Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 5 класс | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Утверждаю» Директор МБОУ ИООШ №21 ______________/ Гамов А.А../ Приказ от 31.08.2020 №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Уровень общего образования - основное общее образование
Класс 5 класс
Количество часов 35 часов
Учитель: Сагайдак Юлия Владимировна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии
(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)
Программы «Биология» 5-9 классы
(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)
с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
2020 - 2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне, составлена на основе нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
3. Фундаментального ядра содержания общего образования
4.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
ИООШ №21
5.Учебного плана МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.
6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.
7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы, (В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов - М.: Дрофа, 2017г.)
8. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год
9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ ИООШ № 21
Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. Курс биологии выстраивается с учетом коммуникативно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов к обучению:
- социализации обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщению к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе,
- развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-овладению ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формированию у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи обучения состоят в обеспечении:
- Познакомить учащихся с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны;
- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладеть способами проведения несложных опытов и измерений;
- Привить учащимся способность к наблюдению за окружающим миром, с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов по биологии учащихся 5 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольных работ, биологических диктантов, лабораторных работ, тестов, беседы по вопросам.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 35 часов для обязательного изучения биологии на ступени основного общего образования (в 5 классе) — по 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год, программа по биологии в 5 классе будет реализована полностью.
Программа предусматривает использование следующих учебников:
В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015г.
2.Содержание учебного предмета
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы:
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
Раздел 2. Царство Бактерии (2часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (7часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Раздел 4. Царство Растения (12 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрации.
Гербарные экземпляры растений. Модели и муляжи органов растений. Микропрепараты, натуральные объекты.
Лабораторные работы:
- Строение зеленых водорослей.
3.Учебно-тематический план для 5 класса
№ п/п | Название темы | Всего часов | Сроки изучения |
1 | Введение | 6 | 1.09-6.10 |
2 | Клеточное строение организмов | 8 | 13.10-8.12 |
3 | Царство Бактерии и Грибы | 9 | 15.12-16.02 |
5 | Царство Растения | 12 | 2.03-25.05 |
Всего: | 35 |
График контрольных работ для 5 класса
№ п/п | Название темы | Вид контроля | Дата |
1 | Клеточное строение организмов | Контр. раб | 8.12 |
2 | Бактерии и Грибы | Контр. раб | 16.02 |
4 | Царство Растения | Контр. раб | 27.04 |
5 | Итоговая контрольная работа | Контр. раб | 11.05 |
График лабораторных работ для 5 класса
№ | Наименование работ | Дата |
1 | Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними» | 13.10 |
2 | Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешу лука» | 20.10 |
3 | Лабораторная работа №3 «Химический состав клетки» | 17.11 |
4 | Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 24.11 |
5 | Лабораторная работа №5 «Изучение строения тел шляпочных грибов» | 12.01 |
6 | Лабораторная работа №6 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей» | 9.03 |
4. Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||
1 | 1.Биология – наука о живой природе | Стр. 9 – 12 понятия | 1.09 | |
2 | 2. Методы исследования в биологии | §2 | 8.09 | |
3 | 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | §3 | 15.09 | |
4 | 4. Среды обитания живых организмов. | §4 | 22.09 | |
5 | 5.Экологические факторы и их влияние на живые организмы | §5 | 29.09 | |
6 | 6.Обобщающий урок по теме: «Введение» | §1-5 | 6.10 | |
Клеточное строение организмов – 8 часов | ||||
7 | 1.Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними» | §6 | 13.10 | |
8 | 2.Строение клетки. Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешу лука» | §7 | 20.10 | |
9 | 3.Жизнедеятельность клетки. | §9 | 27.10 | |
10 | 4. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | §8 | 10.11 | |
11 | 5.Лабораторная работа №3 «Химический состав клетки» | §8 | 17.11 | |
12 | 6.Ткани. Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | §10 | 24.11 | |
13 | 7.Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов» | §6-10 | 1.12 | |
14 | 8.Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмов» | 8.12 | ||
Бактерии и грибы – 9 часов | ||||
15 | 1.Строение и жизнедеятельность бактерий | §11 | 15.12 | |
16 | 2.Роль бактерий в природе и жизни человека | §12 | 22.12 | |
17 | 3.Общая характеристика грибов | §13 | 29.12 | |
18 | 4.Шляпочные грибы. Лабораторная работа №5 «Изучение строения тел шляпочных грибов» | §14 | 12.01 | |
19 | 5.Плесневые грибы и дрожжи | §15 | 19.01 | |
20 | 6.Грибы – паразиты | §16 | 26.01 | |
21 | 7.Лишайники | §19 | 2.02 | |
22 | 8. Обобщающий урок по теме «Бактерии и грибы» | §11-16 | 9.02 | |
23 | 9. Контрольная работа по теме: «Бактерии и грибы» | 16.02 | ||
Царство Растения – 12 часов | ||||
24 | 1.Разнообразие, распространение и значение растений | §17 | 2.03 | |
25 | 2.Водоросли. Лабораторная работа №6 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей» | §18 | 9.03 | |
26 | 3.Мхи | §20 | 16.03 | |
27 | 4.Папоротники, хвощи, плауны | §21 | 30.03 | |
28 | 5.Голосеменные растения | §22 | 6.04 | |
29 | 6.Покрытосеменные растения | §23 | 13.04 | |
30 | 7.Обобщающий урок по теме: «Царство Растений» | §17-23 | 20.04 | |
31 | 8.Контрольная работа по теме: «Царство растений» | 27.04 | ||
32 | 9.Повторение за курс 5 класса | Повторение | 4.05 | |
33 | 10.Итоговая контрольная работа | 11.05 | ||
34 | 11. Урок игра «Знаешь ли ты ботанику?» | 18.05 | ||
35 | 12. Летнее задание | 25.05 |
5.Результаты освоения предмета и система их оценки
Программа по биологии направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенное выстраивание собственных целостных мировоззрений.
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивание экологических рисков взаимоотношений человека и природы.
- Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:
- Анализирование, сравнивание, классифицирование и обобщение фактов и явлений.
- Выявление причины и следствия простых явлений.
- Осуществление сравнения и классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта.
- Составление тезисов, различных видов планов (простых, сложных и т.п.). Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывание всех уровней текстовой информации.
- Умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, распределять роли).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Планируемые результаты
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Критерии и нормы оценки учащихся
Оценка знаний учащихся.
Учитель должен учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся.
1. Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса)
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и ввыводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...