План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_14.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ. Тест №3 «Строение эукариотической и прокариотической клеток».
Цель: дать элементарное представление о генетической информации, матричном принципе транскрипции, трансляции, генетическом коде, реализуемом в процессе синтеза белка.
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютер, интерактивная доска, бланки с тестами.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Проверочное тестирование по теме «Строение эукариотической и прокариотической клеток»
Вариант 1, Вариант II
III. Изучение нового материала.
Рассказ с элементами беседы.
- БЕЛКИ - ОСНОВА СПЕЦИФИЧНОСТИ ОРГАНИЗМОВ.
Одна из самых замечательных особенностей жизни состоит в том, что все живые существа характеризуются общностью строения клеток и происходящих в них процессов. Однако они имеют и очень много различий. Даже особи одного вида различаются по некоторым свойствам и признакам: морфологическим, биохимическим, физиологическим. В конечном счете, сходство и различие организмов определяется набором белков. Каждый вид растений и животных имеет особый, только ему присущий набор белков, то есть белки являются основой видовой специфичности. Некоторые белки, выполняющие одинаковые функции, могут иметь одинаковое строение у разных видов. Например, инсулин - гормон поджелудочной железы, регулирующий количество сахара в крови, одинаков у собаки и у человека. Однако многие белки, выполняя одну и ту же функцию, несколько отличаются по строению у разных представителей одного и того же вида. Примером могут служить белки групп крови у человека. Такое разнообразие белков обусловливает индивидуальную специфичность организмов.
Вывод: все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.
- ДНК - НОСИТЕЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков.
- Где находится информация о строении всех белков организма? Как она называется? (Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической.)
- Что является единицей наследственной информации?
(Ген.)
- Дайте определение термину ген.
(Ген - участок молекулы ДНК в хромосоме, несущий информацию об одной полипептидной цепи.)
- Какими свойствами и функциями обладает ДНК? (ДНК способна к самоудвоению.
ДНК выполняет функции хранения и передачи наследственной информации следующему поколению, а также передает генетическую информацию, необходимую для синтеза белков, из ядра в цитоплазму.)
Проблемный вопрос:
- Как же происходит синтез белков, если ДНК, носитель всей генетической информации в клетке, непосредственного участия в синтезе белков не принимает?
Вопросы, помогающие в решении этой задачи:
- Где в клетке находятся молекулы ДНК?
(В хромосомах ядра, и отделены ядерной мембраной от цитоплазмы клетки, где происходит синтез белка.)
- На каких органоидах происходит синтез белка?
(На рибосомах.)
- Как же информация о белках из ядра попадает к рибосомам?
(Через посредника, роль которого выполняет информационная РНК, так как и-РНК способна пройти через поры ядерной мембраны. Информационная РНК - одноцепочечная молекула, комплементарная участку одной цепи ДНК; она в сотни раз короче и является копией только одного гена или группы рядом лежащих генов, несущих информацию о структуре белка.)
- Каким образом генетическая информация, находящаяся в ДНК, передается на и-РНК?
(Эта информация по принципу комплементарности вчитывается (списывается) с одной из цепей ДНК, в результате чего синтезируется и-РНК.)
Зарисовка схемы этого процесса на доске, если нет таблицы по теме, с объяснением (или использовать рис. 38 на с. 76).
Процесс синтеза и-РНК на ДНК осуществляется ферментом РНК-полимеразой и называется транскрипцией. Благодаря транскрипции в клетке осуществляется передача информации от ДНК к белку через и-РНК.
Генетическая информация, содержащаяся в ДНК и в и-РНК, заключена в последовательности расположения нуклеотидов в их молекулах. Белки же состоят из аминокислот. Как же происходит перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот?
(Такой перевод осуществляется с помощью генетического кода.)
- Что такое код (или шифр)? (Это система символов для перевода одной формы информации в другую.)
А генетический код - это система записи информации о последовательности расположения аминокислот в белках с помощью последовательности расположения нуклеотидов в информационной РНК.
Таким образом, мы видим, что последовательность расположения нуклеотидов в и-РНК определяет последовательность расположения аминокислот в белках. Как же это происходит?
Для ответа рассмотрим свойства генетического кода (учитель и учащиеся работают с текстом на с. 74).
1) Код триплетен.
В состав РНК входят 4 нуклеотида: А, Г, Ц, У.
Если бы мы попытались обозначить одну аминокислоту одним нуклеотидом, то 16 из 20 аминокислот остались бы не зашифрованы; двухбуквенный код позволил бы зашифровать лишь 16 аминокислот. Природа создала трехбуквенный, или триплетный код. Это означает, что каждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью трех нуклеотидов, называемых триплетом, или кодоном. Из 4 нуклеотидов (А, Г, Ц, У) можно создать 64 различные комбинации по 3 нуклеотида в каждой (4x4x4 = 64) (рис. 37 на с. 75).
- Код вырожден (или избыточен), то есть каждая аминокислота кодируется более чем одним кодоном.
- Код однозначен (каждый кодон шифрует только одну аминокислоту).
- Код является неперекрывающимся (любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета).
- Полярность генетического кода.
Между генами имеются «знаки препинания» (УАА, УАГ, УГА; эти триплеты находятся в конце каждого гена, и каждый из них обозначает прекращение синтеза полипептидной цепи).
- Код универсален (генетический код един для всех живущих на Земле существ).
- Где же происходит расшифровка генетической информации?
Таким образом, мы видим, что расшифровка генетической информации - перевод ее с языка нуклеотидов на язык аминокислот происходит в цитоплазме клетки на рибосомах, где идет синтез полипептидных цепей белков по матрице и-РНК.
Этот процесс синтеза полипептидных цепей белков по матрице и-РНК, выполняемый рибосомами, называется трансляцией (объяснение процесса трансляции по таблице).
III. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам.
1) Как отражен в процессе транскрипции принцип комплементарности? В чем смысл такой точности переписывания информации с ДНК на и-РНК?
(Если в транскрибируемой нити ДНК стоит нуклеотид Г, то РНК-полимераза (фермент) включает Ц; если стоит Т, включает А, если стоит А, включает У (в состав РНК не входит Т). Если в матрицу (ДНК и РНК) вкрадется ошибка, то она будет воспроизводиться в белках.)
2) Что такое ген?
(Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной полипептидной цепи.)
Домашнее задание: изучить § 2.10; ответить на вопросы 1-5 на с. 78-79. Один учащийся готовит сообщение о СПИДе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии и презентация по теме "Строение эукариотической клетки"
разработка урока биологии в 10 классе ....
Урок биологии по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код".
Представляю конспект урока с приложениями по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код"...
урок биологии в 10 классе по теме "Строение клетки"
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологичес...
Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"
Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: кластер, инсерт, синквейн, таблица верных и неверных утверждений....
Презентация "Реализация наследственной информации в клетке"
Презентация для 10 класса (базовый уровень)....
технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Реализация наследственной информации в клетке".
Эта тема урока является предпоследней в разделе "Клетка"....
презентация к уроку биологии в 10 классе по теме "Реализация наследственной информации в клетке".
содержание презентации представляет собой пошаговое изучение процесса биосинтеза белка, включая процессы транскрипции и трансляции...