки учащихся
Оценка знаний учащихся.
Учитель должен учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся.
1. Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...