Изучение способов, влияющих на повышение иммунитета младших школьников
творческая работа учащихся по биологии (5 класс)

Таскужанова Гульсара Галимуратовна

Данная работа посвящена изучению способов, влияющих на повышение иммунитета младших школьников.

Для достижения цели работы изучался теоретический материал об иммунитете, о его значении для здоровья.

 Среди обучающихся, младших школьников проводилось анкетирование.

Провели  интервью с фельдшером  Усовской амбулаторной больницы Т.А.Игишевой. Вместе с учителем определяли эффективные  способы повышения иммунитета.

         В результате  работы гипотеза подтвердилась,  действительно, если иммунитет бывает пониженным, то существуют способы его  повышения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной конкурс юных  исследователей окружающей среды
«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»

Изучение способов, влияющих на повышение иммунитета

младших школьников

Таскужанов Даурен Булатович,
обучающийся 5 класса
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Усовская  средняя
общеобразовательная школа

Руководитель
Таскужанова Гульсара Галимуратовна,
учитель начальных классов
Муниципального автономного
общеобразовательного  учреждения
Усовская  средняя
общеобразовательная школа

с.Усово, 2020 г

Содержание

Введение

с.3-4

Глава 1. Иммунитет

1.1 Что такое иммунитет. Формы иммунитета

с.5-6

2.1 Значение иммунитета для здоровья

с.6

  Глава 2.  Практическое изучение значения иммунитета

2.1  Причины понижения иммунитета

с.7        

2.2  Способы повышения  иммунитета

с.8-9

2.3  Информация для детей и их родителей

с.10

Заключение

с.10-11

Список литературы и Интернет-источников

с.11              

Приложения  

Таскужанов Даурен Булатович

Россия, Тюменская область, Сладковский район, с. Усово,

МАОУ Усовская СОШ, 5 класс

Научная статья

Введение

Каждый из нас желает быть всегда бодрым, сильным духом, а значит быть здоровым. А чтобы быть здоровым, надо иметь хороший иммунитет, как говорят врачи.

В настоящее время довольно часто можно слышать слово «иммунитет» Но что это? И почему иммунитет надо укреплять? У каких людей иммунитет сильнее и от чего это зависит?

Мне стало интересно, на самом ли деле у человека есть такие силы, которые помогут ему поправиться в случае болезни? Как быть здоровым? Как сохранить иммунитет? Что снижает иммунитет? И мы с мамой решили найти ответы на все эти вопросы. Ещё нам захотелось  узнать о способах укрепления иммунитета.

В нашей работе мы хотим изучить что такое иммунитет, какое значение он имеет для здоровья.

Мы хотим провести анкетирование и проанализировать причины снижения иммунитета, узнать об эффективных способах повышения иммунитета и подготовить об этой проблеме информацию для учеников и родителей.

     Актуальность  исследования проблемы: с наступлением холодов многие дети начинают болеть из-за снижения  иммунитета, чтобы этого избежать, надо эффективно повышать иммунитет.

          Объект исследования – иммунитет.

                Предмет исследования – способы повышения иммунитета

            Цель: Выделить эффективные способы повышение иммунитета младших школьников.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить, что такое «иммунитет» и его значение для здоровья;
  2. Определить причины понижения иммунитета;
  3. Узнать способы повышения иммунитета;
  4. Подготовить и распространить информацию среди учеников и их родителей об эффективных способах повышения иммунитета;
  5. Провести исследование (анкетирование).

Гипотеза: Если иммунитет бывает пониженным, то существуют эффективные способы его повышения.  

Практическая значимость: Данная работа может быть интересна тем, кто следит за своим здоровьем, хочет быть здоров. Также исследовательскую работу можно использовать   на уроках окружающего мира  при изучении тем «Ты и твоё здоровье», во внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению, в проектной деятельности.

Методы исследования:

- теоретический (анализ литературы и Интернет – источников);

- практический (изготовление буклетов и памяток);

- анкетирование, интервью;

- анализ полученных данных.

.

Глава 1. Иммунитет.

  1. Что такое иммунитет.

Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами. Они всюду: в воде, в воздухе, в почве и легко могут попасть в наш организм. Но все ли они способны вызвать заболевания? Оказывается, нет. Наш организм способен защитить себя от их вредного воздействия. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически защищают нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Но есть микроорганизмы устойчивые к действию этих веществ. Если же микробы всё же проникают в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.

Определений слова «иммунитет» очень много. В изучении теоретической части мы обратились к Толковому словарю русского языка  В.И.Даля, С.И.Ожегова  и к детской энциклопедии. (Приложение 1)

Из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова, иммунитет – это невосприимчивость к какому – нибудь инфекционному заболеванию

Из детской энциклопедии «Барвики», иммунитет – это защитная способность организма противостоять болезням.

Бывают четыре формы иммунитета: активный, пассивный, врожденный, приобретенный.

Активный иммунитет – возникает после перенесенного заболевания или после вакцинации, держится долго, остается на всю жизнь, но не передается по наследству.

Пассивный – устанавливается очень быстро при введении лечебной  сыворотки, но держится недолго.

Врожденный (наследственный) иммунитет – наследуется ребенком от матери.

Приобретенный иммунитет развивается в течение жизни по мере столкновения его с микробами и вирусами.

  1. Значение иммунитета для здоровья.

Основная роль иммунитета заключается в том, что он служит организму, как телохранитель человеку, доверившему ему свою жизнь. И так же, как у телохранителя,   главная задача иммунитета — отличить «своего» от «чужого» и обезвредить последнего. Не только обезвредить, но и вывести его из организма, а также запомнить врага «в лицо» и сохранить о нем вечную память, чтобы не допустить повторного вторжения.

Если у человека иммунитет снижен, то высока вероятность заболевания простудными, вирусными заболеваниями.

Глава 2.  Практическое изучение значения иммунитета.

2.1  Причины понижения иммунитета.

         Чтобы определить причины снижения иммунитета, мы обратились за помощью к фельдшеру Усовской амбулаторной больницы Татьяне Алексеевне Игишевой. Татьяна Алексеевна рассказала мне о причинах снижения иммунитета (Приложение 2)

Причинами снижения иммунитета являются:

  1. Неправильное питание.  
  2. Нарушение режима дня. 
  3. Самолечение.
  4. Стрессы.
  5. Прием лекарственных средств. 
  6.  Инфекционное заболевание. 

В своей работе мы провели анкетирование, чтоб узнать, как заботятся ученики о своем здоровье. После анализа анкетирования, мы сделали вывод, что примерно половина (46 %) обследуемых не следят за своим здоровьем.

Не все учащиеся закаливаются, соблюдают режим дня, не гуляют каждый день, не принимают витамины, не употребляют отвары из трав и ягод, что приводит к снижению иммунитета.Приложение3,  Приложение4 

     

2.2  Способы повышения  иммунитета.

Повышение иммунитета – главное решение к здоровой жизни. При встрече с фельдшером Татьяной Алексеевной Игишевой, при изучении литературы и Интернет - источников мы узнали, что существуют много способов повышения иммунитета, и выделили наиболее эффективные    способы повышения иммунитета.  

  1. Для формирования активного иммунитета и снижения заболеваемости инфекционными болезнями, детям необходимо своевременно делать прививки. В нашей школе каждый год делают прививки от гриппа. Это уменьшает риск заболеть гриппом в сезон простуд. 
  2. Правильное питание. Питание должно быть сбалансированным. Ведь, именно с едой, к нам в организм, попадают все необходимые полезные вещества и витамины. Поэтому, надо больше свежих овощей и фруктов, морепродуктов  и отказаться от продуктов содержащих красители и консерванты. Большую роль в повышении иммунитета играет сбалансированное питание, которым обеспечивает учащихся наша школа.
  3. Прогулки на свежем воздухе. Ни одна витаминка не заменит прогулки на свежем воздухе. Прогулки должны быть ежедневными  и длиться не менее 2 часов, и лучше в движении. Одежда должна соответствовать погоде. А также почаще проветривать свое помещение. Мы в школе регулярно проводим проветривание кабинетов, чтобы дышать чистым, свежим воздухом.
  4. Физические упражнения. Выполнение физических упражнений тоже повышают иммунитет. Не только на уроке физической культуры надо их выполнять, но и дома, в свободное время. Занятия оздоровительными физическими упражнениями повышают настроение и снижают стресс и депрессию. 
  5. Соблюдение режима дня. Соблюдение режима  тоже способствует укреплению иммунитета. Он очень важен в любом возрасте. Грамотно сформированный режим отдыха и сна благотворно влияет не только на иммунитет, но и на эмоциональное состояние человека,  на его умственное и физическое  развитие. Недосыпание отрицательно влияет на  защитные силы нашего организма, поэтому надо ложиться спать всегда вовремя.
  6. Народные средства. Нужно обязательно в рацион питания включать чеснок и лук – природные антиоксиданты. 

Употребляя чеснок и лук в пищу, мы защитим себя от воспалений и опухолей, а также укрепим  иммунную систему и очистим печень. Эти продукты помогают повысить иммунитет,  восстанавливать организм во время стресса, и бороться  с перегрузками. Для того чтобы повысить иммунитет, необходимо употреблять чеснок только и лук в сыром виде.

 Можно в классе разместить небольшие емкости с чесноком. В столовой школы и в учебных кабинетах нашей школы это практикуется. 

  1. Также хорошо поднимает иммунитет отвар из плодов шиповника. Отвар стимулирует полноценную работу иммунной системы, значительно повышает сопротивляемость организма. Кроме того, шиповник замечательно восстанавливает сниженную работоспособность, что делает его незаменимым в период повышенных умственных и физических нагрузках на организм. Отвар шиповника благотворно влияет на работу кровеносной системы, почек, печени, мочевого пузыря и поджелудочной железы. Все эти полезные свойства шиповника признаны официальной медициной – экстракт шиповника входит в состав многих лекарственных препаратов. В нашей школе в меню тоже входит отвар из шиповника.
  2. Чаи из малины, смородины, лимона, имбиря.

Имбирь очень сильно стимулирует наш иммунитет по причине того, что в нем находятся основные минеральные вещества, витамины и необходимые человеку эфирные масла. В имбире очень много витаминов группы В и С, и по полезности его можно поставить рядом с чесноком. Отлично восполняет запасы витаминов чай с имбирем, в который можно положить еще лимон и мед. Также имбирь добавляют в курицу, кашу или суп, а сок имбиря служит и прекрасной заправкой к салату, и основой многих соусов.

  1. Почему же так ценен чай из листьев смородины? Во-первых, это кладезь витаминов и минералов. Флавоноиды, дубильные вещества, фитонциды, магний, медь, марганец, витамин С – все вышеуказанные компоненты в изобилии содержатся в листьях ягодного кустарника.

Как уже подчеркивалось, чай из листьев смородины способствует укреплению иммунитета, а это значит, что повышается сопротивляемость организма вирусным инфекциям и болезням. Отвар из листьев смородины и малины обладает противовирусным, противовоспалительным и общеукрепляющим эффектом. При авитаминозе и слабом иммунитете чай из листьев смородины и малины – это первое лекарство.

Ценность лимона как продукта, заключается в уникальном составе нутриентов, из которых 44% составляет витамин С. Также в нем присутствуют витамины группы В, калий, кальций и медь (24%). 

             Анализируя способы повышения иммунитета, мы пришли к выводу, что если иммунитет сниженный, то есть эффективные способы для его поднятия.

       

2.3  Информация для детей и их родителей.

Многие дети и взрослые хоть и слышали слово «иммунитет», но недостаточно хорошо знают значение этого слова, как влияет  сниженный иммунитет на здоровье и какие существуют эффективные способы для повышения иммунитета. Мы решили проинформировать учеников и их родителей. Для этого создали памятки про иммунитет, выступили на классном часе с презентацией по этой проблеме. (Приложение 5, Приложение  6)

Заключение

В результате проделанной работы мы выяснили, что такое иммунитет и его значение для здоровья, определили причины понижения иммунитета, узнали способы его повышения, подготовили и распространили информацию среди учащихся об эффективных способах повышения иммунитета.

        В результате проведённого исследования была

  • изучена специальная литература;
  • после анкетирования с учащимися выявлены, насколько дети следят за своим здоровьем;
  • была собрана информация и составлены рекомендации по укреплению иммунитета;
  • с учащимися моего класса был проведен классный час.

Цель нашей работы достигнута.

         Мы в своей работе решили все поставленные задачи и подтвердили гипотезу, что если иммунитет бывает пониженным, то существуют эффективные способы его повышения.

Напоследок хотелось бы сказать, что если вы хотите обладать прекрасным здоровьем, одной из самых главных ваших целей должно являться повышение и укрепление иммунитета.

Список используемых источников и литературы

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского язык: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 стр.
  2. http://www.barius.ru/barwiki/index.php?word=17
  3. https://centr-zdorovja.com/immunitet-i-osnovnye-teorii/
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иммунитет
  5. https://ladycharm.net/2018/08/immunitet-cheloveka/
  6. https://www.studmed.ru/pokrovskiy-vi-enciklopedicheskiy-slovar-medicinskih-terminov_975e7c85bdb.html
  7. https://imukeep.ru/folk-remedies/lemon-for-immunity
  8. https://immuniteta.ru/narodnye-sredstva/chai-povyshayushhie-immunitet.html
  9. https://www.sun-hands.ru/7produkty_povyshayut_immunitet.html
  10. https://yandex.ru/images/search?text=иммунитет%20картинки&stype=image&lr=11173&parent-reqid=1603016444176798-387328422129948455500281-prestable-app-host-sas-web-yp-119&source=wiz

Приложение 1

Работа со словарем.

D:\закачки\20201016_120425.jpeg

Приложение 2

Встреча с фельдшером Усовской амбулаторной больницы

D:\закачки\Photo_1602878060650.jpg

Приложение 3

Анкета «Заботятся ли дети о своем здоровье»            

№ вопроса

Вопросы

Да

Нет

1

Занимаетесь ли Вы закаливанием?

7

12

2

Соблюдаете ли Вы режим дня?

10

9

3

Гуляете ли Вы каждый день?

13

6

4

Принимаете ли Вы витамины?

9

10

5

Ставили ли Вам прививку от гриппа?

11

8

6

Употребляете ли Вы фрукты каждый день?

13

6

7

Употребляете ли Вы отвары из трав и ягод?

9

10

Итого

54%

46%

Приложение 4

«Идет анкетирование»                      

D:\закачки\20201015_120550.jpeg

C:\Users\Администратор\Downloads\ui-X4EVJZRE.jpg
D:\закачки\20201015_121219.jpeg

Приложение 5

Памятка «Что такое иммунитет?»

D:\закачки\photo.jpg

Приложение 6

«Выступление на классном часе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

Статья.СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье изложены авторские взгляды на значение эмоционально сферы и методы ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является изучение способов коррекц...

Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников

У школьников очень часто нарушается психоэмоциональное равновесие в поведении, что проявляется в виде тревожности, агрессивности, ссор, конфликтности, обидчивости, ревности и т.д. В статье рассматрива...

Способы преодоления проблем мотивации у младших школьников на уроках английского языка

В данной статье рассматривается проблема повышения мотивации младших школьников при обучении иностранному языку (на материале английского языка). Прослеживается зависимость достижения высокого уровня ...